Интерпретация результатов. ДИАГНОСТИКА СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СТРЕССОВЫХ УСЛОВИЯХ (ДСПАВСУ)
ДИАГНОСТИКА СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В СТРЕССОВЫХ УСЛОВИЯХ (ДСПАВСУ)
[Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях // Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов, Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Институт психотерапии, 2002. – 488 с. – С. 452-461]
Цель – определение типа поведенческой активности в стрессовых условиях и характерных особенностей, присущих каждому типу.
Инструкция.
Вам предлагается ряд вопросов, касающихся особенностей жизни, активности в делах и общении или поведения в эмоционально-напряженных ситуациях.
Внимательно прочтите каждый вопрос (утверждение) и выберите вариант ответа, который наиболее соответствует вашему поведению.
Текст опросника.
1. Бывает ли вам трудно выбрать время, чтобы сходить в парикмахерскую?
1. никогда;
2. иногда;
3. почти всегда.
2. У вас такая работа, которая «взбадривает» (стимулирует)?
1. меньше, чем работа большинства людей;
2. примерно такая же, как работа большинства людей;
3. больше, чем работа большинства людей.
3. Ваша повседневная жизнь в основном заполнена:
1. делами, требующими решения;
2. обыденными делами;
3. делами, которые вам скучны.
4. Жизнь некоторых людей порой бывает переполнена неожиданностями, непредвиденными обстоятельствами и осложнениями. Как часто вам приходится сталкиваться с такими событиями?
1. несколько раз в день;
2. несколько раз в неделю;
3. примерно раз в день;
4. раз в неделю;
5. раз в месяц или реже.
5. В случае, если вас что-то сильно гнетет, давит или люди слишком многого требуют от вас, то вы:
1. теряете аппетит и/или меньше едите;
2. едите чаще и/или больше обычного;
3. не замечаете никаких существенных изменений в обычном аппетите.
6. В случае, если вас что-то гнетет, давит или у вас есть неотложные заботы, то вы:
1. немедленно принимаете соответствующие меры;
2. тщательно обдумываете, прежде чем начать действовать.
7. Как быстро вы обычно едите?
1. я обычно заканчиваю есть раньше других;
2. я ем немного быстрее других;
3. я ем с такой же скоростью, как и большинство людей;
4. я ем медленнее, чем большинство людей.
8. Ваши родные или друзья когда-либо говорили, что вы едите чересчур быстро?
1. да, часто;
2. да, раз или два;
3. нет, мне никто никогда этого не говорил.
9. Как часто вы делаете несколько дел одновременно, например, едите и работаете?
1. я делаю несколько дел одновременно всякий раз, когда это возможно;
2. я делаю это только тогда, когда не хватает времени;
3. я делаю это редко или никогда не делаю.
10. Когда вы слушаете кого-либо и этот человек слишком долго не может закончить мысль, вы чувствуете желание поторопить его?
1. часто;
2. иногда;
3. почти никогда.
11. Как часто вы действительно заканчиваете мысль медленно говорящего, чтобы ускорить разговор?
1. часто;
2. иногда;
3. почти никогда.
12. Как часто ваши близкие или друзья замечают, что вы невнимательны, если вам говорят о чем-либо слишком подробно?
1. раз в неделю или чаще;
2. несколько раз в месяц;
3. почти никогда;
4. никогда.
13. Если вы говорите своим близким или друзьям, что приедете в определенное время, то как часто вы опаздываете?
1. иногда;
2. редко;
3. почти никогда;
4. я никогда не опаздываю.
14. Бывает ли, что вы торопитесь к месту встречи, хотя времени еще вполне достаточно?
1. часто;
2. иногда;
3. редко или никогда.
15. Предположим, что вы должны с кем-то встретиться в условленное время, например, на улице, в вестибюле метро и т. п., и этот человек опаздывает уже на 10 минут, то вы:
1. спокойно подождете;
2. будете прохаживаться в ожидании;
3. обычно у вас есть с собой книга или газета, чтобы было чем заняться в ожидании.
16. Если вам приходится стоять в очереди, например, в столовой, в магазине и т. п., то вы:
1. спокойно ждете своей очереди;
2. испытываете нетерпение, но не показываете этого;
3. чувствуете такое нетерпение, что это замечают окружающие;
4. решительно отказываетесь стоять в очереди и пытаетесь найти способ избежать потери времени.
17. Если вы играете в игру, в которой есть элемент соревнования (например, шахматы, домино, волейбол и т. п.), то вы:
1. напрягаете все силы для победы;
2. стараетесь выиграть, но не слишком усердно;
3. играете скорее для удовольствия, чем серьезно.
18. Представьте, что вы и ваши друзья (или сотрудники) начинаете новую работу. Что вы думаете о соревновании в этой работе?
1. предпочитаю избегать этого;
2. принимаю, потому что это неизбежно;
3. получаю удовольствие, так как это меня подбадривает и стимулирует.
19. Когда вы были моложе, большинство людей считали, что вы:
1. часто стараетесь и по-настоящему хотите быть во всем первым и лучшим;
2. иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3. обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);
4. Вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
20. Чем, по вашему мнению, вы отличаетесь в настоящее время:
1. часто стараетесь (или по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;
2. иногда стараетесь и вам нравится во всем быть первым и лучшим;
3. обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);
4. вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
21. По мнению ваших родных или друзей, вы:
1. часто стараетесь (и по-настоящему хотите) быть во всем первым и лучшим;
2. иногда стараетесь и вам нравится быть во всем первым и лучшим;
3. обычно вам хорошо так, как есть (обычно вы расслаблены);
4. вы всегда расслаблены и не склонны соревноваться.
22. Как оценивают ваши родные или друзья вашу общую активность?
1. недостаточная активность, медлительность; надо быть активнее;
2. около среднего; всегда есть какое-то занятие;
3. сверхактивность, бьющая через край энергия.
23. Согласились бы знающие вас люди, что вы относитесь к своей работе слишком серьезно?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно нет.
24. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы менее энергичны, чем большинство людей?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно нет.
25. Согласились бы хорошо знающие вас люди с тем, что за короткое время вы способны выполнить большой объем работы?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно нет.
26. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы легко сердитесь (раздражаетесь)?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно нет.
27. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы живете мирной и спокойной жизнью?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно нет.
28. Согласились бы хорошо знающие вас люди, что вы большую часть дел делаете в спешке?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно нет.
29. Согласились ли бы хорошо знающие вас люди, что вас радует соревнование (состязание) и вы очень стараетесь выиграть?
1. да, абсолютно;
2. возможно, да;
3. возможно, нет;
4. абсолютно нет.
30. Какой характер был у вас, когда вы были моложе?
1. вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;
2. вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3. вполне уравновешенный (не было проблем);
4. почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
31. Каким вы представляете свой характер сегодня:
1. вспыльчивый и с трудом поддающийся контролю;
2. вспыльчивый, но поддающийся контролю;
3. вполне уравновешенный;
4. почти никогда не сержусь (не выхожу из себя).
32. Когда вы погружены в работу и кто-либо (не начальник) прерывает вас, что вы обычно чувствуете при этом?
1. я чувствую себя вполне хорошо, так как после неожиданного перерыва работается лучше;
2. я чувствую легкую досаду;
3. я чувствую раздражение, потому что это мешает делу.
33. Если повторяющиеся прерывания в работе действительно вас разозлили, то вы:
1. ответите резко;
2. ответите в спокойной форме;
3. попытаетесь что-то сделать, чтобы это предотвратить;
4. попытаетесь найти более спокойное место для работы, если это возможно.
34. Как часто вы выполняете работу, которую должны закончить к определенному сроку?
1. ежедневно или часто;
2. еженедельно;
3. ежемесячно или реже.
35. Работа, которую вы должны закончить к определенному сроку, как правило:
1. не вызывает напряжения, потому что привычна, однообразна;
2. вызывает сильное напряжение, так как срыв срока может повлиять на работу группы людей.
36. Вы сами себе определяете сроки выполнения работы на службе и дома?
1. нет;
2. да, но только изредка;
3. да, весьма часто.
37. Качество работы, которую вы выполняете, к концу назначенного срока бывает:
1. лучше;
2. обычное;
3. хуже.
38. Бывает ли, что на работе вы одновременно выполняете два или несколько заданий, делая то одно, то другое?
1. нет, никогда;
2. да, но не так часто;
3. да, постоянно.
39. Были бы вы удовлетворены возможностью оставаться на нынешней работе в следующем году?
1. да;
2. нет, мне хотелось бы добиться большего;
3. конечно нет, я делаю все для того, чтобы меня повысили, иначе буду очень расстроен.
40. Если бы вы могли выбрать, то что бы вы предпочли:
1. прибавку к заработной плате без повышения в должности;
2. продвижение в должности без существенного повышения зарплаты.
