Эффективность деятельности организации
Рассматривая вопрос эффективности, определим, что основной задачей менеджмента организации, является предоставление возможности организации успешно работать на рынке в течение длительного периода времени. В дисциплине ОП эффективность – это оптимальное соотношение производительности труда, конкурентоспособность компании, степень удовлетворенности сотрудников. Эффективность определяется краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными критериями.
Взаимосвязь критериев эффективности во времени представляет собой временную модель эффективности (рис. 1.5.1).
Критерии
Время
Рис. 1.5.1. Временная модель эффективности
Краткосрочные критерии эффективности – критерии, которые оценивают обстановку в организации за небольшой период времени. Это: продуктивность, качество, гибкость, удовлетворенность.
Продуктивность – это возможность организации произвести необходимое количество продукции, оказать услуги, выполнить работы в соответствиями с требованиями внешней среды.
Качество – это степень удовлетворенности запросов клиентов организации в процессе использования продукции/ выполненных работ/ оказанных услуг. Качество изделий можно отследить по количеству возвратов продукции или жалоб клиентов.
Гибкость – способность организации быстро реагировать на различные факторы (изменения рынка, поведение потребителей, конкурентов и др.) и адаптироваться под них.
Удовлетворенность – благоприятное представление сотрудника о результате своей трудовой деятельности, рабочем процессе, это чувство удовлетворения от выполненной работы, ощущение собственной значимости в организации.
Вышеотмеченные критерии являются взаимосвязанными. Используя авторитарные методы, можно улучшить производительность труда, однако показатель удовлетворенности снизится. Это приведет к снижению общей эффективности в управленческой деятельности в организации.
Среднесрочные критерии эффективности это более продолжительные по времени в сравнении с краткосрочными критериями эффективности. Они включают в себя конкурентоспособность и развитие.
Конкурентоспособность – способность организации превзойти конкурентов по различным параметрам: объему выпуска продукции, доле рынка, выручки, прибыли, узнаваемости, лояльности клиентов и др.
Развитие – вложение организацией денежных средств таким образом, чтобы обеспечить будущий спрос внешней среды как залог ее выживания.
Долгосрочный критерий эффективности деятельности организации – способность организации сохранять свои позиции в постоянно меняющихся условиях рынка.
Критерии оцениваются набором показателей, которые можно измерить. Каждый вид эффективности имеет свои источники (рис. 1.5.2).
Рис. 1.5.2. Источники повышения эффективности деятельности организации
Источники организационной эффективности – взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности с учетом синергетического эффекта. Кроме того, на организационную эффективность оказывают влияние внешние факторы: (отношения с партнерами, поставщиками, клиентами, состояние экономики, политическая ситуация в стране и пр.)
Индивидуальная эффективность – результат трудовой деятельности работника, исполнение им плана, поставленных задач, учитывая затраты на их реализацию. На индивидуальную эффективность оказывают влияние: профессиональная квалификация работника, образование, самодисциплина, заинтересованность в работе, отношения с коллективом и т.д.
Групповая эффективность – результат коллективной деятельности, направленный на достижение поставленных целей. При правильно организованной совместной деятельности возможно достичь значительного превышения простого сложения возможностей отдельных участников коллективного процесса – эффекта синергии.
Контрольные вопросы:
1. Каковы особенности дисциплины Организационное поведение?
2. По каким параметрам можно классифицировать Организационное поведение?
3. Чем отличаются теории человеческих отношений от теорий человеческих ресурсов?
4. Каковы источники индивидуальной, групповой и организационной эффективности?