График проведения СРСП
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
_____________ Ж.М.Нусенов
«__29__» августа______2013 г.
Образовательная программа – бакалавриат
Специальности: 5В051100 – маркетинг, 5В070300 – информационные системы, 5В050600 – экономика, 5В050800 – учет и аудит, 5В050700 – менеджмент, 5B090900 – логистика, 5В070301 – юриспруденция, 5B091200 – ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В090800 – оценка, 5B050900 –- финансы, 5В050505 – регионоведение,
Форма обучения: дневная
СИЛЛАБУС
По дисциплине «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс: 1
Семестр: 1
Количество кредитов: 2
Преподаватели кафедры «ОД»: доцент, к.т.н. Амирхожаева Д.А.,
Проф., д.б.н. Нелидов С.Н.
Телефон: 3022155, кабинет №103
Алматы, 2013
Составитель: ____________ доцент, к.т.н., Амирхожаева Д.А., проф. д.б.н. Нелидов С.Н.
Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов специальности: : 5В051100 – маркетинг, 5В070300 – информационные системы, 5В050600 – экономика, 5В050800 – учет и аудит, 5В050700 – менеджмент, 5B090900 – логистика, 5В070301 – юриспруденция, 5B091200 – ресторанное дело и гостиничный бизнес, 5В090800 – оценка, 5B050900 –- финансы, 5В050505 – регионоведение,
Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Общеобразовательные дисциплины»
Протокол №1 от «29» августа 2013 г.
Зав.кафедрой,проф., д.философ.наук._____________________________Абдигалиева Г.К.
Силлабус одобрен на заседании УМС НОУ МАБ
Протокол №1 от «___» «________» 2013 г.
Введение
Данная дисциплина рассматривает и изучает принципы созданиябезопасной среды обитания человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
ü чтение лекций;
ü проведение практических занятий;
ü СРСП;
ü СРС.
Цель преподавания дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности» - вооружить студентов знаниями и навыками, дающими целостное представление о современных механизмах воздействия на важнейшие сферы безопасности в общественной и образовательной жизни; приобретение студентами знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности, необходимых для профессиональной деятельности
Задача изучения дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности» заложить теоретические знания и дать объем практических навыков, необходимых для создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности человека; идентификация негативных воздействия среды обитания, разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий и др.
Пререквизиты: экология и устойчивое развитие, основы права, социология.
Постреквизиты:cоциальная экология, психология, экологические и техногенные риски, основы валеологии, основы медицинских знаний, управление безопасностью жизнедеятельности.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны: освоить компентенции согласно компентентностной модели бакалавра.
Общие компентенции:
знать:
ü теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;
ü анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
уметь:
ü предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
ü анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера.
овладеть навыками:
ü пользования индивидуальными средствами защиты (в т.ч. и медицинскими средствами защиты);
ü оказания первой медицинской помощи пострадавшим при неотложных состояниях;
Предметно-специализированные:
знать:
ü правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
ü средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;
уметь:
ü применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
ü выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
овладеть навыками:
ü формирования сотрудничества, понимания, аргументации, планирования.
