Оценочные средства текущего контроля
Текущий контроль успеваемости предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе проведения семинарских занятий в форме, избранной преподавателем или предусмотренной тематическим планом. Результаты текущего контроля заносятся в журнал учёта учебных занятий и используются для оперативного учёта успеваемости студентов. Для этого преподаватель использует контрольные задания, упражнения, рефераты, вопросы для самопроверки.
Пример: Пояснительная записка
К контрольным заданиям для остаточных знаний у студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Контрольные задания состоят из 30 вариантов по 15 заданий в каждом, содержащих основные вопросы курса по данной дисциплине. Тестирование проводится в аудитории.
Каждому студенту выдается вариант, содержащий 15 вопросов, которые охватывают основные дидактические единицы ГОС ВПО по данной дисциплине. Варианты сбалансированы по сложности и равноценны по трудоемкости.
Каждый вопрос имеет 4 варианта ответа, из которых только один является правильным. Лимит времени на тестирование - 1,5 академических часа.
Ответы студент фиксирует на отдельном листе с указанием фамилии и инициалов студента, курса, специальности, номера группы, даты и времени тестирования. По окончании тестирования студент ставит на листе ответов личную подпись.
Итоги проведенного самообследования фиксируются в ведомости с проставление оценки и подписи преподавателя, ответственного за проведение тестирования.
Критерии интерпретации результатов тестирования:
«отлично» - 13–15 правильных ответов;
«хорошо» - 10–12 правильных ответов;
«удовлетворительно» - 9 правильных ответов;
«неудовлетворительно» - 8 и меньше правильных ответов.
Ключ расшифровки тестовых заданий прилагается.
Данный вид текущего контроля является необходимым звеном, обеспечивающим внутривузовский (внутрикафедральный) контроль качества преподавания дисциплины БЖД. Тестовые технологии и наличие фондов позволяют произвести независимый контроль освоения студентами учебной дисциплины на соответствие требованиям ГОС, обработать и проанализировать результаты, на принципах объективности, независимости, адекватности, «отсроченности» контроля.
Фонды контрольных заданий в печатном и электронном виде хранятся на кафедрах и в отделе УМО университета
Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к зачёту
1. Предназначение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», что должен знать и уметь студент после изучения дисциплины.
2. Понятие «чрезвычайная ситуация», «авария», «катастрофа», «стихийное бедствие».
3. Критерии техногенных и природных явлений, критерии чрезвычайных ситуаций.
4. Классификация чрезвычайных ситуаций.
5. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и как они классифицируются.
6. Биолого-социальные и социальные чрезвычайных ситуаций. Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру протекания, масштабу и нанесенному ущербу
7. Этапы становления и развития системы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в России.
8. Назначение и задачи Российской системы по чрезвычайным ситуациям и Гражданской обороне Российской Федерации.
9. Режимы функционирования Российской системы по чрезвычайным ситуациям, степени готовности Гражданской обороны Российской Федерации и их содержание.
10. Структура Российской системы по чрезвычайным ситуациям и Гражданской обороне Российской Федерации.
11. Понятие «защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях», «мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях».
12. Комплекс правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий по защите населения и территорий, проводимых заблаговременно.
13. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
14. Содержание «организационных мероприятий» при проведении мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Проблемы и возможные пути их решения.
15. Содержание и назначение «инженерно-технических мероприятий», проводимых заблаговременно по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. Проблемы и возможные пути их решения.
16. Содержание и назначение «медико-профилактических мероприятий» по защите населения и территорий, проводимых как заблаговременно, так и в чрезвычайных ситуациях. Проблемы и возможные пути их решения.
17. Общие сведения о радиационно (ядерно) опасных объектах, их классификация, поражающие факторы аварий на радиационно-опасных объектах.
18. Ионизирующее излучение, как основной поражающий фактор, при авариях на радиационно-опасных объектах (ядерно-опасных объектах), его источники. Критерии ионизирующего излучения.
19. Характер воздействия ионизирующего излучения на население и окружающую среду. Проблемы и возможные пути их решения.
20. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий при авариях на радиационно (ядерно) опасных объектах, проводимых заблаговременно. Проблемы и возможные пути их решения.
21. Правила поведения населения в условиях радиоактивного загрязнения окружающей среды. Проблемы и возможные пути их решения.
22. Химически опасные объекты, их классификация, характеристика; поражающие факторы при авариях на химически опасных объектах. Проблемы и возможные пути их решения.
23. Классификация аварийно химически-опасных объектов по воздействию на организм человека. Проблемы и возможные пути их решения.