41. К концу отпуска вы:
1. хотите продлить его еще на недельку-другую;
2. чувствуете, что готовы вернуться к обычной работе;
3. вам хочется, чтобы отпуск кончился и вы могли вернуться к обычной работе.
42. Бывало ли так, что за последние три года вы брали меньше дней отпуска, чем положено?
1. да;
2. нет;
3. нет, никогда.
43. Бывает ли, что во время отпуска Вы не можете перестать думать о работе?
1. да, часто;
2. да, иногда;
3. нет, никогда.
44. В последние три года вы получали какие-либо поощрения на работе?
1. нет, никогда;
2. иногда;
3. да, часто.
45. Как часто вы приносите работу домой или изучаете дома материалы, связанные с работой?
1. редко или никогда;
2. раз в неделю или реже;
3. почти постоянно.
46. Как часто вы остаетесь на работе после окончания рабочего дня или приходите на работу в неурочное время?
1. на моей работе это невозможно;
2. весьма редко;
3. иногда (реже, чем раз в неделю).
47. Вы обычно остаетесь дома, если у вас озноб или повышенная температура?
1. да:
2. нет.
48. Если вы чувствуете, что начинаете уставать от работы, то вы:
1. некоторое время работаете менее активно, пока силы не вернутся к вам;
2. продолжаете работать также активно, несмотря на усталость.
49. Когда вы работаете в коллективе, другие ожидают от вас, что вы будете руководить?
1. редко;
2. не чаще, чем от других:
3. чаще, чем от других.
50. Вы записываете для памяти распорядок дня (что нужно сделать)?
1. никогда;
2. иногда;
3. часто.
51. Если кто-то поступает по отношению к вам нечестно, то вы:
1. прямо указываете ему на это;
2. находитесь в нерешительности и поступаете в зависимости от обстоятельств;
3. ничего не говорите об этом.
52. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы прилагаете:
1. гораздо больше усилий;
2. несколько больше усилий;
3. примерно столько же усилий;
4. немного меньше усилий;
5. гораздо меньше усилий.
53. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете:
1. значительно большую ответственность;
2. несколько большую ответственность;
3. примерно такую же ответственность;
4. несколько меньшую ответственность;
5. значительно меньшую ответственность.
54. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы чувствуете необходимость торопиться?
1. гораздо больше;
2. несколько больше;
3. столько же;
4. несколько меньше;
5. гораздо меньше.
55. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, вы:
1. значительно более аккуратны;
2. несколько более аккуратны;
3. примерно в такой же степени аккуратны;
4. несколько менее аккуратны;
5. значительно менее аккуратны.
56. По сравнению с другими людьми, выполняющими такую же работу, ваше отношение к ней:
1. гораздо более серьезное;
2. несколько более серьезное;
3. мало отличается от других;
4. несколько менее серьезное;
5. значительно менее серьезное.
57. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет назад, сейчас вы работаете в течение недели:
1. больше часов;
2. примерно столько же;
3. меньше, чем раньше.
58. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет тому назад, нынешняя работа требует:
1. меньшей ответственности;
2. столько же ответственности;
3. большей ответственности.
59. По сравнению с работой, которую вы выполняли 10 лет, тому назад, нынешняя работа:
1. более престижна;
2. столь же престижна;
3. менее престижна.
60. Сколько разных работ вы сменили за последние 10 лет (учтите, пожалуйста, любые изменения в характере или месте работы)?
1. изменений не было или были однажды;
2. две;
3. три;
4. четыре;
5. пять и более.
61. За последние 10 лет вы ограничили число своих развлечений из-за недостатка времени?
1. да;
2. нет.
Бланк ответов.
№№ | |||||
Обработка данных.
В каждом вопросе (утверждении) выбранные варианты ответов оцениваются в баллах.
Подсчитывается балл по каждому вопросу (утверждению) и затем суммируются все баллы для получения общего результата по всем вопросам.