ü поведенческих алгоритмов в экстремальных ситуациях криминального характера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Распределение по неделям | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | СРСП | ||
1. | Введение. Роль современного государства в обеспечении жизнидеятельности. Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера. Актуальность и методология ОБЖ. Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов. | ||||
2. | Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей. Организационно-технические меры повышения безопасности и улучшения условий труда. Проблемы безопасности в системе «человек-машина-производственная среда». | ||||
3. | Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности.Организация и введение ГО - одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. Роль, основные задачи и организационная структура министерства по ЧС РК. Законодательные акты и положения РК в области ЧС. | ||||
4. | Принципы организации ГО и защита людей при ЧС. Полномочия представительных органов. Права и обязанности граждан РК при ЧС. Структура ГО и ЧС на промышленном объекте. Планирование мероприятий по ГО и ЧС на объектах. | ||||
5. | ЧС мирного и военного времени. Основные понятия и определения. Классификация ЧС и объектов экономики по потенциальной опасности. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера. Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера. | ||||
6. | Источники природных ЧС и их характеристики. Опасные геологические процессы. Опасные гидрологические явления и процессы. Опасные метеорологические явления и процессы. Природные пожары. | ||||
7. | Источники техногенных ЧС и их характеристики. Радиационно-опасные объекты (РОО). Химически опасные объекты (ХОО). Пожаро-взрывоопасные (ПВОО). | ||||
Рубежный контроль 1 | |||||
8. | Опасности среды обитания человека. Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Классификация негативных факторов. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы. Классификация опасных и вредных факторов. | ||||
9. | Опасности, возникающие при ведении военных действий и вследствии применения оружия массового поражения.Ядерное оружие. Проникающая радиация Световое(тепловое излучение). Электромагнитный импульс. | ||||
10. | Химическое оружие. Токсикологические характеристики ОВ. Классификация по физиологическому действию на организм человека. Токсины. Биологическое оружие. Новые виды оружий массового поражения. | ||||
11. | Защита населения в ЧС. Этапы проведения мероприятий по защите населения. Инженерные мероприятия. Эвакуация населения. Радиационная и химическая защита. Средства индивидуальной защиты. Медицинские средства индивидуальной защиты. | ||||
12. | Медицинские мероприятия. Противопожарные мероприятия. Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. Первая медицинская помощь при ранениях, ушибах, вывихах, переломах. Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях. | ||||
13. | Устойчивость работы промышленных объектов.Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. Способы повышения устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. | ||||
14. | Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Основы организации и проведения СиДНР. Цели, содержания и условия проведения СиДНР. Силы и средства, привлекаемые для их проведения. | 14,15 | 14,15 | 14,15 | 14,15 |
Условия успешного проведения СиДНР в очагах поражения.Особенности организации и проведения СиДНР в очагах комбинированного поражения. Задачи командира формировании ГО и ЧС при проведении СиДНР. | |||||
Рубежный контроль 2 | |||||
Экзаменационная сессия | 16,17,18 |
Содержание практических занятий. Форма контроля и оценка
№ | Вопросы практических занятий | Литература | Форма контроля | Maкс. баллы |
1. | Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. 1. Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера. Экономическая и политическая значимость. 2. Основные направления БЖД человека. 3. Цель и задачи курса ОБЖ. 4. Обеспечение безопасности человека в современных условиях. | Основная литература № 1 Дополнительная литература № 1, 10 Норм-правовые акты № 1 | Письменная и устная форма | |
2. | Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей. 1. Организационно-технические меры повышения безопасности и улучшения условий труда. 2. Микроклимат помещения. 3. Проблемы безопасности в системе «человек-машина-производственная среда».Закон Ю.Н. Куражковского. | Основная литература № 1,2,3 Норм-правовые акты № 2, 3 | Письменная и устная форма вопросов | |
3. | Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности. 1. Организация и введение ГО- одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. 2. Роль, основные задачи и организационная структура министерства по ЧС РК. 3. Законодательные акты и положения РК в области ЧС. | Основная литература № 1,2 Дополнительная литература № 2, 3 Норм-правовые акты № 2, 7, 8 | Письменная и устная форма вопросов | |
