Эволюция органического мира

  1. Какое явление называют микроэволюцией?

ОТВЕТ:Процесс образования новых подвидов и видов.

  1. Какое явление называют макроэволюцией?

ОТВЕТ:Процесс образования надвидовых систематических групп.

  1. Муха-осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер приспособления.

ОТВЕТ: Тип приспособления, когда незащищенный организм приобретает признаки защищенного организма называется мимикрия. Сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным. Но эта защита не дает полной гарантии выживания, так как молодые птицы, у которых не выработался рефлекс на осу, могут ее съесть.

  1. Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?

ОТВЕТ: Кроссинговер – перекрест гомологичных хромосом в мейозе, приводит к разнообразию гамет и, как следствие, генетическому разнообразию потомства. Это, в свою очередь, обеспечивает эффективность действия естественного отбора и возникновения большего разнообразия приспособлений к условиям окружающей среды.

  1. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

ОТВЕТ: Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной. В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору. Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.

  1. Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька – тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений.

ОТВЕТ: Морской конек зависает среди водорослей и становится незаметным для хищников. Сходство формы тела и окраски животного с неподвижными природными объектами называется маскировка. Но такое сходство не дает им полной гарантии выживания, так как при движении рыбы, или на открытом пространстве рыбки становятся заметными для хищников. В этом заключается относительный характер приспособленности.



  1. Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.

ОТВЕТ:Подражание неподвижным телам природы ( подражательное сходство), покровительственная окраска и форма – это маскировка. Гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц. Но это не дает полной гарантии выживания, потому что при движении и на другом фоне гусеница становится заметной для птиц.

  1. Назовите ароморфозы, которые позволили древним земноводным освоить сушу?

ОТВЕТ:Появление легочного дыхания(позволяет усваивать атмосферный кислород), конечностей (для передвижения на суше), трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения (усиливает обмен веществ).

  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция пресмыкающихся при освоении ими суши?

ОТВЕТ: Переход только на легочное дыхание (появление ячеистых легких); появление сухой ороговевшей кожи без желез (защита от высыхания); внутреннее оплодотворение, возникновение зародышевых и яйцевых оболочек.

  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция птиц?

ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, двойное дыхание, развитие больших полушарий и др.

  1. Назовите ароморфозы, которыми сопровождалась эволюция млекопитающих?

ОТВЕТ: Теплокровность, 4-х камерное сердце, появление альвеолярных легких, появление коры больших полушарий, выкармливание детенышей молоком, живорождение, появление многослойной кожи, богатой железами

  1. Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?

ОТВЕТ: Дало возможность использовать в пищу разные корма, а это способствовало ослаблению конкуренции. В результате дивергенции признаков и изоляции популяций произошло образование новых видов.

  1. Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?

ОТВЕТ: Большая численность способствует расширению ареала, увеличивает вероятность встречи особей и их свободного скрещивания, увеличивается разнообразие особей из-за большой перекомбинации генов, обогащается генофонд вида.

  1. Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции?

ОТВЕТ: Ископаемые остатки и отпечатки древних организмов, переходные формы (например, археоптерикса), филогенетические ряды (например, лошади).

  1. Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

ОТВЕТ: Индустриальный меланизм - это явление, когда из-за развития промышленности и загрязнения воздуха в Англии в 19-20 веках произошло увеличение числа темноокрашенных бабочек по сравнению со светлоокрашенными. Причина изменения направления естественного отбора в пользу темноокрашенных бабочек – загрязнение стволов берез копотью в промышленных районах, что дает преимущество в маскировке темноокрашенным бабочкам. Это появление движущей формы естественного отбора.

  1. Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению?

ОТВЕТ:Половое размножение увеличивает разнообразие потомства, что ускоряет естественный отбор- главную направляющую силу эволюции.

  1. Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

ОТВЕТ: В популяции насекомых –вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам. Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается. Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.

  1. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.

ОТВЕТ: Вид приспособленности, когда незащищенные виды становятся похожими на защищенные виды, называется мимикрия. Причина: у разных видов могут возникнуть сходные мутации по внешним признакам. Особи, незащищенного вида, имеющие сходство с особями защищенного вида, получают преимущество в выживании (реже склевываются птицами) и распространяются в популяции.

  1. Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

ОТВЕТ: Тип окраски – покровительственная – слияние с фоном морского дна; способность изменять окраску верхней стороны тела делает рыбу незаметной на фоне грунта, позволяя скрываться от врагов и от возможной добычи. Приспособленность не помогает при движении рыбы, и она становится заметной для врагов.

