Функция организации и поддержания межличностных отношений
Вопросы по теме занятия.
1. Удалось ли успешно выполнить заданий?
2. Что оказалось наиболее сложным, при выполнении заданий?
3. Какие пробелы в изучении теоретического материала были замечены, при выполнении самостоятельной работы?
4. Сознание как фундаментальная особенность человеческого способа жизни.
Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: как человек не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность.
5. Подходы к определению сознания.
«Сознание, – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния»
По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций», то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.
Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс)
Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.
Сознание – это «со-знание», продукт общения знаний. Дюркгейм, Хальбвакс и др.
Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя.«Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик». Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится.
Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния.
Ананьев БГ . Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности. При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой
Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений. Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо:
«Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания…Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания… сознание присутствует в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной…»
6. Варианты структуры сознания. Сложность решения данной проблемы.
отражение окружающего мира с помощью познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Нарушение любого из познавательных процессов приводит к расстройству сознания;
различение субъекта и объекта (т.е. того, что принадлежит "Я" и "не Я"), которое происходит в процессе формирования самосознания человека.
самооценки своих поступков и себя в целом. Самосознание проявляется в: познавательной (самочувствие, самонаблюдение, самоанализ, самокритика), эмоциональной (самочувствие, самолюбие, скромность, гордость, чувство собственного достоинства) и волевой (сдержанность, самоконтроль, самообладание, дисциплина) формах;
обеспечение целеустремлённой деятельности человека. Благодаря опережающему отображению человек раскрывает причинно-следственные связи, предусматривает будущее, ставит перед собой цель, учитывает мотивы и принимает волевые решения, вносит необходимые коррективы, преодолевает трудности. Своей деятельностью он активно влияет на окружающий мир;
наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг, к другим людям и к самому себе. Эта характеристика сознания проявляется наиболее отчетливо в таких нравственных чувствах, как чувство долга, патриотизм, интернационализм и др. Переживания усиливают четкость осознания себя и окружающего мира, а потому является важным стимулом для активизации сознания
7. Заслуга З.Фрейда в изучении структуры сознания.
Так, 3. Фрейд считал, что сфера бессознательного - это вытесненные, нереализованные стремления человека. Он ввел понятие "Я" и "Оно", для разрешения которых предложил учитывать законы их функционирования.
В основу системы, которая отвечает сознанию "Я", заложен принцип реальности, проявления "Оно" обусловленного принципом удовольствия. Действия "Я" соответствуют реальности и подчиняются физическим законам, социальным установкам и логике; "Оно" руководствуется субъективными потребностями биологического и аффективного характера.
Между "Я" и "Оно" нет резкой границы. "Я" стремится содействовать влиянию внешнего мира на "Оно", изменить принцип удовольствия, которым руководствуется "Оно", принцип реальности. Для психической деятельности характерны постоянные переходы сознательного в бессознательное и наоборот.
Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а сознание освобождается для решения вновь возникающих затруднений.
Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также: психические явления, возникающие во сне. ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями. движения, ставшие автоматизированными. некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др.
Тест : 1-2; 2-4; 3-2; 4-2; 5-1
1. Сознание – парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.
«Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть». Мераб Константинович Мамардашвили
«Понимаете, проблема сознания действительно неотделима от проблемы свободы. Сознание, по определению, есть моральное явление. Не случайно во многих языках слова «сознание» и «совесть» происходят от одного корня. Ведь моральные феномены означают просто следующую вещь: способность человека руководствоваться причинно ничем не вызванной мотивацией. (…) А когда речь идет о феномене сознания, этическом, по своему содержанию, мы говорим не «почему», а «по совести». (…) Воплощение такого состояния в мысли и есть философия». (СР. Сознание – это парадоксальность, к которой невозможно привыкнуть.
Как известно, еще 100200 лет назад сознание было предметом занятий исключительно гуманитарных дисциплин, и прежде всего философии. Сегодня ситуация иная. Многие естественные науки физиология, нейропсихология, психоэндокринология, кибернетика и даже физика также занимаются изучением сознания и находят в нем некоторые закономерности и регулярности. При этом ученые опираются, естественно, на определенные фундаментальные представления о природе сознания. В какой степени эти представления пересекаются с философским пониманием сознания? Не занимается ли естественнонаучный подход препарированием трупа сознания, ибо в силу своего объективно-предметного характера он изучает только мертвое? Традиционный, внутренний путь естественнонаучного изучения сознания идет от исследования мозга и его структур. Эти исследования все более утончаются, и сегодня существуют электронные
2. Структура самосознания человека.
3. Общественное и индивидуальное сознание.
Индивидуальное сознание — субъективный образ мира, формирующийся у отдельного человека под влиянием условий его жизни и психических особенностей. Оно имеет внутриличностное бытие, зачастую представляя собой никому не ведомый поток сознания. Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.
Различие индивидуального и общественного сознания не означает, что только общественное сознание социально. Индивидуальное сознание — неотъемлемая часть сознания общества. Вместе с тем общественное сознание развивается лишь в постоянном соприкосновении с индивидуальным, через свою приобщённость к реально функционирующему сознанию личности.
Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня — обыденное и теоретическое сознание.
Обыденное включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфере быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др.
Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности, консервативно, замкнуто, догматично. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты.
Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.
4. Аналитический обзор статей за последний год.
Задание 10
Ситуационные задачи:
1. «…очень ярко проявляется, с одной стороны, стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга… переживание одиночества тяжко и невыносимо…». Какой возрастной период соответствует данному описанию особенностей общения?
Ответ: подростковый возраст.
2. Какие стороны понимания другого человека в наибольшей степени проявляются в следующих высказываниях?
1) Генерал считал, что противник прекрасно понимает тактическую выгоду для него (генерала) организации переправы возле этой маленькой деревушки. Значит, именно здесь противник сконцентрирует свою оборону. Поэтому счел правильным имитировать подготовку к форсированию реки здесь, а настоящую переправу осуществить в другом месте.
2) Чтоб собеседник нашу мысль постиг, нужней нам сердце, нежели язык (таджикская мудрость).
3) Народная учительница К.И.Муравьева говорит: «Я ведь вместе с ребятами живу — то становлюсь маленькая и глупенькая, как первоклашка, то постепенно делаюсь сознательным подростком, строю планы, правда, не о своей, а об их жизни, но это все равно... Дети маленькие, и я маленькая. Дети большие, и я большая» (Н.Н. Поспелов).
4) Сергей был удивительно догадлив. Он тут же стал отвечать на вопрос, который я не успел задать.
Ответ: В высказываниях 1 и 4 проявляется рефлексия, в высказываниях 2 и 3 — эмпатия.
Вопросы по теме занятия.
1. Значение общения для жизни и деятельности людей.
Ответ: общение в психологии определяют как процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения, происходит обмен мыслями, чувствами, переживаниями и т.д Любые формы общения есть специфические формы совместной деятельности людей.
2. Основные функции общения.
Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности
Формирующая функция общения проявляется в процессе психического развития человека. Общаясь с взрослым, ребенок не только механически усваивает сумму умений, знаний и навыков, но и участвует в сложном процессе взаимных влияний, обогащений и изменений. Ребенок активно и критично перерабатывает предлагаемый ему чужой опыт, используя его для построения непротиворечивой картины мира
Функция подтверждения. В процессе общения с другими людьми человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя, свою ценность
Функция организации и поддержания межличностных отношений
Восприятие других людей и поддержание с ними различных отношений — от интимно-личностных до сугубо деловых — для любого человека связано с установлением определенных эмоциональных отношений.
Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутренний или внешний диалог).
3. Виды и стратегии общения.
Виды: По признаку: Непосредственное общение, общение «лицом к лицу»
Опосредованное общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств (телефона, телеграфа, Интернета), затрудняющих или отделяющих во времени получение обратной связи между участниками общения
И
Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах.
Массовое представляет собой коммуникацию, опосредованную различными видами средств массовой информации.
Ролевое участники коммуникации выступают, как носители определенных ролей (учитель— ученик, покупатель— продавец). В ролевом общении человек в определенной степени лишается спонтанности своего поведения, так как те или иные его действия диктуются исполняемой ролью
Стратегии : Императивное -взаимодействие с партнером по общению, имеющей своей целью достижение контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждение его к определенным действиям или решениям. ( например: в армии)
Манипулятивное –форма межличностного общения, при которой воздействие на партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. (например : пропаганда, СМИ)
Диалогическое общение может быть определено как равноправное субъект-субъектное взаимодействие с целью взаимного познания и самопознания партнеров по общению.
4. По данным ЮНЕСКО, в развитых странах около 80% всей информации, получаемой детьми 12-15 лет, черпается ими не в школе, а в процессе внеучебного общения. Какие выводы можно сделать на основе этого факта?
Тест : 1-1; 2-1,3; 3-1; 4-3; 5-2