Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Естественные и техногенные опасные и вредные факторы среды обитания человека

Предмет и задачи БЖД

БЖДкак научно-техническая дисциплина изучает опасности, угрожающие человеку в среде обитания, закономерности их проявления в целях разработки комплексной системы мер по защите человека и среды обитания от природных опасностей или опасностей, формируемых в процессе деятельности человека.

БЖД также изучает нежелатель­ные последствия воздействия опасностей на человека и на объекты среды обитания, зако­номерности их проявления и способы защиты от них.

К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровью человека или его смерть, пожары, аварии и т.д.

Среда обитания– окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов, способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Опасности – Процессы, явления, предметы, оказывающие негативное воздействие на жизнь и здоровье человека.

Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химически или биоло­гически активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристика­ми, не соответствующими условиям жизнедеятельности человека.

Здоровье– это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (преамбула Устава Всемирной организации здравоохранения – ВОЗ).

Деятельность – активное (сознательное) взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть полезность для существования его в этой среде.

Задачи БЖД:Для обеспечения безопасности должны быть выполнены три задачи БЖД:

А) Идентификация (распознавание, выявление) опасностей – детальный анализ опасностей, формируемых в изучаемой деятельности. последовательность проведения анализа следующая:

· Выявление элементов среды обитания как источников опасности.

· Оценка опасностей по качественным, количественным, пространственным и временным показателям.(х, у, z, t).

Установленные характеристики должны быть необходимы и достаточны для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение безопасной жизнедеятельности человека.

Б) защита человека и среды обитания от выявленных опасностей на основе сопоставления затрат с выгодами. Защита базируется на определенных принципах, методах и средствах. В) защита от остаточного риска данной деятельности. поскольку обеспечить абсолютную безопасность невозможно. Защита включает в себя изучение закономерностей и моделей развития чрезвычайных ситуаций, принципы, методы, приемы и средства их прогнозирования и ликвидации.

Аксиома о потенциальной опасности деятельности. Естественные и техногенные опасные и вредные факторы среды обитания человека

Жизненный опыт человека показывает, что любой вид деятельности, будучи полезен для его существования, одновременно может быть источником негативных воздействий. Потенциальная опасность является универсальным свойством процесса взаимодействия человека со средой обитания на всех стадиях жизненного цикла как в бытовой, так и в производственной сферах.

Любая деятельность потенциально опасна!Это утверждение называют аксиомой о потенциальной опасности деятельности. Данными японских исследователей: среднее число погибших за 10 часов Сон – 1, Езда на мотоцикле – 3 чел.

Из аксиомы следует:

А) ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека (нулевой риск).

Б) невозможно разработать абсолютно безопасную технику.

Безопасность – это такое состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключаются потенциальные опасности, влияющие на жизнь и здоровье человека.

Опасности, создаваемые человеком, имеют два важных для практики качества:

· Потенциальный характер опасностей, т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда, они могут проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых условиях.

· Ограниченная зона влияния (зона действия опасности).

По происхождению:

- естественные (природные) - землетрясения и т.д.;

- технические (движущиеся части машин);

- антропогенные (обусловленные результатом человеческой деятельности - обрушение зданий, отравление рыбой);

- экологические (загрязнения биосферы);

- смешанные.

3. Понятие опасности. Идентификация, квантификация, таксономия (классификация) опасностей.

К нежелательным последствиям относятся: ущерб здоровью человека или его смерть, пожары, аварии и т.д. Процессы, явления и различные воздействия на организм человека и объ­екты окружающей среды, вызывающие нежелательные последствия, называют­ся опасностями. Опасности хранят все системы, имеющие энергию, химически или биоло­гически активные компоненты, а также вещества и объекты с характеристика­ми, несоответствующими условиям жизнедеятельности человека.Различают опасности реальные и потенциальные (скрытые). Чтобы потенциальная опасность реализовалась, нужны соответствующие условия, которые называются причинами. Причины - это совокупность обстоятельств, при которых опасности про­являются и вызывают нежелательные последствия.

Триада "опасность - причины - нежелательные последствия"- это логиче­ский процесс развития потенциальной опасности в реальное последствие, как-то: несчастный случай, пожар, чрезвычайная ситуация и т.д.

Идентификация опасностей - это процесс выявления и установления вре­менных, пространственных и иных характеристик, необходимых и достаточных для разработки профилактических и оперативных мероприятий, направленных на обеспечение жизнедеятельности человека.

В процессе идентификации вы­является их номенклатура. Номенклатура опасностей - перечень названий, терминов, систематизированных по определенному признаку. Например: ядо­витые вещества, пестициды и т. д. При выполнении конкретных исследований составляется номенклатура опасностей для отдельных производств, цехов, профессий и т. д.

Наука о классификации и систематизации сложных явлений, объектов, понятий называется таксономией:

1. реальные и потенциальные Потенциальный характер опасностей, т.е. опасности могут быть, но не приносить вреда, они могут проявляться при определенных, зачастую трудно предсказуемых условиях. 2. По происхождению: естественные (природные) - землетрясения и т.д.; технические (движущиеся части машин); антропогенные (обрушение зданий, отравление рыбой); экологические (загрязнения биосферы); сметанные. 3. По локализации (месту существования): в литосфере, гидросфере, космосе, атмосфере. 4. По виду источника: физические (различные излучения); химические (химические вещества); биологические (бактерии, микробы); психофизиологические (эпилепсия, лунатизм, усталость, монотонность); 5. По времени проявления последствий: мгновенные (действующие сразу, так называемые импульсивные); кумулятивные (действующие с запаздыванием); 6. По вызываемым последствиям: утомление, травмы, заболевания, стресс, летальные исходы. 7. По виду ущерба: технический, экономический, экологический, социальный. 8. Сферы проявления: бытовая, производственная, дорожно-транспортная, спортивная и т.д. 9. По структуре (строению): простые; сложные, порождаемые взаимодействием простых. 10. По характеру воздействия: активные (воздействуют сами); пассивные, активизирующиеся за счет энергии человека (колющие, режущие неподвижные элементы; неровности, уклоны, по которым перемещается человек).

Классификация состояния оборудования по степени опасности:

Четыре класса опасности оборудования: 1- безопасный. Состояние, связанное с ошибками персонала, конструктивными недостатками, которые не приводят к существенным нарушениям, не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев. 2- граничный. Состояние, приводящее к нарушению работы оборудова­ния, которое может быть взято под контроль, без повреждения оборудования и несчастных случаев. 3- критический. Состояние, приводящее к нарушениям в работе обору­дования, его повреждению, появлению опасной ситуации, требующей немедленного спасения персонала. 4- катастрофический. Состояние, приводящее к утере оборудования, гибели людей или массовому травматизму.

При прогнозировании и моделировании условий возникновения опасных ситуаций в первую очередь необходимо проводить анализ опасностей IV класса.

Наши рекомендации