  1. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

ОТВЕТ:В популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда; происходит миграция особей и обмен генами; происходит борьба за существование и естественный отбор

    1. Какие органические вещества обеспечили воспроизводство организмов в период возникновения жизни?

ОТВЕТ:Нуклеиновые кислоты.

    1. Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?

ОТВЕТ:Сгусток органических веществ.

    1. В основе какой теории лежит представление о возникновении жизни на Земле химическим путем?

ОТВЕТ:Теории абиогенного синтеза.

    1. Почему первые живые организмы были гетеротрофами?

ОТВЕТ:В первичном океане было много органических веществ, и отсутствовали автотрофы.

    1. Почему брожение считают эволюционно более древним типом энергетического обмена, чем дыхание?

ОТВЕТ:Брожение осуществляется без участия кислорода, которого не было в атмосфере.

Основы генетики

  1. Почему генетикам необходимо знать гетерозиготность генотипов в популяциях человека?

ОТВЕТ: Для выявления наследственных заболеваний.

  1. Каковы причины сцепленного наследования генов?

ОТВЕТ:Расположение генов в одной хромосоме.

  1. Почему соматические мутации не передаютсяпо наследству при половом размножении?

ОТВЕТ:Возникают в клетках тела и исчезают со смертью организма.

  1. Какова причина рождения детей с синдромом Дауна?

ОТВЕТ:Геномная мутация, т.е. наличие лишней хромосомы в 21-ой паре.

  1. Что представляет собой гибридологический метод изучения наследственности?

ОТВЕТ:Подбор и скрещивание родительских форм, отличающихся рядом признаков и анализ наследования признаков потомством.

  1. С помощью какого метода можно выявить болезнь Дауна?

ОТВЕТ:Цитогенетического (изучив и посчитав количество хромосом под микроскопом).

  1. С какими структурами связана цитоплазматическая наследственность листьев томата?

ОТВЕТ:С хлоропластами и митохондриями, так как в них есть свои молекулы ДНК, свои гены.

  1. Почему в фенотипе мух дрозофил длинные крылья встречаются чаще у серых особей?

ОТВЕТ:Гены «длинных крыльев» и «серого тела» расположены в одной хромосоме и поэтому наследуются сцеплено, т.е. вместе.

  1. Что представляет собой генофонд?

ОТВЕТ:Совокупность генов всех особей популяции и вида.

  1. Какова сущность гипотезы чистоты гамет?

ОТВЕТ:В гетерозиготных особях разные аллели не «смешиваются», сохраняют свои свойства, сохраняются в «чистоте», и в гаметы отходит только один из аллелей.

  1. У матери, не являющейся носителем гена гемофилии, и больного гемофилией отца родились 2 дочери и 2 сына. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы детей, если ген гемофилии является рецессивным и сцеплен с полом.

ОТВЕТ:генотипы родителей ХН ХН и ХhУ; генотипы потомства - ХН Хh и ХН У; дочери – носительницы гена гемофилии, а сыновья – здоровы.

  1. Отец имеет короткие ресницы (рецессивный аутосомный ген), а мать – длинные (доминантный ген), трое их детей имеют длинные ресницы, а двое – короткие. Определите виды гамет и генотипы родителей, а также генотипы потомства.

ОТВЕТ: Так как в потомстве наблюдается расщепление 1:1, значит отец имеет генотип аа, а мать – Аа. Гаметы отца – а, гаметы матери – А, а. Генотипы детей Аа (с длинными ресницами), аа (с короткими ресницами).

  1. Какова вероятность того, что зрячая собака несет ген слепоты, если от скрещивания с такой же собакой, родился один слепой щенок? (нормальное зрение - доминантный признак)

ОТВЕТ: Так как слепой щенок родился от скрещивания двух зрячих собак, значит, оба родителя имели рецессивный ген слепоты, т.е. вероятность равна 100%.

  1. При неоднократном скрещивании серого кролика с гетерозиготной серой самкой, все их потомство было серым. Какой можно сделать вывод по этим результатам?

ОТВЕТ: Отсутствие расщепления в потомстве говорит, что самец был гомозиготным и серая окраска является доминантным.

  1. Какое потомство получится при скрещивании гомозиготной комолой (безрогой) коровы с рогатым быком, если ген комолости доминирует? Какие законы наследственности подтверждаются при этом?

ОТВЕТ: А – комолость, а - рогатость;

Р АА Х аа

Ком. Рог.

ГАМЕТЫ (G) А а

Эволюция органического мира - student2.ru Эволюция органического мира - student2.ru Эволюция органического мира - student2.ru F1 Аа

комолые

ОТВЕТ: Все потомство будет комолой. Закон доминирования или единообразия, правило чистоты гамет.

Наши рекомендации