Влияние табакокурения на организм человека
Прежде всего от курения страдает иммунитет слизистых верхних дыхательных путей и желудочно-кишечный тракт.
Курение оказывает угнетающее действие на фагоцитарную и бактерицидную функции альвеолярных макрофагов, на продукцию этими клетками провоспалительного цитокина – интерлейкина-1. Угнетение клеточных механизмов неспецифической и специфической защиты служат причиной резкого снижения антибактериальной и противовирусной резистентности организма курильщиков.
Курение является самым распространенным фактором риска развития ишемической болезни сердца (ИБС).
В ответ на действие никотина могут увеличиваться систолическое и диастолическое АД и ЧСС, усиливаться сокращения миокарда; может нарастать коронарный кровоток и потребление кислорода миокардом, сокращаться просвет периферических сосудов. Никотин способствует увеличению концентрации глюкозы, кортизола, свободных жирных кислот и антидиуретического гормона в сыворотке крови, что может в конечном счете привести к тромбообразованию и нарушению кровообращения и развитию облитерирующего атеросклероза нижних конечностей.
Курение приводит к повышению содержания карбоксигемоглобина и снижению оксигемоглобина. Кривая диссоциации оксигемоглобина сдвигается влево и снижает поступление кислорода в ткани.
У курильщиков больше шансов умереть от инфаркта, так как нарушение баланса между снабжением миокарда кислородом и его потребностью в кислороде снижает порог фибрилляции желудочков.
Курение сигарет среди женщин представляет особую опасность, поскольку женщина отвечает по крайней мере за две жизни. Помимо факторов риска развития сердечно-сосудистых, легочных и других заболеваний, курение сигарет выдвигает перед женщинами еще ряд проблем. У женщин нарушается процесс имплантации, во время беременности повышает риск развития врожденных заболеваний у детей, в том числе со стороны ССС.
У постоянных курильщиков развивается неспособность переносить кислород, содержание гемоглобина в крови резко снижается, а значение гематокрита возрастает.
Курение табака вызывает снижение противоинфекционных функций иммунной системы (угнетается местный иммунитет слизистых верхних дыхательных путей, уменьшается уровень секреторного иммуноглобулина А в слюне, иммуноглобулинов А и G, изоцима в сыворотке крови).
Вредное действие курение оказывает на юных курильщиков, у которых более выражена плоскоклеточная метаплазия эпителия воздухоносных путей, в слизи их дыхательных обнаруживаются измененные бронхиальные клетки.
Жизненная емкость легких значительно меньше по сравнению с некурящими сверстниками, а пониженный показатель функциональной остаточной емкости у курильщиков ухудшает эффективность газообмена в легких.
Причинами негативных воздействий табачного дыма на функцию внешнего дыхания является огромное количество (более 4000) соединений в составе табачного дыма и нарушение транспорта О2 под действием СО2 и цианидов.
Табачный дым в большей степени для пассивных курильщиков может вызывать воспалительные процессы в бронхиальном дереве (хронические бронхиты, бронхиолиты), гиперсекрецию слизи, способствующую закупорке дыхательных путей, что может привести к развитию обструктивных заболеваний легких.
Разрушение табачным дымом эластических волокон стенок альвеол, а также угнетение синтеза поверхностно-активных веществ, необходимых для образования сурфактанта, приводит к снижению эластичности легочной ткани и развитию фиброза клеточной ткани.
Табачный дым (содержащий в себе канцерогены: бензпирен, антрацен, никель, хром и др.) вызывает метаплазию бронхиального реснитчатого эпителия в плоский и повышает риск возникновения рака легких. Табачный дым помимо этого может повысить реактивность структур стенки бронхов, что способствует возникновению аллергических состояний (например, бронхиальной астмы).
Наркотики и здоровье
В настоящее время быстро растет число потребителей психоактивных веществ (ПАВ), включая наркотические и токсикоманические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц со сформированной зависимостью от наркотиков – больных наркоманией и токсикоманией. Наркозависимые группы населения стремительно «молодеют».
