Физическая культура в общественной и профессиональной подготовке студентов
О.В. Панкратьева
(учебное пособие для студентов ВУЗов и ССУЗов)
Курск – 2015
УДК 796/799 (075)
ББК 75 я 7
Ф 50
Печатается по решению
методического совета КГСХА
Ф 50 Физическая культура: учебное пособие-2-ое издание, переработанное и дополненное/ сост., О.В. Панкратьева./ Курск: Изд-во Курская ГСХА, 2015. – 220 с.
В пособии определены теоретические и методические части учебной дисциплины «Физическая культура». Пособие подготовлено в соответствие с требованием государственных образовательных стандартов к основным образовательным программам подготовки бакалавров и магистров для обеспечения реализации общекультурной компетенции по самым разным направлениям подготовки.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и ссузов, а также преподавателей по физической культуре и тренеров по видам спорта.
Рецензенты:
А.В. Володин, кандидат педагогических наук, доцент
Ю.П. Милостной, кандидат биологических наук, доцент
УДК 796/799 (075)
ББК 75 я 7
ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
Страницы
ВВЕДЕНИЕ | 6-7 |
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ | 8-29 |
1.1. Основные понятия физической культуры и спорта | |
1.2. История развития физической культуры | |
1.3. Физическая культура студентов | |
1.4. Ценности физической культуры и спорта | |
2. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ | 30-67 |
2.1. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни | |
2.2. Факторы, влияющие на здоровье | |
2.3. Условия и образ жизни | |
2.4. Организация, содержание и методика физической тренировки в оздоровительной физической культуре | |
2.4.1. Общие эффекты физической тренировки | |
2.4.2. Принципы физической тренировки | |
2.4.3.Место физической культуры в поддержании и укреплении здоровья взрослых | |
3. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ. САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ | 68-105 |
3.1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий | |
3.2. Формы и содержание самостоятельных занятий | |
3.3. Особенности самостоятельных занятий для женщин | |
3.4. Управление самостоятельными занятиями | |
3.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста | |
3.6. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности | |
3.7. Гигиена самостоятельных занятий | |
3.8. Профилактика травматизма | |
3.9. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом | |
4. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | 107-140 |
4.1. Основные понятия | |
4.2. Организм человека как биосистема | |
4.3. Кровеносная система | |
4.4. Нервная система | |
4.5. Эндокринная система | |
4.6.Функции дыхания | |
5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ | 142-166 |
5.1. Основные понятия | |
5.2. Особенности учебного труда студентов | |
5.3. Формирование профессионально важных психических качеств средствами физической культуры, спорта и туризма | |
5.4. Особенности интеллектуальной деятельности студентов | |
6. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ. ЗНАЧЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ | 168-184 |
6.1. Воспитание физических качеств | |
6.2. Значение мышечной релаксации | |
6.3. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания | |
6.4. Формы занятий физическими упражнениями | |
6.5. Структура учебно-тренировочного занятия | |
6.6. Примерная программа ОФП | |
7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ | 185-211 |
7.1. Спорт | |
7.2. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений | |
7.3. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений | |
8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | 212-230 |
8.1. Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры | |
8.2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки | |
8.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий | |
8.4. Применение ППФП для конкретного вида деятельности | |
8.5. Рекомендации к разработке комплекса упражнений | |
8.6. Возможности развития | |
ЛИТЕРАТУРА | 231-232 |
Ф И З И Ч Е С К А Я К У Л Ь Т У Р А |
1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ |
1.1. Основные понятия физической культуры и спорта |
1.2. История развития физической культуры |
1.3. Физическая культура студентов |
1.4. Ценности физической культуры и спорта |
2. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ |
2.1. Социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни |
2.2. Факторы, влияющие на здоровье |
2.3. Условия и образ жизни |
2.4. Организация, содержание и методика физической тренировки в оздоровительной физической культуре |
2.4.1. Общие эффекты физической тренировки |
2.4.2. Принципы физической тренировки |
2.4.3.Место физической культуры в поддержании и укреплении здоровья взрослых |
3. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ. САМОКОНТРОЛЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ |
3.1. Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий |
3.2. Формы и содержание самостоятельных занятий |
3.3. Особенности самостоятельных занятий для женщин |
3.4. Управление самостоятельными занятиями |
3.5. Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки для лиц студенческого возраста |
3.6. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности |
3.7. Гигиена самостоятельных занятий |
3.8. Профилактика травматизма |
3.9. Самоконтроль при занятиях физической культурой и спортом |
4. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
4.1. Основные понятия |
4.2. Организм человека как биосистема |
4.3. Кровеносная система |
4.4. Нервная система |
4.5. Эндокринная система |
4.6.Функции дыхания |
5. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ |
5.1. Основные понятия |
5.2. Особенности учебного труда студентов |
5.3. Формирование профессионально важных психических качеств средствами физической культуры, спорта и туризма |
5.4. Особенности интеллектуальной деятельности студентов |
6. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ. ЗНАЧЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ |
6.1. Воспитание физических качеств |
6.2. Значение мышечной релаксации |
6.3. Формирование психических качеств, черт и свойств личности в процессе физического воспитания |
6.4. Формы занятий физическими упражнениями |
6.5. Структура учебно-тренировочного занятия |
6.6. Примерная программа ОФП |
7. СПОРТ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА ИЛИ СИСТЕМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ |
7.1. Спорт |
7.2. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений |
7.3. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений |
8. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
8.1. Общая характеристика профессионально-прикладной физической культуры |
8.2. Назначение и задачи профессионально-прикладной физической подготовки |
8.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки, основы методики и формы занятий |
8.4. Применение ППФП для конкретного вида деятельности |
8.5. Рекомендации к разработке комплекса упражнений |
8.6. Возможности развития |
ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
Физическая культура – одна из важнейших дисциплин в обучении и воспитании студентов. Осуществляемое в ходе занятий всестороннее развитие студентов предполагает:
ü укрепление здоровья;
ü овладение знаниями основ физической культуры и здорового образа жизни;
ü достижение оптимального уровня физических и психологических качеств;
ü умение использовать опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
Преобразования, проходящие в России, обусловили поиск и формирование новых подходов к преподаванию физической культуры в вузе, концептуальными направлениями которого являются интересы государства, нужды и запросы общества в физическом совершенствовании граждан, подготовка квалифицированных и высоконравственных специалистов.
Кафедра физического воспитания вуза выступает как образовательная структура, интегрирующая усилия преподавательского состава по обучению студентов, созданию условий для развития и совершенствования их индивидуальных способностей. Воспитание молодежи достигается за счёт демократизации, дифференциации и гуманизации учебно-воспитательного процесса, учёта культурных, природных, региональных и других факторов, которые организационно охватывают все виды деятельности педагога и обучаемых, логически выстраивая взаимосвязь: гуманная цель – содержание обучения – личностная технология реализации.
Физическая культура в вузе способствует развитию уровня организационных способностей студентов, выработке психологической готовности к профессиональной деятельности (увлеченность, внутренняя стойкость и убежденность в полезности своего труда). Реализация этих задач осуществляется в соответствии с учебной программой по физической культуре, определенной требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) к основным образовательным программам подготовки бакалавров и магистров. Для целей реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, подготовлено данное учебное пособие.
Практика показала, что в вузы поступает молодежь, в физическом отношении подготовленная удовлетворительно. В процессе обучения и воспитания на её физическое совершенствование положительно воздействуют чётко спланированный учебный процесс, средства, формы и методы физической культуры, систематический контроль, проверка и оценка, а также физкультурно-спортивные встречи, тренировки, соревнования по различным видам спорта.
Эффективность обучения и воспитания студентов достигается благодаря высокому профессионализму преподавателей кафедры физического воспитания, умелому проведению ими всех видов учебных занятий и соревнований.
Работа кафедры физвоспитания строится на основе новых концептуальных подходов к обучению и воспитанию студентов. Авторы надеются, что данное учебное пособие позволит сформировать у выпускников самых разных направлений подготовки способность владения средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, помочь в подготовке к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
План:
1.1. Основные понятия физической культуры и спорта
1.2. История развития физической культуры
1.3. Физическая культура студентов
1.4. Ценности физической культуры и спорта
Основные понятия теории и методики физической культуры
В теории физической культуры используются такие понятия, как «физическая культура», «спорт», «неспециальное физкультурное образование», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «физическое развитие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физическое упражнение» и многие другие. Эти понятия носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия, так или иначе, вытекают из определений более общих категорий.
Главным и наиболее общим из них является понятие «физическая культура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности как научной, так и практической, а также результаты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В личностном плане она является мерой и способом всестороннего физического развития человека.
В том и другом случае физическая культура имеет решающее значение не сама по себе как область деятельности, а её качественные результаты, степень эффективности, ценности, полезности для человека и общества. В более широком плане результативность этой деятельности может проявляться в состоянии физкультурной работы в стране, в её материально-технической, теоретико-методической и организационной обеспеченности в конкретных показателях физического развития членов общества.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования людей для выполнения ими своих социальных обязанностей.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.
СПОРТ - вид физической культуры; игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов.
Он направлен на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида физической культуры.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ - вид физической культуры; использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.
Она составляет основное содержание массовых форм физической культуры, представляет собой рекреативную деятельность.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ - вид физической культуры; целенаправленный процесс использования физических упражнений для восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиотерапевтических процедур и некоторых других средств. Это - восстановительная деятельность.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - вид неспециального физкультурного образования; процесс формирования двигательных навыков и развития физических способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.)
Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (физическая подготовка спринтера, боксёра, борца и т.п.).
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.
Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - движения или действия, используемые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.
С одной стороны - это средство физического совершенствования, телесного преобразования человека, его биологической, психической, интеллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой стороны - это также и метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, "сквозным" средством всех видов физической культуры неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации.