Разработки организационного периода

Разведка интересных дел и друзей

Цель: поиск и нахождение дел, которыми будет наполнена жизнь отряда в соответствии с теми принципами, которые были выработаны на сборе-старте.

В то же время решается задача обучающего характера – знакомство ребят с процессом коллективного планирования собственной деятельности в условиях детского лагеря.

Разведку можно проводить:

– открыто (ребята встречаются с людьми, договариваются о встречах);

– скрыто (секретный рейд);

– в прошлое (знакомство и анализ опыта) и т. д.

Возможные направления разведки:

1. Игра (удовлетворение игровой активности ребенка – интеллектуальные, подвижные, деловые, имитационные, ролевые, сюжетные, психологические, диагностические и др. игры);

2. Спорт (удовлетворение физической, двигательной активности – спортивные занятия, традиционные и нетрадиционные игры, соревнования, спортивно-зрелищные праздники, эстафеты и т. п.);

3. Туризм (удовлетворение двигательной активности ребенка, познавательного интереса – туристические эстафеты, тропы, походы, игры на местности и т. п.);

4. Познавательная деятельность (удовлетворение познавательной активности ребенка – викторины, предметные олимпиады, встречи с интересными людьми, клубы по интересам, КТД и т. п.);

5. Праздники (удовлетворение радостных ожиданий ребенка - конкурсы, концерты, шоу и т. п.);

6. Творчество (удовлетворение креативной потребности ребенка - музыкальные, танцевальные, художественные занятия, творческие конкурсы, литературные вечера, работа в библиотеке, видеопросмотры, клубы, мастерские и т. п.).

Объекты разведки:

– библиотека лагеря;

– методический отдел Центра;

– спортивный комплекс Центра и лагеря;

– школа лагеря;

– Дворец культуры и спорта;

– Отдел дополнительного образования;

– детские лагеря;

– отдел культурно-массовой работы ДкиС;

– отдел спортивно-туристической работы и т. п.

Схема разведки интересных дел и друзей.

Сбор-старт (до 30 минут):

Формирование временных детских групп (по 3–5 человек), выбор временного командира в каждой группе, получение схемы разведки и задания.

Самостоятельное творчество (15–25 минут):

Обмен собственным опытом по организации интересной жизни сверстников; обмен предложениями, пожеланиями по организации дел смены.

Консультационная помощь (30–40 минут):

– детская группа находит объект разведки (место и человека), указанный в задании;

– ребята знакомят консультанта со своим вариантом решения задания;

– консультант предлагает ребятам свои варианты (многообразие дел, советы по их организации) в соответствии с заданием;

– ребята фиксируют результаты совместной работы с консультантом.

Самостоятельное творчество (15–20 минут):

– оценка полученной от консультанта информации;

– корректировка собственных предложений по решению задания;

– оформление результатов разведки.

Сбор перспективного планирования в отряде:

–обмен информацией между участниками разведки;

– коллективный анализ итогов разведки;

– выбор дел для отрядной работы;

– формирование общих предложений в план работы лагеря.

Требования к организации разведки:

1. Первичное знание всеми детьми объектов Центра.

2. Четкость формулировки заданий.

3. Готовность объектов, куда отправятся дети (договоренность с людьми, предварительное знакомство с заданием группы, подготовка наглядных материалов – методических сборников, видеофильмов и т. п.).

4. Четкая схема разведки, временные рамки и требования по их соблюдению.

5. Использование различных форм подачи материала, организации общения с детьми, различного содержания на всех консультационных пунктах.

6. Заинтересованность в результате разведки со стороны педагогов.

ФОРМЫ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ

МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПЕДАГОГОМ

Книга «Кто я?»

В этой книге могут быть собраны детские рисунки, рассказы и стихи. Ребята могут заносить туда подробности и вопросы о себе, ответы на них.

Круговая беседа

Дети садятся в круг и отвечают на вопрос:

1. Больше всего мне нравится в тебе...

2. Я бы хотел быть ...

3. Моя любимая игра – …

4. Я думаю, что мое имя означает ...

5. Я бы хотел узнать о ...

6. Я чувствую себя счастливым, когда ...

7. Я чувству печаль, когда ...

8. Я хочу стать более...

9. Когда-нибудь я надеюсь ...

Каждую фразу дети дополняют по очереди. Каждому дается одинаковое количество времени, очень важно выслушать всех до конца. Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают. Ответы можно потом внести в книгу «Кто я?»

Нить жизни

Каждый ребенок разматывает нить. Она воплощает в себе его жизнь. Затем дети прикрепляют к ней рисунки и рассказы, в которых подробно излагают то важное, что произошло с ними в жизни. Это можно сделать в хронологическом порядке или в любом другом, в каком захотят дети. Нить можно протянуть и в будущее.

Стиральная машина

Дети встают на небольшое расстояние в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его по спине или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз).

Наши рекомендации