24. Содержание «организационных мероприятий», проводимых заблаговременно в режиме повседневной деятельности при авариях на химически опасных объектах. Проблемы и возможные пути их решения.
25. Правила поведения населения в условиях химического заражения окружающей среды.
26. Общие сведения о пожарах и взрывах на объектах инфраструктуры; понятие «пожар», «детонация», «взрыв»; поражающие факторы; классификация пожаров.
27. Характер воздействия пожаров и взрывов на население и объекты.
28. Комплекс мероприятий по защите населения и территорий при пожарах и взрывах на объектах, проводимых заблаговременно. Проблемы и возможные пути их решения.
29. Что такое противопожарная профилактика и чем она достигается?
30. Средства тушения пожаров и пожарная сигнализация; требования противопожарной безопасности.
31. Правила поведения населения в условиях пожаров и взрывов на объектах.
32. Общие сведения об электромагнитном загрязнении окружающей среды; электромагнитное поле (ЭМП); критерии; источники ЭМП и их классификация.
33. Характер воздействия электромагнитного излучения на человека и на элементы окружающей среды. Проблемы и возможные пути их решения.
34. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в условиях электромагнитного загрязнения окружающей среды. Проблемы и возможные пути их решения.
35. Общие сведения о землетрясениях. Классификация, поражающие факторы, критерии.
36. Характер воздействия землетрясений на население и окружающую среду.
37. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в условиях землетрясений, проводимых как заблаговременно, так и при возникновении землетрясений. Проблемы и возможные пути их решения.
38. Рекомендации по поведению населения в условиях землетрясений.
39. Общие сведения о наводнениях. Классификация, поражающие факторы, критерии.
40. Характер воздействия наводнения на население и окружающую среду. Проблемы и возможные пути их решения.
41. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в условиях наводнения, проводимых как заблаговременно, так и при возникновении наводнения. Проблемы и возможные пути их решения.
42. Рекомендации по поведению населения в условиях наводнения.
43. Общие сведения о природных пожарах. Классификация, поражающие факторы, критерии.
44. Характер воздействия природных пожаров на население и окружающую среду.
45. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в условиях природных пожаров, проводимых как заблаговременно, так и при возникновении природных пожаров. Проблемы и возможные пути их решения.
46. Рекомендации по поведению населения в условиях природных пожаров.
47. Общие сведения об эпидемиях. Причины возникновения эпидемических очагов. Возбудители инфекции. Механизм передачи инфекции
48. Противоэпидемические мероприятия. Поведение человека в эпидемическом очаге.
49. Особенности организации противоэпидемических мероприятий в различных эпидемических очагах. Проблемы и возможные пути их решения.
50. Общие сведения о терроризме. Терроризм в России. Классификация терроризма.
51. Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида.
52. Характер воздействия террористических актов на население и окружающую среду. Проблемы и возможные пути их решения.
53. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами, проводимых как заблаговременно, так и при совершении теракта. Проблемы и возможные пути их решения.
54. Возможный характер современных войн. Современные средства поражения; их классификация и характеристика: обычные средства поражения, оружие массового поражения, оружие на новых физических принципах, его виды.
55. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера, проводимых как заблаговременно, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций.
56. Прогноз опасностей (угроз) жизнедеятельности на территории России до 2015 года. Проблемы и возможные пути их решения.
57. Вы живёте в квартире, которая находится на 25-м этаже высотного дома. В квартире, которая находится на 24-м этаже возник пожар. Какие вы можете дать рекомендации:
как определить температуру в квартире, при которой необходимо экстренно покинуть помещение;
как определить предельно допустимую для человека концентрацию угарного газа в дыму;
какие вы можете предложить современные средства, выпускаемые отечественной промышленностью для самоэвакуации людей из высотных зданий?
58. Вы, являясь водителем транспортного средства, стали очевидцем аварии на просёлочной дороге с впереди движущимся автомобилем. Вы подошли к пострадавшему водителю и увидели что:
из его левой руки выше локтя фонтанирует и пузырится кровь алого цвета;
из правого бедра сильное кровотечение крови, имеющей тёмно бордовыё цвет;
цвет лица пострадавшего водителя как белый мел, крупные капли пота, глаза открыты, зрачки расширены и он ни на что не реагирует.
Какие могут быть Ваши действия в данной ситуации?
59. Вы являетесь владельцем торгового центра и пришли к выводу, что возможная чрезвычайная ситуация, которая может произойти на вашем объекте – это пожар. Какие вы считаете необходимо провести организационные и инженерно-технические мероприятия для того, чтобы не допустить возникновения пожара или минимизировать его последствия?
Сформированные компетенции:
ОК – 3, 4, 6, 8, 9.