Перечень принципов определения административного центра
Определение местонахождения административного центра нового большого муниципального образования является принципиально важной задачей. Таковое место по сравнению с другими должно быть в наибольшей степени соответствовать комплексу экономических и социальных требований, который позволяет ему с максимальной успешностью возглавить объединённое муниципальное образование. Аналитической группе, занимающейся изучением вопроса местонахождения нового административного центра, в своём исследовании проблемы необходимо следовать ряду научно-практических принципов, раскрывающих содержание жизни, центровую востребованность и реальную перспективность такого места. Перечисляем эти принципы.
ПРИНЦИП УЧЁТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ.В число этих показателей должны быть включены показатели состояния и роста промышленности; состояние сегодня возглавляемых этим центром сельских территорий; состояние строительства, торговли, дорог и связи. Все эти показатели должны рассматриваться отнюдь не только в цифрах общих объёмов (что не создаёт поданного анализа реальной ситуации) а непременно в показателях, выявляющих значения на душу населения а также в показателях, выявляющих динамику не одномоментного а последовательного развития. В названном ряду характеризующих направлений экономики должно быть и рассмотрение показателей ЖКХ, хотя к ним следует ещё раз внимательней обратиться поздней, при учёте принципа социального самочувствия населения.
ПРИНЦИП УЧЕТА ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ. В число его показателей должны войти данные о численности населения, динамике его роста или убывания, данные по рождаемости и смертности, данные по плотности заселения сельских территорий, сегодня возглавляемых этим центром, а также свидетельства о факторах, способствующих улучшению демографического состояния.
ПРИНЦИП УЧЕТА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ. При его рассмотрении следует привлекать не только абсолютные цифры капиталовложений, но и цифры темпов роста инвестиций и данные по направлениям и видам инвестирования.
ПРИНЦИП УЧЁТА ПЕРДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.
При его отражении необходимо использовать как общие цифры, рисующие положение в целом, так и дающие разрез по направлениям работы, число хозяйствующих субъектов и динамику развития или угасания деятельности.
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЕСТНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО САМОЧУВСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЭТОГО ЦЕНТРА И СЕГОДНЯ ОБЪЕДИНЯЕМЫХ ИМ ТЕРРИТОРИЙ. Это один из наиболее важных в данном случае принципов аналитической работы. И это один из принципов сложнейших по учёту своих показателей. Здесь следует привлекать большой спектр данных- от показателей собственных доходов местности и уровней заработной платы до наличия рабочих мест и показателей оценок населением работы важных факторов жизнеобеспечения. Сюда должны войти и оценка населением деятельности местной администрации, оценка работы Главы администрации и оценка действия всех служб жизнеобеспечения (от связи до медицины).
При рассмотрении материалов, обеспечивающих соблюдение этого принципа, следует также учитывать общественные настроения жителей, их социальный опыт и степень оптимизма в отношении к видам на будущее. Безусловно, следует касаться и вопросов инженерной бытовой инфраструктуры, хотя изучение её состояния является отдельным принципом работы аналитической группы.
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ ЦЕНТРА ОБЪЕДИНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ. При его учете нужно принимать во внимание как показатели расстояний до центра поселений объединяемых территорий так и состояние дорог, связывающих с центром и характер схемы движения общественного транспорта. Также должно быть учтено наличие движения такового транспорта, связывающего новый административный центр с городскими центрами соседних значительных муниципальных образований и с областным центром.
ПРИНЦИП ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛИЗЦИИ. Здесь нужно исследовать наличие основных направлений экономическом деятельности, степени занятости в них трудоспособного населения, современную востребованность этих хозяйственных направлений и перспективы их дальнейшего развития.
ПРИНЦИП КУЛЬТУРНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ. При анализе работы сферы культуры недопустимо ограничиваться лишь перечислением количества муниципальных учреждений культуры. Необходимо в равной мере учитывать учреждения культуры всех форм собственности и степень их участия в культурном обслуживании населения. Принцип культурной обеспеченности административного центра большого муниципального образования требует рассмотрения значительного спектра имеющихся факторов и рассмотрения направлений работы -от имеющегося фонда культурных ценностей до уникальных, здесь созданных форм и методов работы.
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ И КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ СОБЩЕСТВА. В этом случае Концепция должна отражать достижения административного центра в российской и мировой известности; степень его продвинутости и популярности в сравнении с другими, имеющимися на объеденных территориях. В этом случае следует принимать во внимание региональные, межрегиональные и международные содержательные контакты административного центра, его творческие и гражданские связи. Необходимо учитывать активное участие этого места в туристической и рекреационной деятельности, постоянство деловых связей с ведущими предприятиями России, работающими в этой сфере, а также динамику роста объёмов деятельности туристического и рекреационного направлений хозяйства. Также необходимо учитывать успешность практики и проведения в этом центре региональных и межрегиональных культурных событий (фестивалей, конференций, симпозиумов, ассамблей и т.д.)
ПРИНЦИП СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВ МЕСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ. При аналитической работе в данном направления необходимо выявить все применяемые формы таковой деятельности; определить основные точки идентификационной деятельности и реальные результаты их трудов. Обязательно следует учитывать существенные примеры оригинальной, чисто местной методики.
ПРИНЦИП ПРЕЗЕНТАБЕЛЬНОСТИ И ЛАНДШАФТНОЙ ЦЕННОСТИ. Как известно, ландшафтоведение должно рассматривать свои объекты в системном единстве всех элементов, слагающих в этом месте облик Земли. При аналитическом рассмотрении обязательно нужно видеть ландшафтные достоинства будущего центра большого муниципального образования как с точки зрения эстетической значимости, так и с точки зрения их использования для достижения материального эффекта.
ПРИНЦИП УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ. Учет и анализ в этом случае не должны ограничиваться лишь общими данными о наличии тех или иных базовых объектов, позволяющих вести физкультурные и спортивные занятия. Здесь следует обратить пристальное внимание на применяемые в этом месте своеобразные самобытные формы широкого вовлечения в занятия физкультурой и охват ею разных категорий населения. Весьма важно выявление доли населения, занимающегося физкультурой и спортом,
ПРИНЦИП УЧЁТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ. Этот принцип относится к числу наиболее современных и существенно важных для социально верной характеристики центра большого муниципального образования. К числу таковых активов следует относить научные сведения о своём крае, собрания статистических и социологических сведений о нём, издательскую популяризаторскую деятельность, конференционные и презентационные занятия и весь свод объектов Наследия.
ПРИНЦИП УЧЁТА СТЕПЕНИ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЖИЗНИ. Это тоже один из принципов, являющихся главными и важнейшими в определении современности жизни административного центра и его соответствия требованиям своего времени. При его соблюдении необходимо прослеживать все проявления гражданской деятельности, выделять их самобытные формы и усматривать их конструктивное взаимодействие с делами местной муниципальной власти. Особо ценным должно стать выявление реальных достижений в жизни административного центра, обретённых при творческой и практической взаимности органов местной власти и гражданских структур.
ПРИНЦИП УЧЁТА СОДЕРЖАНИЯ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В этом случае следует обращать внимание на созидательные действия приходов, на их включения в гражданскую жизнь всего сообщества, а также особо содержательные формы участия в культурной и просветительской деятельности.
… Приведённый здесь перечень принципов, которыми следует руководствоваться при решении аналитических задач, поставленных в этой главе Концепции, не является исчерпывающим. Но он включает те главные моменты, без освещения которых невозможно дать правильный, научно и практически обоснованный ответ на вопрос местонахождения административного центра нового большого муниципального образования и какими ценностными качествами он должен обладать.
Далее мы переходим к конкретному рассмотрению каждой из позиций заявленных перечнем принципов правильного определения местонахождения административного центра муниципального образования, долженствующего объединить северо-западную периферию Ярославской области. Первой рассматривается позиция экономического состояния центра и возглавляемых им сегодня сельских территорий.