Теории здоровья и болезней
Здоровье и болезнь – различные, но взаимосвязанные формы жизнедеятельности организма в окружающей его среде – физической и социальной. Для здоровья характерны:
а) целостность организма (в самом широком смысле – анатомическая и функциональная, т.е. отсутствием повреждения);
б) достаточная приспособляемость живого существа к окружающей среде; в этом отношении важны количественные объективные показатели: так же как отмечают тяжесть заболевания, так же оценивают и слабое или крепкое здоровье, которое измеряется величиной резервов органов и систем, точностью регуляций функций, состоянием гомеостаза и т.п. (взаимообусловленность организма и среды – основа их единства);
в) хорошее самочувствие (признак субъективный: эйфория, как известно, не исключает болезни) [67].
Болезнь – это нарушение взаимодействия функций органов, которые сами меняются во времени, так как болезни свойственна нестабильность и динамика (Н.М. Амосов,2004).
По мнению ученых, понятия болезни и здоровья тесно связаны друг с другом.
Специалисты делят причины болезней:
• на внутренние – врожденные дефекты разных органов, наследственность, конституция, возраст, пол, гамма вредных привычек;
• на внешние – механические, физические, химические, биологические и социальные факторы.
Н.М. Амосов, считает, что в большинстве болезней, виноваты, не природа, общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, иногда и от неразумности, а главными причинами, автор считает неправильный образ жизни и неправильное поведение людей
В Аштанга-Хридая Самхите (один из основных трактатов Аюрведы) говориться о шести стадиях болезни:
• психическая (неправильное мировоззрение, начинают преобладать качества (гуны) страсти и невежества, дисгармоничные мысли);
• эфирная (разбалансировка информационных и энергетических каналов);
• нейроэндокринная (выход душ из равновесия);
• токсичная (накопление в организме продуктов неполного метаболизма, шлаков);
• проявленная (появление клинических симптомов болезни);
• терминальная (гибель пораженного органа).
Однако известно, что первые две стадии болезни легко излечимы, 3 и 4 – поддающиеся воздействию, 5 – трудно, излечимая, 6 – недоступна для терапии.
Основные три причины возникновения любых болезней и страданий:
• непонимание цели, смысла и предназначения своей жизни (Дхармы);
• непонимание и несоблюдение законов Вселенной. В Аюрведе это называют Прагья – Апарадха, что переводится примерно как преступление против собственной, естественной мудрости или нехватка мудрости.
• наличие в подсознании и сознании пагубных мыслей, чувств и эмоций: зависть, жадность, агрессия, гордыня, уныние и т.д. В Аюрведе это называют «извраще-
ния ума».
Болезнь – это урок. Вселенная хочет дать понять, что у нас есть какие-то негармоничные мысли и привычки, которые нарушают баланс в организме и наш баланс по отношению к природе в общем. Если мы воспринимаем мир как сугубо материальный объект, тогда мы смотрим на болезни, неприятности по судьбе, обиды и т.д. однозначно – как на что-то плохое.
Болезнь – это следствие неправильного мировоззрения и поведения.
Если человек не работает над собой, над своим мировоззрением и характером, а продолжает жить, лишь прислушиваясь к своим эмоциям и удовлетворяя свое ложное эго, то эта помощь через какое-то время превратится в проклятие – в виде еще более тяжелой болезни, еще большей потери чего-то.
Человеку легче выложить последние деньги за лечение, чем простить соседа, не говоря уже о глубинных серьезных изменениях мировоззрения и характера. Но пока, мы не примем ответственность за свою жизнь, не осознаем, что все, что происходит с нами – это следствие наших мыслей, поступков, привычек и это отображение нашего характера и мировоззрения, никаких серьезных изменений в лучшую сторону в жизни быть не может.
Специалисты ведической психологии говорят, для того чтобы находится в полной гармонии с Вселенной, которая щедро одаривает нас различными дарами, человек должен понять, что – мы есть вечные души, которые никогда не будут удовлетворены ничем материальным. Ибо природа души – это любить и служить бескорыстно миру и, таким образом, Богу. Мы не можем жить без любви. Чем больше мы отдаем любви, тем больше мы получаем ее назад. И это называется Анандой – блаженством. Мы есть клетки одного единого Целого.
Один известный Аюрведический врач, утверждает, что, если есть хоть один человек которого человек не можете простить, он не можете быть здоровым.
Как утверждает аюрведа, зная определенные законы Вселенной, можно резко уменьшить болезни и страдания. Более того, когда мы знаем, за что мы страдаем или ради чего, боль значительно ослабевает.
Все болезни, какие только существуют, всегда связаны с плохими чертами характера. Имея неправильные взгляды на жизнь, сначала мы плохо воздействуем на разум и ум, но как следствие всегда серьезно страдает и телесное здоровье.
Если человек не понимает, как правильно организовать свою жизнь, ему не хватает знания или желания это сделать, то это указывает на болезненное состояние разума. Если разум перестаёт контролировать ум, то от этого портится характер. Плохие черты характера больше приводят вред уму, на начальных этапах своего развития. Ум плохо влияет на органы и ткани организма, которые особенно чувствительны именно к этим плохим чертам характера.
Если характер портится достаточно сильно, то организм не выдерживает этой психической нагрузки и начинают развиваться болезни. При сильном поражении разума лечить как психику, так и тело человека становится очень трудно, так как именно здоровый и сильный разум дает возможность контролировать как физическое, так и психическое здоровье