Психологическая безопасность и психологическая защита
Безопасность социальных систем»
Под социальной безопасностью понимается система законодательно-нормативных мер и организационных мероприятий, осуществляемых государственными органами и учреждениями совместно с общественными организациями, в целях обеспечения жизнедеятельности отдельного индивида, различных социально-демографических групп и всего общества в целом. Таким образом, социальная безопасность формируется на системе правовых и социально-экономических гарантий, позволяющих человеку наиболее эффективно функционировать в рамках определенной общественно-политической формации.
В современной России особую актуальность приобретают проблемы безопасности жизнедеятельности личности, отдельных групп населения, общества и государства на различных уровнях — федеральном, региональном и местном.
Основными объектами социальной безопасности становятся личность — ее права и свободы, различные социально-демографические группы с учетом их специфических особенностей, общество — его материальные и духовные ценности, государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Властные структуры должны рассматриваться как инструмент, предназначенный для создания оптимальных условий для развития личности, общества и самого государства в рамках всего спектра имеющихся возможностей. Все это требует иных отношений, иных подходов к безопасности жизнедеятельности, инновационных идей, решений, организационных структур и механизмов ее обеспечения.
Обеспечение жизнедеятельности отдельного индивида предполагает создание таких общественных условий, которые дают ему возможность реализовать основные потребности.
Реализация основных витальных потребностей с участием государственных структур и создает основы социальной политики в рамках системы социального обслуживания населения, органов здравоохранения, учреждений воспитания и просвещения, жилищной, демографической политики и т.д.
Удовлетворение первичных (или витальных) потребностей позволяет перейти на другой уровень — социальный, имеющий собственную иерархию: коммуникативные, информационные и другие потребности.
Стремление реализовать потребности обусловливает, по сути, все социальные действия. При этом возникает своеобразная логическая взаимосвязь из четырех звеньев, которая, как правило, не осознается индивидом: потребность — интерес — мотив (целевая установка) — действие.
Реализация потребностей непосредственно связана с мотивацией действий и поступков человека. Существует самая различная трактовка природы и функций мотивов, побуждающих к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей субъекта и регуляции его поведения в рамках теоретических концепций психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии.
Социальный работник, взаимодействуя с клиентом (индивидом, группой или общиной), должен всесторонне учитывать совпадающие или противоречивые интересы, мотивы и ценности, нормы и стереотипы поведения, побуждающие к действию. В этом контексте социальные действия являются ничем иным, как результатом взаимодействия различных потребностей и интересов.
Виктимология
1. Социальная виктимология как наука о дефектах социализации личности.
2. Сущность и задачи социальной виктимологии.
3. Понятия «виктимогенность»,«виктимизация», «виктимность». 4. Возрастные периоды возможной виктимизации личности.
4. Факторы процесса виктимизации личности.
Социальная виктимология как научное направление возникла в середине прошлого века в процессе реализации идеи изучения и оказания помощи жертвам социализации и негативных социальных воздействий на человека. Вследствие этого нужно учесть, что
социализация (лат. socialis – общественный) – это процесс развития человека на протяжении всей его жизни, который происходит под воздействием различных факторов, результатом чего является операциональное овладение набором программ деятельности и поведения, характерных для определенной культурной традиции, а также процесс усвоения знаний, умений и навыков, ценностей и норм, социальных ролей и формирование социального опыта, что способствует актуализации индивида в обществе (Э. Дюркгейм, И. Талмен, И.С. Кон, А.В. Петровский, А.В. Мудрик и др.).
Термин «виктимология» в социальной науке происходит от латинских слов «victime» (жертва) и «logos» (учение). Этот термин использовался в криминологии начиная с XVIII в. для описания жертв противоправного и криминального поведения индивида.
Таким образом, виктимология, возникшая в 50–70 гг. ХХ в. как реализация идеи изучения жертв преступления в криминологии, начала развиваться как общая теория, имеющая своим предметом исследование жертв любого происхождения. Понятие «виктимология» в российскую юридическую науку ввел Л.В. Франк. Он считал, что поведение человека может быть не только социально продуктивным, криминальным, преступным, но и неосмотрительным, рискованным, легкомысленным, порой провокационным, следовательно, опасным для себя самого и окружающих, что увеличивает возможность посягательств на собственную жизнь и собственное благополучие, а также на благополучие других людей.
