Разработки организационного периода
Разведка интересных дел и друзей
Цель: поиск и нахождение дел, которыми будет наполнена жизнь отряда в соответствии с теми принципами, которые были выработаны на сборе-старте.
В то же время решается задача обучающего характера – знакомство ребят с процессом коллективного планирования собственной деятельности в условиях детского лагеря.
Разведку можно проводить:
– открыто (ребята встречаются с людьми, договариваются о встречах);
– скрыто (секретный рейд);
– в прошлое (знакомство и анализ опыта) и т. д.
Возможные направления разведки:
1. Игра (удовлетворение игровой активности ребенка – интеллектуальные, подвижные, деловые, имитационные, ролевые, сюжетные, психологические, диагностические и др. игры);
2. Спорт (удовлетворение физической, двигательной активности – спортивные занятия, традиционные и нетрадиционные игры, соревнования, спортивно-зрелищные праздники, эстафеты и т. п.);
3. Туризм (удовлетворение двигательной активности ребенка, познавательного интереса – туристические эстафеты, тропы, походы, игры на местности и т. п.);
4. Познавательная деятельность (удовлетворение познавательной активности ребенка – викторины, предметные олимпиады, встречи с интересными людьми, клубы по интересам, КТД и т. п.);
5. Праздники (удовлетворение радостных ожиданий ребенка - конкурсы, концерты, шоу и т. п.);
6. Творчество (удовлетворение креативной потребности ребенка - музыкальные, танцевальные, художественные занятия, творческие конкурсы, литературные вечера, работа в библиотеке, видеопросмотры, клубы, мастерские и т. п.).
Объекты разведки:
– библиотека лагеря;
– методический отдел Центра;
– спортивный комплекс Центра и лагеря;
– школа лагеря;
– Дворец культуры и спорта;
– Отдел дополнительного образования;
– детские лагеря;
– отдел культурно-массовой работы ДкиС;
– отдел спортивно-туристической работы и т. п.
Схема разведки интересных дел и друзей.
Сбор-старт (до 30 минут):
Формирование временных детских групп (по 3–5 человек), выбор временного командира в каждой группе, получение схемы разведки и задания.
Самостоятельное творчество (15–25 минут):
Обмен собственным опытом по организации интересной жизни сверстников; обмен предложениями, пожеланиями по организации дел смены.
Консультационная помощь (30–40 минут):
– детская группа находит объект разведки (место и человека), указанный в задании;
– ребята знакомят консультанта со своим вариантом решения задания;
– консультант предлагает ребятам свои варианты (многообразие дел, советы по их организации) в соответствии с заданием;
– ребята фиксируют результаты совместной работы с консультантом.
Самостоятельное творчество (15–20 минут):
– оценка полученной от консультанта информации;
– корректировка собственных предложений по решению задания;
– оформление результатов разведки.
Сбор перспективного планирования в отряде:
–обмен информацией между участниками разведки;
– коллективный анализ итогов разведки;
– выбор дел для отрядной работы;
– формирование общих предложений в план работы лагеря.
Требования к организации разведки:
1. Первичное знание всеми детьми объектов Центра.
2. Четкость формулировки заданий.
3. Готовность объектов, куда отправятся дети (договоренность с людьми, предварительное знакомство с заданием группы, подготовка наглядных материалов – методических сборников, видеофильмов и т. п.).
4. Четкая схема разведки, временные рамки и требования по их соблюдению.
5. Использование различных форм подачи материала, организации общения с детьми, различного содержания на всех консультационных пунктах.
6. Заинтересованность в результате разведки со стороны педагогов.
ФОРМЫ РАБОТЫ, КОТОРЫЕ
МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПЕДАГОГОМ
Книга «Кто я?»
В этой книге могут быть собраны детские рисунки, рассказы и стихи. Ребята могут заносить туда подробности и вопросы о себе, ответы на них.
Круговая беседа
Дети садятся в круг и отвечают на вопрос:
1. Больше всего мне нравится в тебе...
2. Я бы хотел быть ...
3. Моя любимая игра – …
4. Я думаю, что мое имя означает ...
5. Я бы хотел узнать о ...
6. Я чувствую себя счастливым, когда ...
7. Я чувству печаль, когда ...
8. Я хочу стать более...
9. Когда-нибудь я надеюсь ...
Каждую фразу дети дополняют по очереди. Каждому дается одинаковое количество времени, очень важно выслушать всех до конца. Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают. Ответы можно потом внести в книгу «Кто я?»
Нить жизни
Каждый ребенок разматывает нить. Она воплощает в себе его жизнь. Затем дети прикрепляют к ней рисунки и рассказы, в которых подробно излагают то важное, что произошло с ними в жизни. Это можно сделать в хронологическом порядке или в любом другом, в каком захотят дети. Нить можно протянуть и в будущее.
Стиральная машина
Дети встают на небольшое расстояние в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый дружески похлопывает его по спине или пожимает руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз).