Черты эмоциональной устойчивости
Черты эмоциональной устойчивости характеризуют то, насколько сильное эмоциональное напряжение испытывает человек или насколько он склонен совершать неприемлемые поступки. В таком состоянии нередко страдает здоровье человека. Хотя упоминания об этих чертах содержатся во многих литературных источниках, наиболее подробно рассматривается один из них, имеющих особую важность в ОП – ориентация на тип А или Б (см. Приложение № 3 Тест «Ориентация по типу А и Б»).
Индивиды, обладающие ориентацией по типу А, отличаются нетерпеливостью, желанием добиться успеха и перфекционизмом. Напротив, индивиды, ориентированные по типу Б, обладают более легким характером и склонны меньше конкурировать в повседневной жизни.
Люди типа А стремятся выполнять свою работу быстро и при этом могут быть резкими, неуживчивыми, раздражительными и агрессивными. Эти тенденции указывают на «одержимое» поведение, широко распространенные среди менеджеров, хотя далеко не всегда им полезное. Многие менеджеры обладают устойчивыми внутренними побуждениями, ориентированы на детали, обладают высокими стандартами качества исполнения и преуспевают в рутинной деятельностью. Но если эта одержимость работой принимает крайние формы, то внимание к деталям может возобладать над озабоченностью результатом работы, возникают сопротивление любым изменениям, чрезмерный контроль над действиями подчиненных и разного рода межличностные проблемы, которые могут вылиться и в угрозы, а иногда и физическое насилие. Напротив, менеджеры типа Б склонны быть более расслабленными и терпеливыми в отношениях с коллегами и подчиненными.
Ценности и установки
Ценности– составляющие социальной системы.Они регулируют общественное поведение.
Ценность – значимость, важность чего-либо. Это субъективное восприятие предмета/явления.
Ценности проявляются в нормах, которыми руководствуется человек в своем поведении, и в продуктах деятельности человека (предметах материального мира).
Норма – узаконенный порядок; границы, в которых вещи, явления, деятельность
сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства.
Все многообразие предметов и явлений действительности может выступать в качестве объектов ценностного отношения, т.е. оцениваться как «правильное» или «неправильное», «доброе» или «злое», «справедливое» или «несправедливое».
Человек живёт в мире больших возможностей, в котором всегда приходится делать выбор из множества альтернативных вариантов. Критерием выбора выступает ценность.
Существует иерархия системы ценностей.
- система ценностей личности;
- система ценностей организации;
- система национальной культуры.
Табл. 2.5.1.
Ценности и альтернативные варианты, с которыми приходиться сталкиваться сотрудникам компании
Власть | Необходимо ли выполнять любой приказ/указание, полученное руководством? Могу ли я испытывать сомнения по поводу власти? Нужно ли подчиняться только при условии возможного наказания? |
Закон | Следует ли всегда соблюдать закон? |
Работа | Занимает ли работа первое место в жизни человека? Возможно ли быть хорошим сотрудником на «нелюбимой работе»? Стоит ли жертвовать здоровьем, личной жизнью ради работы? |
Результат | Существует ли цель, ради достижения которой можно использовать любые средства? Каким образом определяется удовлетворительный/достойный результат? |
Возраст | Можно ли считать возраст человека основанием для того, что его уважали в коллективе? |
Образование | Можно ли доверять мнению экспертов? Что является наиболее важным: полученное образование, накопленный опыт или природные данные? Следует ли складывать мнение о человеке, исходя из его образовательного уровня? |
Равенство людей | Влияет ли национальность на отношения между людьми? Стоит ли одинаково относиться как к мужчинам, так и к женщинам? Имеет ли женщина какие-либо привилегии? |
Отношению к риску | Исключает ли жизнь человека риск? Стоит ли рисковать, если неудача окажет влияние на других людей? |
Помощь другим | Необходимо ли помогать бездомным, безработным, малоимущим, старикам? Нужно ли помогать людям безвозмездно? Стоит ли осуществлять свою работу с чувствами и эмоциями, или следует быть рациональным? |
Поощрение или наказание | Что оказывает влияние на поведение людей: поощрение или наказание? Каким образом можно заинтересовать людей? Будут ли сотрудники качественно выполнять свою работу, если над ними будет угроза наказания? |
Удовольствие | Может ли работа быть в радость, а не в тягость? Способна ли она приносить удовольствие? |
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни".
Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации Милтона Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.
М. Рокич различает два класса ценностей:
· терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
· инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства (см. Приложение № 4 Тест Рокича «Ценностные ориентации»).
Часто система ценностей проявляется через установки.
Установка — неосознанное психологическое состояние индивида, которое основано на его опыте. Установки могут быть разделены на три основных компонента:
1. Эмоциональный компонент (чувства, эмоции людей относительно объекта)
2. Информационный компонент (знания, информация, которыми обладает человек относительно объекта)
3. Поведенческий компонент (склонность индивида вести себя соответствующим образом по отношению к объекту)
При изучении организационного поведения необходимо понимать функции установок.
Функция приспособления. Установки зачастую оказывают помощь человеку приспосабливаться к работе, коллективу, обстановке. Они позволяют экономить их нервную систему.
Функция защиты собственного «Я». Установки помогают в защите собственного образа индивида.
Функция выражения ценностных ориентаций. Установки являются той основной, которая помогает людям выражать свои ценностные ориентации.
Познавательная функция. Установки помогают людям обрести те нормы и точки отсчета, в соответствии с которыми они организуют и объясняют окружающий их мир. Установки в отношении людей, событий и предметов помогают ему осмысливать то, что происходит вокруг.
Формирование установок происходит под воздействием 4 факторов:
- поведенческие интенции - намерения относительно человека или объекта;
- поведение (опыт, который формирует установки);
- когниции (информация о человеке или объекте);
- эмоциональная оценка события или явления (аффективная реакция) (рис 2.5.1).
Чтобы изменить поведение человека необходимо:
1) понять какие элементы создают установочную систему, которая определяет поведение человека;
2) определить, как структурирована установочная система для воздействия на один или несколько элементов.
Рис. 2.5.1 Установочная система
Среди методов изменения установок необходимо выделить следующие:
· устранение несоответствий – эффект когнитивного диссонанса;
· социальное обучение – система поощрений и наказаний;
· воздействие страхом;
· влияние друзей или коллег;
· привлечение людей, которым что-либо не нравится, к работе с целью изменения сложившейся ситуации