Закон 9. Обеспечивай единство чувств, интеллекта и воли
Чувства, интеллект и воля – это, наш взгляд, и проявления психики человека и составляющие его духа (См. подр.: Байлук В.В. Человекознание. Основы самопознания и самореализации личности. Часть 1. Теоретические основы самопознания личности. Екатеринбург, 2009. С. 182-223). Чувства – это психические процессы и состояния человека, связанные с его потребностями и мотивами и отражающие в форме непосредственного переживания (удовлетворения или неудовлетворения) значимость действующих на него явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Мы здесь термин «чувства» употребляем в широком смысле слова, отвлекаясь от различий между чувствами и эмоциями. Интеллект – общая способность человека к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой его деятельности. Воля – способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (свои непосредственные желания и стремления) и внешние препятствия.
Каждое из рассмотренных проявлений человеческого сознания играет существенную роль в достижении успехов. Поэтому в отношении каждого из них можно было бы сформулировать свои законы успеха. К примеру «Управляй своими чувствами», «Развивай интеллект», «Воспитывай силу воли». Но дело в том, что выполнение всех этих требований возможно только в том случае, если чувства, интеллект и волю рассматривать в их единстве, во взаимосвязи. Этим определилась формулировка 9 закона успеха «Обеспечивай единство чувств, интеллекта и воли». Кроме того, единство чувств, интеллекта и воли также является своеобразным механизмом реализации такого принципа самоуправления личности как единство слова и дела, мысли и действия. «Чувство и разум необходимо присуще воле, ибо только посредством них я знаю, чего я должен хотеть или не хотеть, что я должен делать или не делать» (Л.Фейербах, немецкий философ. 1804-1872).
Между тремя силами духа – чувствами, интеллектом и волей имеет место относительное равновесие только тогда, когда в чувствах выражается сила желаний человека и уверенность в успехе, когда интеллект обеспечивает продуктивное познание мира и самого себя и разработку и обоснование проектов, и когда воля, опираясь на чувства и интеллект, переводит идеальные замыслы в жизнь. При этом относительное равновесие, «согласие» между чувствами, интеллектом и волей складывается, во-первых, из относительного равновесия между чувствами и интеллектом. Элементарный цикл человеческой жизнедеятельности чаще всего начинается с чувств, так как они выступают первичным источником информации о потребном и непотребном для человека, являются выражением его желаний. Проявление чувств в качестве духовной силы выражается в том, что они полностью или частично предопределяют наш целевой поиск, а значит, и весь процесс самопроектирования. Так как чувства являются аккумуляторами нашей энергии, то они играют огромную роль не только в постановке целей, но и в осуществлении самой деятельности по их достижению и в преодолении встречающихся на её пути препятствий. Поэтому чувства– это генераторы нашего вдохновения. Но воздействие чувств на жизнедеятельность человека, особенно такого их проявления как страсти (страсть – сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил), нуждается в контроле интеллекта, так как в противном случае возникает опасность быть захлестнутым чувствами и непредсказуемости деятельности. «Иметь холодную голову также необходимо, как и горячее сердце» (Д.Леббок, английский естествоиспытатель. 1834-1913). «Страсть способна на многое. Она может пробудить в человеке небывалую сверхчеловеческую энергию. Она может своим неослабным давлением выжать даже из самой уравновешенной души титанические силы» (С.Цвейг). «Люди, живущие только своими чувствами, - это звери» (Л.Н.Толстой).
Но интеллект, в процессе оценочной деятельности, сам является продуктом наших чувств. Поэтому, как доказала когнитивная терапия, позитивные мысли-оценки вызывают положительные чувства, а негативные мысли-оценки – отрицательные чувства. Вследствие этого задача состоит в том, чтобы: 1) стремиться к максимально объективным оценкам; 2) в нашем отношении к будущему доминировало позитивное мышление, так как только соответствующий этому мышлению позитивный настрой способен привести к успеху; 3) постоянно вести работу по «выкорчёвыванию» необоснованных отрицательных эмоций.
Таким образом, контроль над своими чувствами человек осуществляет прежде всего своим интеллектом, разумом. И чем он в своей жизни больше приобретает знаний, тем больше создаётся возможностей для управления эмоциями. «Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям. Чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся» (Б.Рассел, английский философ, логик, социолог-моралист, общественный деятель. 1872-1970).
Относительное равновесие между силами духа, во-вторых, складывается из относительного равновесия, с одной стороны, между интеллектом и волей, а с другой – между волей и чувствами. Сильная воля – средство решения всех проблем, и человек с сильной волей способен преодолевать любые трудности и добиться очень многого. «Много может воля человека, её сила страшна, ей почти нет предела» (А.И.Герцен). «Ход вещей зависит от нашей решительной воли и от наших усилий» (Г.Уэллс, английский писатель. 1866-1946). Именно поэтому для достижения успеха недостаточно ни хорошо разработанного, продуманного проекта, ни сильных желаний и чувств. Необходимо ещё, чтобы замыслы и желания слились с волей, обрели форму реальных усилий по совершению деятельности, что предполагает самопринуждение и разного рода самоограничения. Именно посредством воли осуществляется переход от мыслей к действиям, и чувства превращаются в продуктивную двигательную силу нашей деятельности. «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело» (А.А.Бестужев-Марлинский, русский писатель-романтик. 1797-1837). Волей через интеллект обеспечивается и управление чувствами. При этом между волей и чувствами имеет место своеобразная обратно пропорциональная зависимость: если, например, мы работаем радостно и с вдохновением, то мы работаем легко и у нас нет необходимости принуждать себя к работе усилием воли; и, наоборот, чем процесс деятельности нам доставляет меньше удовлетворения, тем для достижения успеха требуется больше усилий. Кроме того, преодоление посредством волевых усилий разного рода препятствий на пути к достижению цели, в том числе и своих собственных недостатков, усиливает наши чувства, укрепляет уверенность в себе. «Нужно запасаться верою в себя, в свои силы, а эта вера достигается преодолением препятствий, воспитанием воли, тренировкой её. Необходимо учиться побеждать в себе и вне себя дрянненькое наследие прошлого…Уже и маленькая победа над собой делает человека намного сильнее» (А.М.Горький, русский писатель. 1868-1936). Многочисленные примеры свидетельствуют, что одних только добрых намерений и хороших идей недостаточно, если не прилагать необходимых волевых усилий по практическому их воплощению в жизнь. «Изобретение состоит из одного процента вдохновения и 99 процентов пота» (Т.Эдисон, американский учёный и изобретатель. 1847-1931).
Воля требует отказа от бесчисленных жизненных соблазнов, мешающих движению к цели, она мобилизует физические и духовные возможности человека на преодоление трудностей. «Самосознание очень сильно, собственно, даже исключительно занято волей» (А. Шопенгауэр). «…без воли к победе, без целей, поставленных перед собой, вам не достигнуть успеха в жизни! К примеру, недостатком честолюбия объясняется то, что люди мирятся со скромным, далеко не соответствующим их возможностям, назначением и столь же скромным заработком» (Э.Лежен).
Воля в определённом смысле является основой всех других качеств человека, так как реализация последних всегда требует волевых усилий. Поэтому как бы человек ни был талантлив, если он упорно, день за днём, не будет вновь и вновь востребовать свои способности, он никогда не достигнет в своей жизни сколько-нибудь значительных успехов.
Формирование воли человека осуществляется посредством его постоянного стремления к достижению в своей деятельности единства мысли и действия, слова и дела, постоянного стремления к действию в соответствии с разумными требованиями среды, а также специфическими требованиями к самому себе. Внешним показателем развития воли человека является степень его самодисциплины и самоорганизованности.
Единство чувств, интеллекта и воли, их относительная гармония – это, на наш взгляд, в определённой мере системообразующий фактор достижения успеха в процессе самореализации. Но что является критерием их относительной гармонии между собой? Мы полагаем, что им является конечный результат человеческой деятельности, но не в виде самого по себе конкретного успеха в чём-либо (достижение определённого результата), а в виде переживания истинного чувства удовлетворения, радости, наслаждения, вызываемых тем, что достигнуто. Более того, все эти чувства, интегрируясь в переживания счастья – показатель того, что вся жизнь человека строится в соответствии с законами успеха. «Пожалуй счастье есть равновесие разумных желаний и возможности их удовлетворения» (В.Шишков, русский советский писатель. 1905-1984).
3.9. Обратная сторона закона 9 - девятая причина неудач.
Причиной неудач является, во-первых, неудовлетворительное состояние всех составляющих человеческого духа: и чувств, и интеллекта, и воли. Неудовлетворительное состояние чувств проявляется в отсутствии над ними контроля, в подверженности стрессам и разного рода соблазнам, в отрицательных эмоциональных переживаниях и в неумении с ними справляться. Неудовлетворительное состояние интеллекта выражается в явно недостаточном развитии способностей человека к познанию мира, к самопознанию и самопроектированию и в преобладании негативного мышления над позитивным. Неудовлетворительное состояние воли проявляется в слабоволии, нерешительности, а порою и в трусости. «Там, где нет воли, нет и пути» (Б.Шоу).
Во-вторых, относительно удовлетворительное состояние одних сил духа и неудовлетворительное состояние других, проявляющееся:
- в сильном и даже страстном желании при недостаточно развитом интеллекте, плохо продуманном плане и слабой воле. «Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность. На то и ум, чтобы обуздывать её нелепости» (В.Шекспир).
- в более или менее обоснованном плане , при нормальном желании и слабой воле. «Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны»(Ф.Ларошфуко, французский писатель-моралист.1613-1680);
- в сильном желании и в принципе достаточно развитой воле при явно недостаточно обоснованном плане, что может вести к неоправданному риску и даже к авантюризму.
Далее мы рассмотрим такие законы самореализации личности как вера в свои возможности, целеустремлённость и порядочность, которые в известной мере являются конкретизацией закона единства чувств, интеллекта и воли.