Сходcтва и отличия активного транспорта и облегченной диффузии веществ через биомембраны. Доказательства наличия активного транспора в условиях in vitro
Механизмы пассивного транспорта через мембраны
Пассивный транспорт осуществляется главным образом тремя способами:
1. Вещества, находящиеся в водной фазе по одну сторону мембраны, растворяются в липидно-белковом слое мембраны, пересекают его и вновь переходят в водную фазу с противоположной стороны мембраны.
2. Вещества, которые перемещаются через поры или каналы мембраны, заполненные водой.
3. Молекулы транспортируемого вещества соединяются с молекулой переносчиком, встроенным в мембрану и переносчик опосредует или облегчает транспорт – этот транспорт называют облегченной или опосредованной диффузией. Молекулы переносчика всегда жирорастворимы, они ускоряют транспорт веществ по их концентрационному или электрохимическому градиенту.
Облегченная диффузия. Это говорит, что скорость увеличивается только при относительно низких концентрациях. Это кинетика насыщения.
Причины кинетики насыщения:
1. Связывание проникающей молекулы с определенным участком внутри канала или вблизи него.
2. Основная причина – транспорт вещества через мембрану с помощью молекулы-переносчика:
а) количество молекул-переносчиков ограничено,
б) скорость из реагирования с переносимым веществом так же лимитирована.
Скорость облегченной диффузии достигает max, когда все молекулы переносчика будут заняты транспортируемым веществом.
Теория облегченной диффузии напоминает теорию субстрат-связывающего комплекса. Данный вид транспорта можно ингибировать с помощью химических аналогов транспортируемого вещества.
Активный транспорт. Перенос вещества против концентрационного градиента (из места с меньшим ц в место с большим µ). При этом происходит возрастание свободной энергии>процесс самопроизвольно протекать не может, необходима затрата Е.
Активный транспорт:1. Первичный.
В его синтез входят 3 насоса, переносящие ионы против градиента концентрации при помощи энергии АТФ.
К данному типу относятся Na+/K+ АТФ-аза. Переносит 3 иона Na из клетки во внешнюю среду, параллельно переносится в клетку 2 иона К+.
2. Вторичный активный транспорт.
Движущей силой является градиент концентрации ионов (унипорт, симпорт, антипорт), энергия ОВР. В переносе участвуют различные переносчики (одно-, двуместные>два центра связывания)
Механизмы первично активного транспорта
Энергия клеточного механизма концентрируется в виде АТФ. Существуют специальные мембранные насосы, их совокупность – первично активный транспорт. Источник энергии – клеточный метаболизм, если отключить источник энергии, то ионы расположатся равномерно, относительно мембраны. Концентрационный градиент направлен внутрь клетки, ионы Na пассивно поступают внутрь клетки. Но концентрационный градиент постоянен, так как ему противостоят Na насосы.
Основные особенности первично активного транспорта:
1. Осуществляется против концентрационного градиента.
2. Система первичного транспорта в высшей степени специфична (Na система не перекачивает другие ионы).
3. Для его обеспечения необходима АТФ или другие источники энергии (метаболические яды блокируют насос).
4. Обменивает один вид ионов на другой (К-Na насос).
5. Многие виды ионных насосов выполняют электрическую работу, перенося заряды через мембрану (реогенный насос – это насос, при работе которого создается электрический ток).
6. Активный транспорт с помощью ионных насосов избирательно подавляется блокирующими агентами. (Существуют специфические вещества, которые блокируют данный насос, например, убаин – сердечный гликозид. Это вещество конкурентно блокирует участки, связывающие ионы К+.)
7. Энергия, необходимая для первично активного транспорта, высвобождается при гидролизе АТФ ферментами, расположенными в мембране
Механизм вторично активного транспорта
заключается в переносе веществ через мембрану против концентрационного градиента, обеспечиваемом энергией, которая высвобождается при переносе другого вещества по градиенту. То, что транспортируется по градиенту, называется синпортом, или ко-транспорт. Пример, транспорт а-к или сахаров через био мембраны.
Транспорт в клетки аланина.
В присутствии внеклеточных ионов Na+ транспорт аланина в клетки осуществляется до тех пор, пока внутриклеточная концентрация Na+ будет в 7-10 раз больше внеклеточной. Если во внеклеточной среде Na+ отсутствует, то концентрация аланина внутри клетки не отличается от внеклеточной.
Скорость транспорта в двух случаях одинакова. Внеклеточный Na+ оказывает непосредственное влияние на транспорт аланина (различный наклон графиков). Если повысить внутриклеточную концентрацию Na+, то аланин из клетки будет выходить во внеклеточную среду. Вторично активный транспорт не зависит от концентрации Na+ вне клетки, а зависит от концентрации градиента ионов Na+. Градиент Na+ является движущей силой, промежуточной стадией в процессе использования энергии (в системе вторично активного транспорта).