Практически к началу 70-х гг. ХХ в. предмет «виктимология» рассматривается как закономерности происхождения и развития, предупреждения виктимизации как негативного социального явления в обществе в контексте защиты и поддержки прав человека. Включение в предмет виктимологии всех категорий пострадавших лиц, ставших жертвами самых разных обстоятельств, делает виктимологию междисциплинарной, комплексной наукой, не ограниченной криминальной сферой социальных воздействий на человека или группу.
Возникновение социальной виктимологии (Б. Мендельсон, Г. Гентинг) обусловлено тем, что человек не только объект, но и субъект социализации, исходя из этого, он может стать ее жертвой. По мнению А.В. Мудрика, это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие.
Как правило, успешная социализация предполагает как эффективную адаптацию человека в обществе, так и способность в определенной мере противостоять обществу, а точнее, тем жизненным коллизиям, которые мешают его развитию, самореализации и самоутверждению. Так, в процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью приспособления человека к жизни в обществе и степенью его обособления в обществе, то есть способность человека к своеобразному балансу между приспособлением и обособлением. В противном случае, при отсутствии такого баланса, человек рассматривается как жертва социализации. Причем стать такой жертвой может человек как адаптированный в обществе и неспособный ему противостоять (конформист), так и не адаптированный в обществе, инакомыслящий (диссидент). Любое современное общество в определенной мере продуцирует оба типа жертв. Величина, острота и проявленность описанного конфликта связаны как с типом общества, в котором развивается и живет человек, так и со стилем воспитания, характерным для общества в целом, для тех или иных социокультурных слоев, конкретных семей и воспитательных организаций, а также связаны с индивидуальными особенностями самого человека.
Таким образом, социальная виктимология изучает различные категории жертв, возникших в результате неблагоприятных социальных воздействий: людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей социальный, правовой, социально-психологический статус создает предпосылки неравенства, дискриминации, дефицита возможностей для обеспечения их жизнедеятельности, тормозит, препятствует физическому, социальному, психическому, культурному развитию и самореализации личности.
Таким образом, виктимология, синтезирующая знания о жертвах любого происхождения, может быть представлена наука, включающая следующие направления исследования:
· криминальную виктимологию;
· травмальную виктимологию (изучающую жертв некриминального травматизма);
· виктимологию быта и досуга (широкий спектр проблем безопасности при использовании бытовой техники, безопасности на воде, транспортной безопасности, зависящей и от потенциальных жертв, и др.);
· психиатрическую виктимологию (проблемы жертв с отклонениями в психике);
· виктимологию катастроф, экологических и стихийных бедствий;
· виктимологию технической безопасности (изучающую последствия виктимного поведения, связанного с нарушением правил безопасности труда, пожарной безопасности и др.);
· виктимологию насилия (в ее рамках – виктимологию семейного насилия, преступлений, посягающих на половую неприкосновенность);
· виктимологию воинских преступлений; виктимологию терроризма, захвата заложников, похищения людей;
· виктимологию вовлечения в деструктивные культы;
· виктимологию аддиктивного (зависимого) поведения.
Социальная виктимология разрабатывает общие и специальные принципы, цели, содержание формы и методы предупреждения, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, в силу которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации. Разрабатывая свой круг проблем, социальная виктимология опирается на социологию, социальную философию, теорию социальной работы, психологию, криминологию, юридические науки, педагогику, этику и этнографию, конфликтологию.
Социальная виктимология связана с теорией социальной работы и социальной педагогикой, поскольку отражает особенности функций данных наук. Она изучает природу и генезис отклоняющегося поведения с позиции междисциплинарного системного подхода, включая личностные, социальные психологические факторы, которые обуславливают социопатогенез. Социальная виктимология анализирует причины воздействия негативных явлений на индивида и разрабатывает систему предупреждения, диагностику, коррекцию отклоняющегося поведения, которое может приводить человека в состояние жертвы и носить разные формы.
Психологическая безопасность и психологическая защита.
Средства защиты личности подразделяются на социальные, физические и психологические.
Социальная защита предполагает регулирование и организацию информации, циркулирующей на уровне общества и отдельных его групп. Она осуществляется, в частности, посредством системы образования и распределения социально-культурных ценностей. С ее помощью государство обеспечивает социальную безопасность граждан. Последняя в значительной степени зависит от безопасности общества в целом.
Физическая защита обеспечивается при помощи различного рода технических приспособлений. Это могут быть индивидуальные средства защиты, такие, как каски, бронежилеты и т. п., подробно описанные в соответствующих руководствах, и различные защитные сооружения. В качестве оружия защиты можно применять любой имеющийся под рукой предмет (ключи, расческа, баллончик с дезодорантом, зонт, горсть монет, туфли, сумка, песок, камни, палка и т. п.). Ощущение безопасности на физическом уровне повышает эффективность деятельности в экстремальных ситуациях, способствует снижению тревожности и формирует позитивное отношение к разрешению ситуации.
Психологическая защита – это деятельность, предотвращающая нарушение внутренней устойчивости личности и социальной общности, нормального течения психологической жизни человека и его поведения под влиянием внешних воздействий.
Психологическая защита подразделяется на социально-групповую и индивидуально-личностную.
Социально-групповая защита определяется наличием информационных потоков внутри и между формальными и неформальными группами, в которых взаимодействует индивид, групповыми нормами, требованиями и системой санкций. Она предполагает защищенность конкретной группы.
Индивидуально-личностная защита – это степень личностной защищенности индивида. Она обеспечивается комплексом защитных механизмов личности, стратегий поведения и взаимодействия с окружающими и подразделяется на три основные группы: межличностную защиту, психическую саморегуляцию и внутриличностную защиту.
Существует несколько видов защиты от внешних воздействий. Их подразделяют по уровню осознанности, по количеству субъектов защиты, по отношению к объективной действительности.
1. По уровню осознанности выделяют преднамеренную и непреднамеренную защиту.
2. По количеству субъектов защиты выделяют индивидуальную и групповую защиту.
3. По отношению к объективной действительности выделяют общую и избирательную защитную стратегию.
Поведенческая реакция человека зависит от когнитивной оценки ситуации (как результата размышления по поводу события) и ее эмоционального восприятия. Степень осознания критического момента зависит от целого ряда факторов:
• особенностей личности;
• физического и социального окружения;
• доступной информации;
• собственных когнитивных структур реальности.
Выделяют два вида когнитивной оценки:
· первичная – что можно ожидать от стрессора – угрозы или благоденствия;
· вторичная – оценка собственных ресурсов и возможностей решить задачу.
Различают несколько основных типов взаимодействия в конфликтных ситуациях: сотрудничество, соперничество, компромисс, избегание и приспособление. Наиболее продуктивной стратегией поведения считается сотрудничество, которое позволяет преодолеть конфликт с наименьшими потерями для всех участников. Далее по степени продуктивности идет компромисс, который определяется удачным завершением конфликтной ситуации с минимальным ущербом интересам различных сторон конфликта. Соперничество предполагает разрешение конфликта в пользу одной стороны и в ущерб интересам другой. Стратегии приспособления и избегания являются малопродуктивными, так как они не способствуют выходу из конфликтной ситуации, а лишь растягивают ее на продолжительное время или вообще не разрешают.
Внутриличностная психологическая защита. Впервые понятие «психологическая защита» применил 3. Фрейд для обозначения способов борьбы личности с неприятными и невыносимыми для сознания представлениями. Задача психологической защиты состоит в минимизации и даже полном вытеснении неприятных аффектов.
К основным факторам формирования защитных механизмов относятся дисгармоничное семейное воспитание, акцентуации характера и адаптационные проблемы. Социальное окружение ставит перед человеком четыре проблемы адаптации: территориальность, временность, идентичность, иерархия.
Все защитные механизмы, формирующиеся в результате тех или иных событий жизни, можно условно разделить на четыре группы. Первая группа определяется отсутствием переработки информации. Она включает: вытеснение, блокировку, отрицание, подавление. Для второй группы характерно преобразование (искажение) содержания мыслей, чувств, поведения. К ней относятся: перенос, уход, рационализация, интеллектуализация, проекция, идентификация, отчуждение, реактивные образования, компенсация и гиперкомпенсация. Третья группа защитных механизмов отличается разрядкой отрицательного эмоционального напряжения. В нее входят: реализация в действии, соматизация тревоги, сублимация. Четвертая группа определяется наличием манипулятивных действий: регрессия, «уход в болезнь», фантазирование.
Психологическая защита способствует внутренней устойчивости личности, нормализует психическое состояние человека. Потребность в подобного рода защите возникает вследствие дисгармоничного семейного воспитания, особенностей характера, трудностей адаптации к условиям среды. Обрести психологическую устойчивость помогают методы психической саморегуляции.