Анатомия и физиология половых органов женщины

Лекция № 1. «Репродуктивная система женщины и мужчины.

Женский таз. Его строение. Тазоизмерение.»

Цель учебная:

Систематизировать и закрепить знания студентов по данной теме, овладеть умениями и навыками тазоизмерения.

Студент должен знать:

· строение и функцию репродуктивной системы мужчины и женщины;

· половые гормоны, их биологическое действие на организм;

· отрицательное влияние факторов окружающей среды на женские и мужские половые железы, их функцию, фертильность;

· строение женского таза;

· отличительные особенности женского таза от мужского;

· размеры большого таза;

· плоскости малого таза;

· индекс Соловьёва;

· ромб Михаэлиса и его значение.

Воспитательная цель:

Воспитывать у студентов чувство ответственности за здоровье и жизнь матери и ребёнка.

Прививать чувство высокого профессионализма, необходимости совершенствования и постоянного повышения квалификации.

Воспитывать необходимые для медицинских работников черты характера: аккуратность, внимательность, дисциплинированность.

Развивающая цель:

Развивать у студентов клиническое мышление, умение последовательно излагать материал, планировать учебную деятельность, умение работать с медицинской литературой.

Развивать у студентов трудолюбие и толерантность к пациентам.

План

I. Организационный момент - 1 мин

II. Мотивация - 2 мин

III. Изложение нового материала - 80 мин

1. Анатомия женских половых органов

а) наружные половые органы

б) внутренние половые органы

2. Подвешивающий, фиксирующий и поддерживающий

(закрепляющий) аппарат матки.

3. Клетчатка малого таза.

4. Кровоснабжение, лимфатическая система, иннервация

женской половой сферы.

5. Строение женского таза и его значение.

6. Отделы таза. Отличие женского таза от мужского.

7. Плоскости малого таза. Угол наклонения, индекс Соловьева,

ромб Михаэлиса. Косые размеры таза.

8. Строение и функция репродуктивной системы мужчины.

IY. Закрепление изложенного материала - 5 мин

Y. Задание на дом - 2 мин

Мотивация.

Женщина значительно отличается от мужчины. Наиболее специфичные отличия - в детородных органах мужчины и женщины – в гениталиях. Мужские половые органы – пенис и яички - отсутствуют у женского организма, что навело Фрейда на мысль о том, что многие сексуальные проблемы женщин обусловлены бессознательной зависимостью от мужчинам. По мнению Фрейда, женщина должна ощущать себя изуродованным, неполноценным мужчиной. Из своих предложений Фрейд вывел, что для женщины характерен пониженный интеллект, преувеличенное тщеславие, жизненная пассивность, пониженная сексуальность, расположенность к нервозам. В тоже время Фрейд считал женщину загадочным, со сложными техническими процессами, существом. Исследования, проведённые за последние полвека, показали абсурдность взглядов Фрейда на женщину. Подтвердили, что сексуальность женщины зависит от её воспитания, от общества, в котором она воспитывалась.

Если дать возможность женщине, она преуспеет во многих видах деятельности также хорошо, как и мужчина. Но в одном виде деятельности она уникальна: женщина родительница и питательница ребёнка.

Она носит его в своей утробе, пока ребёнок не разовьётся достаточно для того, чтобы выжить, она вскармливает его молоком и заботится о нём. Процесс внутриутробного развития проходит в матке. Именно матка является основным анатомическим отличием женского организма от мужского - наиболее очевидным различием внешних гениталий. По этому далее мы разберём анатомическое строение и физиологию женских половых органов.

Женская половая система состоит из внутренних половых органов (внутренние гениталии), расположенных в полости малого таза, и наружных половых органов (наружные гениталии), находящихся вне костного таза. К внутренним половым органам относятся матка, яичники, маточные трубы и влагалище. Наружные половые органы включают лобок, большие и малые половые губы, преддверие влагалища и клитор. Полость таза ограничивается костными структурами. Дном для внутренних половых и смежных с ними органов служит диафрагма таза, состоящая из мышц и фасций.

Литература для преподавателей:

1. Амакин К.Н. Акушерский стационар: учеб. пособие / К.Н. Амакин.,

Ф.С. Сыроватка. – 3-е изд.. перераб. и доп. –М.: Медицина. 2001. - 418 с.

2. Акушерство: учеб./ под ред. Г.М.Савельевой. – М.: Медицина», 2002. – 402с.

3. Бодяжина В.И. Акушерство: учеб./ В.И. Бодяжина, К.Н. Жмакин, А.П. Кирющенков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2005. – 496 с.

4. Дуда Н.В. Клиническое акушерство: учеб./ Н.В.Дуда, В.И.Дуда.- Минск: Высшая школа, 2004. – 609 с.

5. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение: учеб. пособ./ Д.А.

Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса. - 4-е изд. -Ростов н/Дону: Феникс,

2006. – 382 с.

6. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учеб. пособ. для врачей. – М.:

Изд-во Рос. ун-та Дружбы Народов, 2002.- Ч. I. – 289 с.

7. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа,

2008. – 904.: ил.

Список используемой литературы для студентов основной

1. Бодяжина В.И. Акушерство /В.А.Бодяжина.-3-е изд.- М.:»Медицина»,

2005г.- 496с.

2. Кучма В.Р.Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в

разные возрастные периоды / В.Р.Кучма. – М., 2000г. - 396с.

3. Радзинский В.Е. Акушерство/ В.Е.Радзинский.- М.: ГЭОТАР - Медиа,

2008. – 904.: ил.

Список используемой литературы для студентов +

Дополнительный

1. Амакин К.Н. «Акушерский стационар» / К.Н.Амакин, Ф.С.Сыроватка. –

2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Медицина», 2001г. – 418с.

2. Дуда Н.В. Клиническое акушерство./Н.В.Дуда, В.И.Дуда. - Минск:

«Высшая школа», 2004г. – 609с.

3. Гуськова Н.А. Акушерство / Н.А.Гуськова. – СПб.: СпецЛит, 2005г. – 527с.

4. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение / Д.А.Крюкова,

Л.А.Лысак, О.В.Фурса 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г. – 382с.

5. Радзинский В.И. Акушерский практикум: учебное пособие для врачей /

В.И.Радзинский. - М., Изд-во Ун-та дружбы народов,

2002г. – часть 1 – 289с.

Анатомия и физиология половых органов женщины.

Половые органы женщины делят на наружные, доступные визуально осмотру, и внутренние, которые определяют специальными приемами акушерского и гинекологического исследования.

Наши рекомендации