Следует отметить, что на первый план выходит употребление синтетических препаратов с высокой наркогенной активностью (героин, амфетамины). В этой ситуации подростки быстрее, чем взрослые, попадают в болезненную зависимость. Это определяет резкое укорочение периода возможных эффективных предупреждающих мер после начала употребления наркотических средств и «запущенность» наркологических проблем при первичном обращении детей и подростков за помощью. Эти факторы определяют объективную необходимость активизации системы первичной комплексной профилактики употребления психоактивных веществ.
Термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик – это вещество, удовлетворяющее трем критериям.
Медицинский критерий: это вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на ЦНС.
Социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы, и последствия этого приобретают социальную значимость.
Юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.
Поскольку два последних критерия имеют место при рассмотрении проблемы наркомании как социального явления, а не медицинского, то нас будет интересовать именно первый критерий: т. е. то, какое действие наркотик оказывает непосредственно на ЦНС, как формируется наркотическая зависимость и какие общие симптомы и синдромы сопровождают формирование наркотической зависимости.
Анализ литературы позволяет вывести определение наркомании как группы заболеваний, вызываемых систематическим употреблением наркотиков и проявляющихся синдромом измененной реактивности, психической и физической зависимостью, а также некоторыми другими психотическими и социальными феноменами.
Наркомания нередко наблюдается у лиц с хроническими заболеваниями, которым по медицинским показаниям назначают наркотические препараты (чаще это обезболивающие средства). Наркомании чаще развиваются у лиц с конституциональными аномалиями характера или нажитыми психопатоподобными изменениями, а также при латентных формах эндогенных заболеваний
Основные диагностические критерии наркомании: выявление в анамнезе приема в качестве лечебного препарата какого-либо наркотика или психоактивного вещества или самолечение этими веществами, сведения от родственников о регулярном употреблении обследуемым лицом того или иного наркотического средства. Наличие на коже следов частых инъекций, рубцов от мелких абсцессов, пигментных пятен после кровоподтеков, в особенности на локтевых сгибах, на бедрах и т. д.;
• возникновение абстинентного синдрома после короткого периода госпитализации с прекращением доступа к наркотическим веществам или обращения к врачу за помощью в состоянии, которое можно расценивать как абстинентный синдром;
• выявление в биологических жидкостях наркотических веществ или их специфических метаболитов; наличие психических изменений. Для наркоманов и токсикоманов характерны невротизация и психопатизация по истерическому, астеническому, эксплозивному или апатическому типу;
• соматические, в том числе неврологические изменения, которые могут дать основание считать их возникшими в связи с длительным потреблением наркотических веществ. У многих наркоманов (особенно при опиизме и барбитуромании) можно выделить признаки психоорганического синдрома, а также астению, вялость, резкое снижение круга интересов. Из неврологических нарушений может быть постоянный нистагм, гипомимия, снижение сухожильных рефлексов, мышечного тонуса. При длительном приеме могут быть полиневриты, анемия, агранулоцитоз. Возможны высыпания на коже рук, ног, на слизистой оболочке носа и рта; в уточнении диагностики также имеют большое значение исследование личностных отношений больного, его взаимоотношение с окружающей средой, получение подробного психологического анализа.
В литературе принято различать три стадии развития наркотической зависимости.
Первая стадия психического влечения к наркотику характеризуется возникновением синдрома психической зависимости от препарата и уменьшением его эйфоризирующего действия при повторных введениях. Психическая зависимость – это осознанная или неосознанная потребность в употреблении психоактивного вещества для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта. Выделяют 2 типа психической зависимости: позитивный (наркотик применяется для достижения и поддержки субъективно приятного эффекта – эйфории, чувства бодрости, повышенного настроения) и негативный (наркотик необходим, чтобы избавиться от пониженного настроения и плохого самочувствия). Отказ от приема или невозможность по каким-либо причинам повторного введения наркотика сопровождается изменением настроения, развитием депрессивных, дисфорических состояний, желание ввести повторную дозу наркотика начинает приобретать навязчивый характер. Следует отметить, что позитивная психическая зависимость наблюдается только на начальных этапах развития наркомании. Первая стадия может быть названа неврозоподобной (неврастенической), поскольку помимо расстройств настроения и сна, свойственных астеническим состояниям, здесь могут наблюдаться раздражительность, повышенная утомляемость, нарушение концентрации внимания, гиперестезии, умеренно выраженные негативные расстройства. Кроме того, на первой стадии формирования наркотической зависимости, как и на всем протяжении заболевания, наблюдается повышение толерантности, т. е. переносимости наркотика, адаптации организма ко все возрастающим дозам. В связи с этим наркоманы с каждым приемом для получения того же эйфорического или другого эффекта вынуждены повышать дозу вводимого вещества.