4. | Принципы организации ГО и защита людей при ЧС. 1. Полномочия представительных органов. 2. Права и обязанности граждан РК при ЧС. 3. Структура ГО и ЧС на промышленном объекте. 4. Планирование мероприятий по ГО и ЧС на объектах. | Основная литература № 1,2 Доп.лит. № 7 Норм-прав. акты № 2, 9, 11 | Письменная и устная форма вопросов | |
5. | ЧС мирного и военного времени. 1. Основные понятия и определения. Классификация ЧС и объектов экономики по потенциальной опасности. 2. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера. 3. Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера. 4. Законодательные акты РК в области безопасности жизнедеятельности. | Основная литература № 2 Дополнительная литература № 11 Норм-правовые акты № 2 | Письменная и устная форма вопросов | |
6. | Источники природных ЧС и их характеристики. 1. Опасные геологические процессы. 2. Опасные гидрологические явления и процессы. 3. Опасные метеорологические явления и процессы. 4. Природные пожары. | Основная литература № 3. Доп. Лит.№ 6, 10 Норм-правовые акты № 2 | Письменная и устная форма вопросов | |
7. | Источники техногенных ЧС и их характеристики. 1. Радиационно-опасные объекты(РОО). 2. Химически опасные объекты(ХОО). 3. Пожаро-взрывоопасные(ПВОО). | Основная № 1-5 Доп. № 6-20 | Рубежный контроль №1 | |
8. | Опасности среды обитания человека. 1. Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождения. 2. Классификация негативных факторов. 3. Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы. 4. Классификация опасных и вредных факторов. 5. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания. | Основная литература № 3, 4 Дополнительная литература № 7 Норм-правовые акты № 5 | Письменная и устная форма вопросов | |
9. | Опасности, возникающие при введении военных действий и вследствие применения оружия массового поражения. 1. Опасности военного характера и присущие им особенности. 2. Основные виды оружия массового поражения и их поражающие факторы( ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и электромагнитный импульс, радиоактивное заражение). . | Основная литература № 3, 4 Доп.лит. № 5 Норм-правовые акты № 2, 4 | Письменная и устная форма вопросов | |
10. | Химическое оружие. 1. Классификация и краткая характеристика отравляющих веществ. Действие на организм человека. 2. Бактериологическое оружие , краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов. 3. Обычные средства поражения. Высокоточное оружие. | Основная литература № 3, 4 Доп.лит. № 4, 8, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 | Письменная и устная форма вопросов | |
11. | Защита населения в ЧС. 1. Этапы проведения мероприятий по защите населения. 2. Инженерные мероприятия. 3. Эвакуация населения. 4. Радиационная и химическая защита. 5. Средства индивидуальной защиты. 6.Медицинские средства индивидуальной защиты. | Основная литература № 3, 4 Дополнительная литература № 4, 8, 11 Норм-правовые акты № 1, 2. | Письменная и устная форма вопросов | |
ЧС. Медицинские мероприятия. 1. Противопожарные мероприятия. 2. Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. 3. Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях. 4. Виды радиационных поражнеий, профилактика радиационных поражений. 5. Назначение и устройство аптечки индивидуальной. (АИ-2) 6. Правила проведения частичной санитарной обработки. | Основная литература № 1-4 Дополнит. литература № 3, 4, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 | Письменная и устная форма вопросов | ||
13. | Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. 1. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования ОЭ. 2. Пути повышения устойчивости функционирующих объектов в ЧС, способы повышения надежности защиты персонала на объектах. 3. Способы повышения устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом. | Основная литература № 1-4 Дополнит. литература № 3, 4, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 | Письменная и устная форма вопросов | |
14. | Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. 1. Основы организации и проведения СиДНР. 2. Цели, содержания и условия проведения СиДНР. 3. Силы и средства, привлекаемые для их проведения. . | Основная литература № 1-4 Дополнит. литература № 3, 4, 11 Норм-правовые акты № 2, 3 | Письменная и устная форма вопросов | |
15. | Условия успешного проведения СиДНР в очагах поражения. 1. Особенности организации и проведения СиДНР в очагах комбинированного поражения. 2. Задачи командира формировании ГО и ЧС при проведении СиДНР. | Основная и дополнитель. литература | Рубежный контроль №2 |
График проведения СРСП
№ | Задания на СРС | Литература | Форма контроля | Сроки сдачи (неделя) | Maкс балл |
1. | Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. 1. Экономическая и политическая значимость БЖД. 2. Информационная составляющая экономической безопасности. 3. Основы законодательства РК об охране труда. 4. Правовое обеспечение БЖД. Задание: Составить краткий конспект «Закон Республики Казахстан «О защите прав потребителей»». | Основная № 1-5. | Устная форма | ||
