Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях
Ощущение
Ощущение – это отражение свойства реальности, возникающей в результате воздействия их на органы чувств и воздействия на ЦНС.
В зависимости от видов стимулов раздражителей ощущения делятся на:
Ø проприоцептивные (в мышцах);
Ø интероцептивные (внутренние органы);
Ø экстероцептивные (поверхность тела);
Ø cпецифические (ощущение времени).
В зависимости от стимулов раздражителей:
Ø зрительные;
Ø слуховые;
Ø вкусовые;
Ø обонятельные;
Ø осязательные (тактильные).
Ощущения поддаются тренировке. Глубокое дыхание способствует улучшению ощущений.
Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся: качество, интенсивность, длительность:
КАЧЕСТВО | Каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью, а зрительные - цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. |
ИНТЕНСИВНОСТЬ | Определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. |
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ | Определяется функциональным состоянием органов чувств, временем действия раздражителя, его интенсивностью. |
Восприятие
Восприятие – это форма целостного психического отражения предметов или явлений в целом, а не отдельных их свойств, как при ощущениях. Это не сумма ощущений, а новая ступень познания.
Классификация восприятия:
Основные свойства восприятия:
· Предметность;
· Способность отражать объекты реального мира в форме отдельных предметов;
· Выделение фигуры объекта или предмета из фона;
· Структурность или обобщенность – это соотношение каждого образа к некому фону, некому классу;
· Константность – это независимость образа от физических условий. Например, ежик в тумане;
· Осмысленность – это способность воспрития сознательно воспринимать предмет, то есть мысленно назвать его, отнести к определенной группе, классу, назвать определенным словом. Например, БОМЖ.
· Апперцепция. В восприятии всегда сказывается личность человека, эта зависимость от нашей психической жизни называется апперцепцией. Здесь важен опыт, прошлая практика;
· Активность;
· Избирательность. То, что к делу не относится.
Память
Память – это совокупность, общность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением.
:
Процессы и механизмы памяти:
· Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения информации;
· Сохранение – это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Зависит от глубины понимания. Важна осмысленность;
· Установка;
· Забывание. Неравномерно. После механического запоминания происходит быстрее, поэтому повторение не откладывать.
· Реминисценция. Отсроченное на 2-3 дня лучше, чем сразу после заучивания. Повторение должно быть разнообразным: сам и с кем-то.
· Воспроизведение и узнавание. Это процессы восстановления прежде воспринятого. Оно бывает:
Ø непроизвольное. Без цели вспомнить.
Ø произвольное. Целенаправленное желание вспомнить.
§ узнавание;
§ припоминание;
§ эйдетизм. Зрительная память, сохраняющая яркий образ со всеми деталями.
· Забывание. Это естественный процесс и бороться с ним бессмысленно. Забывается в первую очередь то, что не применяется, то к чему нет интереса, что несущественно. Детали забываются скорее. Забывание бывает:
Ø полное. Материал даже не узнается;
Ø частичное. Узнается не весь материал, то, что узнается, содержит ошибки;
Ø длительное. Оно полное или частичное. При этом человек не может припомнить;
Ø усредненное. Происходит за время меньше часа, чтобы забыть механически выученный материал.
§ Против забывания:
v повторение,
v осмысление.
Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов. Часто после черепно-мозговых травм наступает амнезия. Чем серьезнее травма, тем более обширная информация забывается.
Мышление
Мышление – это обобщенное и опосредованное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.
Мышление — высший этап обработки информации человеком или животным, процесс установления связей между объектами или явлениями окружающего мира.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира.Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Виды мышления:
ü Наглядно-действенное мышление | ü Наглядно-образное мышление |
ü Понятийное мышление | ü Интуитивное мышление |
ü Теоретическое мышление | ü Групповое мышление |
ü Визуальное мышление | ü Количественное мышление |
ü Абстрактное мышление | ü Конкретное мышление |
ü Речевое мышление | ü Эмоциональное мышление |
ü Логическое мышление | ü Творческое мышление |
ü Алгоритмическое мышление | ü Альтернативное мышление |
ü Практическое мышление |