Игра «Выбери действие»
Учащиеся 7-го класса получают раздаточные материалы: инструкцию, формат игры и таблицу для фиксации и оценки результатов работы.
Инструкция.Ознакомься с перечнем дорожных ситуаций (в левом столбце задания), с правилами безопасности и вариантами действий (в правом столбце задания). На отдельном листочке в таблице рядом с номерами ситуаций (из левого столбца задания) запиши номера правил и действий (из правого столбца задания), которые следует выполнить в этих ситуациях. В случае, если в ситуации следует выполнять несколько правил (из правого столбца задания), укажи их номера начиная с самого первоочередного и важного. После принятия индивидуального решения прими участие в коллективном обсуждении порядка действий в ситуациях.
Ситуации | Правила и способы обеспечения безопасности |
Надо перейти на другую сторону дороги через проезжую часть. 1. На нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода. 2. К перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета. 3. Регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны. 4. Надо выбрать место, чтобы ждать трамвай.Остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой. | 1. Этот сигнал разрешает движение. 2. Можно начинать переход через проезжую часть дороги. 3. Перейти проезжую часть можно по линии тротуаров. 4. Выходить на проезжую часть дороги нельзя. 5. Поступить в этой ситуации так, как действуют взрослые пешеходы. 6. Перед переходом остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта. 7. Переходить проезжую часть следует под прямым углом. 8. Надо убедиться, что транспортные средства при повороте направо и налево пропускают пешеходов. 9. При переходе дороги сначала смотреть налево, дойдя до середины дороги – направо. 10. Ожидать прибытия трамвая на тротуаре. 11. Ожидать трамвай на посадочной площадке на середине дороги. 12. Обратиться в этой ситуации за помощью к взрослому человеку. 13. Дойти до ближайшего пешеходного перехода и, убедившись в безопасности, перейти через дорогу. 14. Перейти через проезжую часть за спиной регулировщика. 15. В этом месте переход дороги запрещен. 16. На проезжей части при переходе следить как за тем, что происходит слева, так и за тем, что происходит справа. |
После принятия индивидуальных решений и фиксации их в соответствующем столбце проводится коллективное обсуждение и принимаются коллективные решения, затем учитель сообщает (при необходимости разъясняет, обсуждает с учащимися) мнение экспертов о правильных действиях. На основе сравнения индивидуальных решений с эталонами выставляются оценки с использованием простейшей шкалы: одно правильное решение – один балл. Баллы суммируются и на этой основе выставляются отметки.
Приложение 3.
Игра «Хлопай в ладоши»
Игру используют в 5-ом классе при изучении темы «Опасные ситуации» на этапе закрепления знаний. Педагог называет различные события, дети хлопают в ладоши руку, когда речь идет об опасных ситуациях:
- мальчик дразнит сторожевого пса;
- девочка ложечкой размешивает сахар в стакане чая;
- мальчик переходит улицу на красный сигнал светофора;
- девочка катается на коньках;
- мальчик прицепился к автомобилю;
- мальчик занимается боксом в спортзале;
- девочка с высокого обрыва прыгает в реку; девочка помогает маме гладить белье;
- мальчик едет на крыше электрички;
- мальчик катается на велосипеде;
- девочка стоит на краю платформы, ожидая метро (поезд); э- мальчик высунул голову в окно автобуса во время движения;
- девочка занимается на гимнастических брусьях;
- девочка пользуется неисправным утюгом, у которого «искрит» шнур;
- мальчик прыгает со второго этажа на стройплощадке;
- мальчик под руководством тренера прыгает с вышки в бассейн;
- летчик выпрыгивает из самолета с парашютом и т.д.
Школьникам предлагается задавать вопросы для уточнения обстоятельств, на основе которых можно определить, какая именно ситуация имеется в виду (чрезвычайная, опасная, безопасная). Обсуждаются причины возникновения опасности. Обращается внимание на роль человека в возникновении опасности.
Приложение 4.
Дидактические игры, используемые при изучении правил дорожного движения в 5-6 классах
Игра № 1. Найди ошибки.
Учащимся выдаются знаки, некоторые из которых изображены неточно. Предлагается за определенное время найти неточности и назвать те знаки, в которых они были допущены.
Игра № 2. Запомни знак.
Учащимся выдаются наборы карточек. Учитель показывает демонстрационные карточки нескольких знаков, учащиеся по памяти должны отыскать в своем наборе такие же и назвать знаки, изображенные на них.
Игра № 3. Дорисуй знак.
Учащимся выдаются наборы знаков, которые изображены не полностью. Предлагается закончить изображение знаков, назвать их ( возможно несколько вариантов).
Игра № 4. Мозаика.
Учащимся выдаются наборы разрезанных карточек с изображением знаков. Предлагается за определенное время сложить знаки и назвать их.
Игра № 5. Угадай знак.
Выбирается ведущий. Ему предлагается описать изображение какого-либо знака. Остальные учащиеся угадывают знак, показывают карточки с соответствующим изображением. Называют загаданный знак.