2. | Организация и введение ГО -одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. 1. Цели и принципы работы министерства ЧС РК. 2. Подготовка населения и проведение учений. 3. Требования, предъявляемые к обучению. Задание:Сделать сравнительный анализ законодательных актов РК в области ЧС и изучить роль ГО. | Основная № 1-5 | Реализация практических примеров | ||
3. | Организация и введение ГО - одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. 1. Организация и проведение эвакуационных мероприятий. Задание:Составьте краткий конспект «Отражение проблем безопасности жизнедеятельности в конституции Республики Казахстан, основах законодательства об охране труда, трудовом кодексе Республики Казахстан». | Основная № 1-5 | Защита СРС Устная форма | ||
4. | Принципы организации ГО и защита людей при ЧС. 1. Защита населения в условиях ЧС. 2. Права и обязанности граждан РК при ЧС. 3. Структура ГО и ЧС на промышленном объекте. 4. Планирование мероприятий по ГО и ЧС на объектах. Задание:Изучить и составить письменный анализ прав и обязанностей граждан РК при ЧС. | Основная № 1-5 | Защита СРС | ||
5. | ЧС мирного и военного времени. 1. Понятие о ксенобиотиках, тяжёлые металлы, пестициды, диоксины, соединения серы. 2. Социальные опасности. 3. Опасности, вызываемые некачественными продуктами. Задание:Приведите примеры первичного поражающего фактора и вторичного поражающего фактора, проанализировав их. | Основная № 1-5 | Устная форма | ||
6. | Источники природных ЧС и их характеристики. 1. Действия населения при землетрясениях, оползнях, селях, обвлах, лавинах. 2. Действия населения при снегопадах, бурях, смерчах и сильных дождях. 3. Действия населения при наводнениях, цунами половодьях. 4. Действия населения при пожарах. Задание:оставить реферативное сообщение , разбор кейсов. 1) | Основная № 1-5 | Реализация практических примеров | ||
7. | Источники техногенных ЧС и их характеристики. 1. Основные понятия и характеристики ионизирующих излучений. 2. Острая лучевая болезнь. 3. Особенности аварий и катастроф на радиационно-опасных объектах. Задание: напишите эссе по предложенным выше вопросам. | Основная № 1-5. | Устная форма Защита СРС | ||
8. | Социальные и опасно-значимые заболевания. 1. Основные понятия. Биологическая опасность, микроорганизмы. 2. Социальные и опасно-значимые заболевания. 3. Проблемы РК по социальным и опасно-значимым заболеваниям в настоящее время. 4. Инфекционные заболевания. Задание: решение кейс-стади. | Основная № 1-5 | Устная форма | ||
9. | Опасности, возникающие при введении военных действий . 1. Защита от поражающих факторов ядерного оружия.. 2. Защита от поражающих факторов биологического оружия. 3. Специфика действия радиации на биологические объекты. Задание: разбор кейсов. | Основная № 1-5 | Устная форма | ||
10. | Химическое оружие. 1. Защита от поражающих факторов химического оружия. 2. Классификация по физиологическому действию на организм человека. Задание: Рассчитайте и определите зоны химического заражения СДЯВ. | Основная № 1-5 | Защита СРС | ||
11. | Защита населения в ЧС. 1. Приборы для обнаружения и измерения радиоактивных излучений. 2. Средства индивидуальной защиты. 3. Медицинские средства индивидуальной защиты. 4. Назначение и устройство аптечки индивидуальной. (АИ Задание:Описать алгоритм действий при эвакуации и применении средств индивидуальной защиты. | Основная 1,2,3,4,5 | Устная форма | ||
12. | ЧС. Медицинские мероприятия. 1. Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях. 2. Виды радиационных поражнеий, профилактика радиационных поражений. 3. Правила проведения частичной санитарной обработки. Задание:Составьте схему проведения частичной санитарной обработки, при одновременном заражении радиоактивными и отравляющими веществами, бактериальными средствами. | Основная № 1-5 | Защита СРС | ||
13. | Устойчивость работы объектов экономики. 1. Мероприятия повышающие устойчивость ОЭ в мирное и военное время. 2. Защита рабочих и служащих, средств производства. 3. Исключение или ограничение возможности образования вторичных факторов. 4.Организация надежного снабжения ОЭ. 5.Требования, предъявляемые к обучению. Задание:Подготовить предложение о составе комиссии по повышению устойчивости функционирования ОЭ:поликлиники, стационара, лаборатории, аптеки (по профилю образованного учреждения). | Основная 1,2,3,4,5 | Защита СРС | ||
14. | Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. 1. Основы организации и проведения СиДНР. 2. Цели, содержания и условия проведения СиДНР. 3. Силы и средства, привлекаемые для их проведения. Задание:Подготовьте приказ руководителя аварийно-спасательного формирования на выполнение необходимых работ в случае аварии на объекте, соответствующим профилю подготовки. | Основная № 1-5 | Устная форма | ||
15. | Условия успешного проведения СиДНР в очагах поражения. 1. Особенности организации и проведения СиДНР в очагах комбинированного поражения. 2. Задачи командира формировании ГО и ЧС при проведении СиДНР. Задание:Опишите основные задачи командира формирования ГО и ЧС при проведении СиДНР. |
* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП.