Поддержание внимания и интереса слушателей
Любой докладчик должен помнить о том, что успех выступления решающим образом зависит от того, насколько успешно удается поддерживать внимание аудитории. За внимание слушателей нужно бороться постоянно, и чем больше специальных усилий вы предпринимаете по решению этой задачи, тем благодарнее будет слушать вас ваша публика.
Действенным приемом поддержания внимания и интереса слушателей является использование наглядных средств (слайды, плакаты, демонстрация реальных предметов и т. п.).
При использовании наглядных средств следует придерживаться ряда правил:
1. То, что вы показываете, должно быть видно всем слушателям.
2. Текст на слайдах и плакатах должен быть виден с последних рядов аудитории (буквы должны быть достаточно большими, использовать только контрастные цвета).
3. Желательно давать на плакатах не текст, который вы будете читать, а то, что нельзя или трудно описать словами (взаимосвязи, взаимодействия, взаимоположение и т. п.).
4. Если все же вам необходимо дать текст, то основное правило — 7 х 7: не больше 7 строк и не больше 7 слов в строке.
Убеждение слушателей
Задача убеждения слушателей решается двумя способами: "сильной" аргументацией и невербальными средствами воздействия.
При аргументации своей точки зрения важно использовать не только логические доказательства, приведение всех "за' и "против", но и эмоциональные аргументы, ссылки на опыт, мнения авторитетных людей.
Приемы привлечения и удержания внимания:
• Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию, а также яркие формулировки с "оживляющим" эффектом.
• Провокация. На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.
• Гипербола.Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы привлечь внимание аудитории к предмету; это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведением людей. Не забудьте, однако, позже уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.
• Прогнозирование.Основываясь на фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, пожелания.
• Сопоставление всех "за" и "против". После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используя при этом формулировку: "Однако на самом деле..."
• Делегирование возможности принимать решения. Привлекайте собеседников к принятию решения, задавая вопросы и воздерживаясь от формулировки собственных решений.
• Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитеты (эксперты, опыт работы, данные научных исследований, уважаемые люди).
• Сопереживание. Опираясь на интересы слушателей, устанавливайте эмоциональный контакт и вызывайте у них эмоциональный отклик. Ссылки на собственный опыт, ваша увлеченность, описание событий, которые произошли с вами, помогут решить эту задачу. Сознательно драматизируйте излагаемые события, чтобы слушатели могли отождествить себя с героями рассказываемых историй.
• Юмор. Шутка, анекдот привлекают и поддерживают внимание слушателей, разряжают обстановку и дают возможность передохнуть после утомительной интеллектуальной работы.
• Образность. Ищите образы, которые позволят проиллюстрировать и пояснить вашу мысль. Например, организацию можно сравнить с деревом (растет, дает плоды и т. п.).
Основные приемы аргументации:
Конкретные примеры: приведение конкретных примеров, подтверждающих основной тезис.
Иллюстрации: использование пословиц и поговорок, анекдотов, примеров из литературных произведений и т. п. для повышения убедительности основного тезиса.
Позитивная аргументация: изложение положительных результатов и выгод от принятия данной точки зрения или предложения.
Негативная аргументация: изложение негативных моментов, отрицательных результатов и последствий, которые возможны в случае непринятия основного тезиса.
Ссылка на авторитеты: ссылки на народную мудрость, на великих людей, данные научных исследований и т. п.
Логическая аргументация: обоснование своей позиции с использованием логических приемов ("Если... то..", "Отсюда следует...", "Вывод...").
Эмоциональная аргументация: ссылки на эмоции, отношение, чувства, настроения для обоснования справедливости основного тезиса {"Приятно, когда...", "Здорово, что можно...", "Вызывает справедливое негодование тот факт, что..." и т. п.).
Гиперболизация: преувеличение, доведение идеи до абсурда с целью подтверждения основного тезиса.
Привлекает слушателей и демонстрация собственной убежденности и искренности. Вызвать положительное, заинтересованное отношение к себе и к тому, что вы говорите можно через демонстрацию единства интересов со слушателями, через собственную увлеченность темой.
Используйте личные местоимения где только возможно, чтобы показать солидарность со слушателями. Чаще используйте местоимения "мы", "нам"или "наше".
Приемы усиления воздействия на аудиторию:
• отдельные слова и предложения надо выделять голосом (громкостью, тоном);
• нужный акцент может быть сделан путем повторения ключевых слов;
• эффект выделения конкретной мысли, идеи или проблемы достигается внезапным ускорением или замедлением темпа речи;
• сделать паузу перед отдельными словами и фразами, которые говорящий хочет выделить особо, либо после них:
• усилить сказанное помогают некоторые жесты (поднятый указательный палец, удар кулаком по столу и т. п.);
• использовать наглядные средства;
• использовать глаголы вместо имен существительных (прибавление — прибавить),
обеспечение — обеспечить, достижение — достичь и т. п.);
• употреблять активные глагольные формы вместо пассивных форм (было сделано - сделали);
• использовать образность. Например, вместо фразы ''Нам придется отказаться от реализации задачи по ускорению этого процесса с помощью имеющихся у нас средств, если мы не сможем устранить ряд тормозящих этот процесс факторов' можно сказать: "Пора прекратить нажимать одной ногой на газ, а другой — на тормоз: это ущербная стратегия!"
Убеждению слушателей способствует уверенность докладчика в себе. Не следует путать уверенность в себе с агрессивностью. Сравните невербальные проявления уверенного, неуверенного и агрессивного поведения.
Невербальные средства | Неуверенность | Агрессивность | Уверенность в себе |
Поза | Согнутая, сутулая, принужденная | Выпрямленная, напряженная, нависающая над собеседником | Прямая, спокойная, открытая |
Выражение лица | Испуганное, напряженное, извиняющаяся улыбка, часто кивает головой в знак согласия | Напряженное, глаза прищурены. зубы сжаты | Заинтересованное, сосредоточенное, дружелюбная улыбка |
Глаза | Смотрит в пол, избегает зрительного контакта | Угрожающе "сверлит" взглядом | Нормальный зрительный контакт, не избегает смотреть на собеседника но и не смущает его слишком пристальным взглядом |
Речь и голос | Тихий. Сомневающийся, медленный, запинки | Громкий, быстрый. требовательный, не допускающий возражений | Спокойный. дружелюбный |
Жесты | Частые адаптивные (потирает руки, крутит что-то в руках и т. п.) либо их отсутствие из-за скованности | Указующие, вторгается в личное пространство собеседника | Спокойные, уместные |
Заключение решает несколько задач:
• подводит итог выступлению;
• именно в заключении достигается поставленная вами цель (вызвать энтузиазм, согласие, призвать к действию);
• готовит слушателей к тому, что сейчас вы закончите говорить.
Заключение является кульминацией выступления, поэтому отсутствие заключения или скомканное заключение снижает впечатление от выступления. Ошибкой является и затянутое заключение, когда докладчик уже показал (и словами, и всем своим поведением), что конец близко, но продолжает говорить.
Запомните: вторая половина выступления всегда воспринимается как более долгая по сравнению с первой, а затянутое заключение в восприятии человека растягивается еще больше.