№ | Баллы | № | Баллы |
13, 7, 1 | 13, 7, 1 | ||
13, 7, 1 | 1, 5, 9, 13 | ||
1, 7, 13 | 1, 7, 13 | ||
1, 4, 7, 10, 13 | 13, 1 | ||
1, 7, 13 | 13, 7, 1 | ||
1, 13 | 1, 7, 13 | ||
13, 9, 5, 1 | 13, 7, 1 | ||
1, 7, 13 | 13, 7, 1 | ||
1 , 7, 13 | 13, 1 | ||
1, 7, 13 | 13, 7, 1 | ||
1, 7, 13 | 1, 7, 13 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 7, 13 | ||
13, 9, 5, 1 | 13, 7, 1 | ||
1, 7, 13 | 13, 7, 1 | ||
13, 7, 1 | 13, 7, 1 | ||
13, 9, 5, 1 | 13, 1 | ||
1, 7, 13 | 13, 1 | ||
13, 7, 1 | 13, 7, 1 | ||
1, 5, 9, 13 | 13, 7, 1 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 7, 13 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 4, 7, 10, 13 | ||
13, 7, 1 | 1, 4, 7, 10, 13 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 4, 7, 10, 13 | ||
13, 9, 5, 1 | 1, 4, 7, 10, 13 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 4, 7, 10, 13 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 7, 13 | ||
13, 9, 5, 1 | 13, 7, 1 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 7, 13 | ||
1, 5, 9, 13 | 13, 10, 7, 4, 1 | ||
1, 5, 9, 13 | 1, 13 | ||
1, 5, 9, 13 |
Интерпретация результатов.
Ø Если количество баллов не превышает 167, то с высокой вероятностью диагностируется выраженный тип поведенческой активности личности - тип А;
Ø 168-335 баллов - диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа А (условно А1);
Ø 336-459 баллов - диагностируется промежуточный (переходный) тип личностной активности - тип АБ;
Ø 460-626 баллов - диагностируется определенная тенденция к поведенческой активности типа Б (условно Б1);
Ø 627 баллов и выше - с высокой вероятностью диагностируется выраженный поведенческий тип личностной активности - тип Б.
Для испытуемых с выраженной поведенческой активностью типа А характерны:
· преувеличенная потребность в деятельности - сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;
· постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, высокая мотивация достижения при неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на «поражение»;
· неумение и нежелание выполнять каждодневную обстоятельную и однообразную работу;
· неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;
· нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;
· энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и нередко сопровождающаяся напряжением мышц лица и шеи;
· импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;
· соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;
· стремление к доминированию в коллективе или компаниях, легкая фрустрируемость внешними обстоятельствами и жизненными трудностями.
Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа А1, характерны:
· повышенная деловая активность, напористость, увлеченность работой, целеустремленность;
· нехватка времени для отдыха в известной мере компенсируется расчетливостью и умением выбрать «главное направление» деятельности, быстрым принятием решения;
· энергичная, выразительная речь и мимика;
· эмоционально насыщенная жизнь, честолюбие, стремление к успеху и лидерству, неполная удовлетворенность достигнутым, постоянное желание улучшить результаты проделанной работы;
· чувствительность к похвале и критике;
· неустойчивость настроения и поведения в стрессонасыщенных ситуациях;
· стремление к соревновательности, однако без амбициозности и агрессивности;
· при обстоятельствах, препятствующих выполнению намеченных планов, легко возникает тревога, снижается уровень контроля личности, но преодолевается волевым усилием.
Для лиц, у которых диагностируется промежуточный (переходный) тип поведенческой активности АБ,характерны:
· активная и целенаправленная деловитость,
· разносторонность интересов,
· умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом;
· моторика и речевая экспрессия умеренно выражены;
· лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера;
· для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию стрессогенных факторов, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.
Испытуемым, с типом личности Б1, свойственны:
· размеренная деловая активность, уравновешенность, удовлетворенность своей деятельностью;
· строгое соблюдение режима «работа – отдых»;
· легкая переключаемость от работы к повседневной жизни и отдыху;
· стремление сохранять налаженный процесс выполнения работы, неторопливость;
· спокойная, четкая речь, слабая мимика;
· устойчивое настроение;
· стремление заранее предотвращать стрессовые ситуации;
· отсутствие стремления к соревновательности и доминированию в коллективе.
Для лиц, с выраженной поведенческой активность типа Б свойственны:
· заниженная потребность в деятельности – отсутствие увлеченности, рассеянность, безынициативность, постоянное стремление отвлечься;
· не находят ободрение в работе;
· желание отдыхать и развлекаться;
· пассивность, вялость, депрессивность;
· настороженность, обдумывание каждого шага;
· медлительность, концентрация на одной задаче;
· нерасторопность;
· избегание эмоциональных контактов, соревновательности;
· равнодушие к мнению окружающих и всему, что происходит вне их деятельности.