При подготовке к данному занятию. Проработайте данный учебный материал «Органы ротовой полости» ранее изучаемый в
Проработайте данный учебный материал «Органы ротовой полости» ранее изучаемый в школе (школьный учебник анатомии человека). Это очень важно, т.к. он является базисным и на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на анатомическое строение органов ротовой полости: языка, миндалин, крупных слюнных желез.
Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на следующее:
а) все биологические мембраны имеют общий план строения, отличаются лишь соотношением белков, липидов и углеводов;
б) органоиды – это постоянные компоненты цитоплазмы , включения появляются в процессе жизнедеятельности клетки;
в) все органоиды по строению подразделяются на мембранные и немембранные, по выполняемым функциям – на органоиды общего значения, выполняющие жизненно важные функции, и органоиды специального значения, присутствующие в определенных клетках и, выполняющие специфические функции.
При необходимости воспользуйтесь аннотацией (приложение 1).
Решите тесты 1-7
1. Назовите из перечисленных основные структуры цитоплазмы:
а) плазмолемма
б) гиалоплазма
в) хроматин
г) органеллы
д) включения
2. Назовите функции гранулярной ЭПС:
а) синтез белка
б) синтез полисахаридов
в) синтез липидов
г)транспортная
д) дезинтоксикационная
е) накопление ионов кальция
3. Перечислите органеллы биосинтеза веществ в клетках:
а) ЭПС
б) комплекс Гольджи
в) митохондрии
г) рибосомы
д) лизосомы
е) полирибосомы
ж) пероксисомы
4. Перечислите органеллы, участвующие в защитных и обезвреживающих реакциях , а
также во внутриклеточном пищеварении:
а) агран. ЭПС
б) рибосомы
в) лизосомы
г) пероксисомы
д) комплекс Гольджи
е) митохондрии
5. Перечислите немембранные органеллы:
а) ЭПС
б) рибосомы
в) клеточный центр
г)комплекс Гольджи
д) митохондрии
е) пероксисомы
6. Перечислите органеллы, участвующие в выведении веществ из клетки:
а) ЭПС
б) комплекс Гольджи
в) митохондрии
г) рибосомы
7. Перечислите органеллы энергопроизводства:
а) ЭПС
б) комплекс Гольджи
в) митохондрии
г) рибосомы
д) полирибосомы
е) лизосомы
ж) пероксисомы
Решите ситуационные задачи 1-7.
1. На препарате определяется гистологическая структура, ограниченная цитоплазматической мембраной, имеющая большое количество цитоплазмы и много ядер. Как она называется?
2. При перемещении клетка встретила комочек органического вещества. Каков возможный механизм поступления этого вещества в клетку?
3. В цитоплазме пигментных клеток под влиянием солнечных лучей появляются гранулы пигмента. К каким структурным элементам можно отнести эти гранулы?
4. В апикальной части клеток поджелудочной железы в процессе секреторного цикла появляются и исчезают гранулы секрета. К каким структурным элементам можно отнести эти гранулы?
5. Известно, что в живой клетке происходит постоянное перемещение цитоплазмы и органелл. Какие структуры клетки принимают в этом участие?
6. Известно, что некоторые клетки обладают высокой активностью всасывания. Какие образования поверхности обеспечивают этот процесс?
7. На трех препаратах представлены клетки. У одной хорошо развиты микроворсинки, у другой - реснички, третья имеет длинные отростки. Какая из этих клеток специализирована на процессе всасывания?
Заготовьте в альбоме следующие рисунки: Они Вам пригодятся при работе на занятии.
Секреторные гранулы | Включения гликогена |
Комплекс Гольджи (схема) | Жировые включения |
Данное занятие занимает особое место в работе по изучению гистофизиологии клетки и является не только теоретической основой для понимания строения тканей и органов, но и в практической деятельности врача при установлении диагноза.
При возможности накануне занятия ознакомьтесь с рабочим местом своей исследовательской и учебной работы. Вспомните правила и меры безопасности при работе с микроскопом и препаратами (изложены в конце методической разработки). Заблаговременно приготовьте униформу.
3. По выполнению программы учебного занятия:
Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю. При работе с препаратом занятия обратите внимание на его окраску и объяснения преподавателя.