Вторая стадия характеризуется формированием физической зависимости от наркотика. Под физической зависимостью понимается адаптивное состояние, которое проявляется интенсивными физическими расстройствами. Как уже было сказано выше, организм адаптируется к приему наркотических веществ, наркотик как бы «вплетается» в обмен веществ, и прекращение приема наркотического вещества на этой стадии ведет к различным функциональным расстройствам, характеризующим синдром абстиненции. Абстинентный синдром представляет собой комплекс психопатологических, вегетативных, неврологических и соматических расстройств. Клиническая картина, сроки формирования и течение абстиненции зависят от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления, функциональных особенностей организма. Для абстинентного синдрома (при любой форме наркомани- ческой зависимости) характерно следующее:
• выпадение функций. Это видно в симптоме крайней мышечной слабости при пробуждении у лиц, злоупотребляющих снотворными, особенно ноксироном: нет возможности приподняться, сесть, одеться. Прежде чем в необходимой мере включается процесс компенсации, однонаправленная функция берет на себя сверхнагрузку. Таким образом возникает тахикардия;
• компенсация выпавших функций. Способы этой компенсации разнообразны. Во-первых, потому, что любая функция-процесс состоит из нескольких взаимосвязанных звеньев, каждое из которых может взять на себя основную тяжесть нагрузки. Во-вторых, системно равнозначно действующие наркотики могут по-разному и на разных участках вмешиваться в отправление какой-либо отдельно взятой функции. Следовательно, пути компенсации при частных формах наркоманий могут быть разными. Все эти три момента должны давать несходное выражение патологии;
• выпадение функции влечет за собой нарушение функционального тандема: расстраивается не только функция последующая, но и функция одновременно связанная, рефлексирующая. Такую связь можно предполагать в анимальных расстройствах, свойственных абстинентному синдрому, а также в симптомокомплексе, отражающем так называемое психическое напряжение, возбудимость, бессонницу, эмоциональный сдвиг;
• симптомы защитные, возникающие в ответ на гиперфункции. Предохраняющая их роль отлична от собственно компенсаторной роли других нарушений, направленных на восстановление функции. Пока к таким симптомам можно отнести анорексию: попытка обильно поесть вызывает не только местные, диспепсические нарушения, но и ухудшение состояния;
• кроме того, в структуру абстинентного синдрома входят как следствие острого нарушения гомеостаза стресс-симптомы. Они отличны от симптомов защиты своей не- специфичностью, отсутствием прямой причинной связи с развивающейся симптоматикой;
• клиническая картина говорит о преимущественно симпатотонической картине абстиненции развернутых форм заболевания. Кроме того, симпатотонические знаки – единственная сходная симптоматика абстинентного синдрома при всех формах наркоманий: расширенные зрачки, озноб, зевота, тремор, диспепсические явления, гипертензивный синдром, анорексия (гипергликемия), бессонница, беспокойство, тревога или депрессия.
Третья стадия развития соматической патологии. На данной стадии введение наркотика не вызывает эйфорического эффекта, поэтому прием наркотика необходим лишь для снятия синдрома абстиненции. Кроме психических дефектов в виде негативных эмоционально-волевых расстройств (апатии, слабости, астении и анергии) формируются также соматические дефекты в виде перерождения сердечной мышцы, паренхиматозных органов, атрофических изменений половых органов, изменений в ЦНС (нарушения ультраструктуры нервных клеток, в особенности нейронов коры больших полушарий). При тяжелом течении наркомании отмечаются определенные изменения ядерного аппарата нервных клеток. Как правило, наблюдается общее истощение. Грубых снижений памяти, интеллекта и деменции в полном смысле этого слова у больных наркоманией не наблюдается.
Смертельные исходы, в основном, связаны с тотальным перерождением сердечной мышцы, нефропатией, присоединившейся инфекцией.