Поддержание внимания и интереса слушателей

Любой докладчик должен помнить о том, что успех выступления решающим образом зависит от того, насколько успешно удается поддерживать внимание аудитории. За внимание слушателей нужно бороться постоянно, и чем больше специальных усилий вы пред­принимаете по решению этой задачи, тем благодарнее будет слу­шать вас ваша публика.

Действенным приемом поддержания внимания и интереса слуша­телей является использование наглядных средств (слайды, плакаты, демонстрация реальных предметов и т. п.).

При использовании наглядных средств следует придерживаться ряда правил:

1. То, что вы показываете, должно быть видно всем слушателям.

2. Текст на слайдах и плакатах должен быть виден с последних рядов аудитории (буквы должны быть достаточно большими, использо­вать только контрастные цвета).

3. Желательно давать на плакатах не текст, который вы будете чи­тать, а то, что нельзя или трудно описать словами (взаимосвязи, взаимодействия, взаимоположение и т. п.).

4. Если все же вам необходимо дать текст, то основное правило — 7 х 7: не больше 7 строк и не больше 7 слов в строке.

Убеждение слушателей

Задача убеждения слушателей решается двумя способами: "сильной" аргументацией и невербальными средствами воздействия.

При аргументации своей точки зрения важно использовать не только логические доказательства, приведение всех "за' и "против", но и эмоциональные аргументы, ссылки на опыт, мнения авторитет­ных людей.

Приемы привлечения и удержания внимания:

• Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и неизвестную слуша­телям информацию, а также яркие формулировки с "оживляющим" эффектом.

• Провокация. На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией, используйте этот период для подготовки слуша­телей к конструктивным выводам, для уточнения мысли и более четкого опре­деления собственной позиции.

• Гипербола.Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы привлечь внима­ние аудитории к предмету; это поможет выявить причинно-следственные и условно-следственные взаимосвязи между событиями, процессами и поведе­нием людей. Не забудьте, однако, позже уже без преувеличений четко изло­жить свою позицию по затронутой проблеме.

• Прогнозирование.Основываясь на фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определя­ющие интересы, пожелания.

• Сопоставление всех "за" и "против". После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используя при этом формулировку: "Однако на самом деле..."

• Делегирование возможности принимать решения. Привлекайте собесед­ников к принятию решения, задавая вопросы и воздерживаясь от формули­ровки собственных решений.

• Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности собственных мыслей ссылайтесь на авторитеты (эксперты, опыт работы, данные научных исследований, уважаемые люди).

• Сопереживание. Опираясь на интересы слушателей, устанавливайте эмоцио­нальный контакт и вызывайте у них эмоциональный отклик. Ссылки на собст­венный опыт, ваша увлеченность, описание событий, которые произошли с вами, помогут решить эту задачу. Сознательно драматизируйте излагаемые события, чтобы слушатели могли отождествить себя с героями рассказывае­мых историй.

• Юмор. Шутка, анекдот привлекают и поддерживают внимание слушателей, разряжают обстановку и дают возможность передохнуть после утомительной интеллектуальной работы.

• Образность. Ищите образы, которые позволят проиллюстрировать и пояс­нить вашу мысль. Например, организацию можно сравнить с деревом (растет, дает плоды и т. п.).

Основные приемы аргументации:

Конкретные примеры: приведение конкретных примеров, подтверждающих ос­новной тезис.

Иллюстрации: использование пословиц и поговорок, анекдотов, примеров из литературных произведений и т. п. для повышения убедительности основного тезиса.

Позитивная аргументация: изложение положительных результатов и выгод от принятия данной точки зрения или предложения.

Негативная аргументация: изложение негативных моментов, отрицательных результатов и последствий, которые возможны в случае непринятия основ­ного тезиса.

Ссылка на авторитеты: ссылки на народную мудрость, на великих людей, дан­ные научных исследований и т. п.

Логическая аргументация: обоснование своей позиции с использованием логи­ческих приемов ("Если... то..", "Отсюда следует...", "Вывод...").

Эмоциональная аргументация: ссылки на эмоции, отношение, чувства, настрое­ния для обоснования справедливости основного тезиса {"Приятно, когда...", "Здорово, что можно...", "Вызывает справедливое негодование тот факт, что..." и т. п.).

Гиперболизация: преувеличение, доведение идеи до абсурда с целью подтвер­ждения основного тезиса.

Привлекает слушателей и демонстрация собственной убежденно­сти и искренности. Вызвать положительное, заинтересованное от­ношение к себе и к тому, что вы говорите можно через демонст­рацию единства интересов со слушателями, через собственную ув­леченность темой.

Используйте личные местоимения где только возможно, чтобы показать солидарность со слушателями. Чаще используйте место­имения "мы", "нам"или "наше".

Приемы усиления воздействия на аудиторию:

• отдельные слова и предложения надо выделять голосом (гром­костью, тоном);

• нужный акцент может быть сделан путем повторения ключе­вых слов;

• эффект выделения конкретной мысли, идеи или проблемы дос­тигается внезапным ускорением или замедлением темпа речи;

• сделать паузу перед отдельными словами и фразами, которые говорящий хочет выделить особо, либо после них:

• усилить сказанное помогают некоторые жесты (поднятый ука­зательный палец, удар кулаком по столу и т. п.);

• использовать наглядные средства;

• использовать глаголы вместо имен существительных (прибавление — прибавить),

обеспечение — обеспечить, достижение — достичь и т. п.);

• употреблять активные глагольные формы вместо пассивных форм (было сделано - сделали);

• использовать образность. Например, вместо фразы ''Нам при­дется отказаться от реализации задачи по ускорению этого процесса с помощью имеющихся у нас средств, если мы не сможем устранить ряд тормозящих этот процесс факторов' можно сказать: "Пора прекратить нажимать одной ногой на газ, а другой — на тормоз: это ущербная стратегия!"

Убеждению слушателей способствует уверенность докладчика в себе. Не следует путать уверенность в себе с агрессивностью. Срав­ните невербальные проявления уверенного, неуверенного и агрес­сивного поведения.

Невербальные средства Неуверенность Агрессивность Уверенность в себе
Поза Согнутая, сутулая, принужденная Выпрямленная, напряженная, нависающая над собеседником Прямая, спокойная, открытая
Выражение лица Испуганное, напряженное, извиняющаяся улыбка, часто кивает головой в знак согласия Напряженное, глаза прищурены. зубы сжаты Заинтересованное, сосредоточенное, дружелюбная улыбка
Глаза Смотрит в пол, избегает зрительного контакта Угрожающе "сверлит" взглядом Нормальный зрительный контакт, не избегает смотреть на собеседника но и не смущает его слишком пристальным взглядом
Речь и голос Тихий. Сомневающийся, медленный, запинки Громкий, быстрый. требовательный, не допускающий возражений Спокойный. дружелюбный
Жесты Частые адаптивные (потирает руки, крутит что-то в руках и т. п.) либо их отсутствие из-за скованности Указующие, вторгается в личное пространство собеседника Спокойные, уместные

Заключение решает несколько задач:

• подводит итог выступлению;

• именно в заключении достигается поставленная вами цель (вызвать энтузиазм, согласие, призвать к действию);

• готовит слушателей к тому, что сейчас вы закончите говорить.

Заключение является кульминацией выступления, по­этому отсутствие заключения или скомканное заключе­ние снижает впечатление от выступления. Ошибкой является и затянутое заключение, когда докладчик уже показал (и словами, и всем своим поведением), что конец близко, но продолжает говорить.

Запомните: вторая половина выступления всегда воспринимается как более долгая по сравнению с первой, а затянутое заключение в восприятии человека растягивается еще больше.

Наши рекомендации