Российская система предупреждения и ликвидации ЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций решает вопросы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера с помощью комплекса мероприятий, обеспечивающий в мирое время защиту населения, территорий и окружающей среды, материальных и культурных ценностей государства. Объединяет в себя органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.Основные задачи РСЧС:
Разработка правовых и экономических норм, связанных с защитой населения
Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций
Оценка и ликвидация социально-экономических последствий ЧС
Надзор и контроль в сфере защиты населения и террриторий от чрезвычайных ситуаций
Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий
Ликвидация ЧС
РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.
Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:
федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
территориальный — территорию субъектов РФ;
местный — территорию района (города, населенного пункта);
объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.
В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.
Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:
координирующие органы;
органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
органы повседневного управления;
силы и средства;
резервы финансовых и материальных ресурсов;
Гражданская оборона.
Силы гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО. Служба ГО – служба, предназначенная для организации мероприятий ГО, включая подготовку необходимых сил и средств. В стране созданы службы: федеральные, республиканские, областные, автономных областей и автономных округов, районные и городские, а также службы гражданской обороны организаций.
Развернуты территориальные службы: аварийно-спасательные, экстренной медицинской службы в чрезвычайной ситуации, наблюдения и контроля за потенциально опасными объектами экономики и вероятными источниками чрезвычайных ситуаций, противопожарные, оповещения и связи, торговли и питания и др.
Гражданские организации гражданской обороны – это специальные формирования, которые создаются на базе организаций по территориально-производственному принципу. Эти формирования оснащены специальной техникой и имуществом, их личный состав подготовлен для защиты населения и организаций в чрезвычайных ситуациях. В данные формирования могут входить мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет.
Гражданские организации ГО создаются, в основном, в учреждениях, имеющих потенциально опасные производственные объекты (атомные электростанции и др.).
Особый смысл заключен в понятии «территория, отнесенная к группе по гражданской обороне»: это территория, на которой расположен город (населенный пункт), имеющий важное оборонное или экономическое значение. На объектах, находящихся на этой территории, имеется высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.
Перед гражданской обороной России стоят многообразные и ответственные задачи. Основные из них:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях, возникающих в мирное и военное время;
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей;
- предоставление населению средств коллективной и индивидуальной защиты (убежища, противогазы и др.);
- проведение аварийно-спасательных работ.
А также:
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному поражению;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочное захоронение трупов в военное время;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Введение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории России или в отдельных ее местностях. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны.
Управление гражданской обороной
Руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации.