Учебная программа по биологии для общеобразовательных средних школ туркменистана
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ V-XI КЛАССОВ
СРЕДНИХ ШКОЛ ТУРКМЕНИСТАНА
Составители:
М. Акыева
С. Дурдыев
О. Баллыева
М. Вейисова
А. Акмурадов
О. Ниязмухаммедова
С.И. Костина
Ашхабад
Туркменская государственная издательская служба
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУРКМЕНИСТАНА
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ V-XI КЛАССОВ
СРЕДНИХ ШКОЛ ТУРКМЕНИСТАНА
Рекомендовано Министерством
Образования Туркменистана
Ашхабад
Туркменская государственная издательская служба
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 марта 2013 г. принят Указ Президента Туркменистана «О совершенствовании системы образования в Туркменистане », на основании которого в 2013-2014 учебном году осуществляется переход на двенадцатилетнее среднее образование в средних школах Туркменистана.
Важным звеном в системе образования является предмет биологии, изучаемый в V- XI классах общеобразовательных средних школ.
Большую роль играет предмет биологии в ознакомлении учащихся с природой, расширении научного мировоззрения о жизни, воспитание патриотизма, чувства прекрасного, любви к природе и трудолюбия. Усвоение предмета биологии даст учащимся глубокие знания о причинах возникновения жизни на Земле, ее историческом развитии, о разнообразных уровнях организации живой природы, их строении и функциях, о взаимосвязях биологических систем и окружающей среды, о целостности биологических систем, о способности саморегуляции организмов. С помощью этого предмета учащиеся изучат влияние деятельности человека на природу, получат научные понятия и информацию о направлениях глобальных и региональных, биологических изменений, происходящих на планете Земля, рассмотрят возникающие экологические проблемы, научатся на основе научных знаний сохранению и укреплению здоровья человека.
С целью сохранения внутри предметной интеграции учебной дисциплины « Биология», в 5- 6- классах изучается – «Растения», в 6- 7-классах – «Животные», в 8классе «Человек и его здоровье», в В 9-10-11 классaх заканчивается изучение курса биологии предметом «Общая биология».Учебная программа состоит из двух частей: для 5-9 классов общеобразовательных школ – базовая и для 10 -11 классов – профильная (специализированная) учебная программа. В базовой учебной программе по биологии (5-9 классов) для изучения каждого раздела отводится 2 учебных часа в неделю (всего 68 часов ). В базовой и профильной учебной программе по общей биологии для классов точных и гуманитарных направлений отводится 1 час в неделю (всего 34 часа), а для естественных направлений - 3 учебных часа в неделю ( всего 102 часа). Тематика учебных программ по биологии тесно связана с политикой Президента Туркменистана ГурбангулыБердымухамедова в деле охраны здоровья, охраны природы и с содержанием его трудов, связанных с учебными предметами естественного цикла.
Экскурсии по темам рекомендуется проводить во внеклассной и внеурочной работе.
Учебные программы по биологии составлены в соответствии с государственным стандартом образования.
Основной цельюобучениябиологии является подготовка биологически и экологически грамотной личности, понимающей значение жизни как наивысшей ценности; формирование у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии, знакомство учащихся с методами научного познания живой природы, постановкой проблем, требующих самостоятельной деятельности по их разрешению.
В соответствии с целями обучения определены следующие задачи учебного предмета «Биология»:
- объяснить учащимся на основе изучения биологических законов и закономерностей развития существование взаимосвязей, взаимоотношений между живыми организмами, их видоизменения и усложнения на основе исторического развития и причины существования многообразия видов (их эволюцию и причины биоразнообразия);
-совершенствовать умения проводить эксперименты с биологическими объектами при использовании различных методов биологии, технических средств, с целью развития у учащихся практических, профессиональных навыков и умений в области биологии;
- научить применять в повседневной жизни приобретенные знания и умения в практической деятельности;
-совершенствовать творческую, интеллектуальную и познавательную деятельность учащихся при работе с различными источниками информации;
- объяснять научные основы и методы изучения, охраны и рационального использования животного и растительного мира, охраны здоровья человека в соответствии с развитием современной биологии, формирования здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека;
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И
УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ V-XI КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Основные требования к знаниям и умениям учащихся V-VI классов по биологии (Растения)
Учащиеся должны знать:
- клеточное строение растений, части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоль), ткани, виды и строение тканей, строение органов растений;
- основные жизненные функции растительного организма (фотосинтез, дыхание, испарение воды растением (транспирация), передвижение веществ и др.);
- органы растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) и выполняемые ими функции;
- роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- виды сельскохозяйственных растений, выращиваемых в Туркменистане, особенности их посева и ухода;
- основные полезные растения Туркменистана (лекарственные, пищевые, красильные, эфирномасличные и другие) и условия их произрастания;
- содержание книг уважаемого ГурбангулыБердымухамедова «Лекарственные растения Туркменистана» и «Туркменистан - страна лекарственных средств»;
- мероприятии по рациональному использованию и охране растительного мира в Туркменистане;
- размножение растений семенами и вегетативными органами;
- взаимосвязь растений с факторами неживой и живой природы;
- приспособленность растений к совместному обитанию, строение и динамика растительных сообществ;
- элементарные сведения о царствах, отделах, классах, семействах, родах, видах растений, главных признаках классов и семейств растений;
- биологические и экологические особенности основных отделов растений (водорослей, мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных);
- основные виды дикорастущих и культурных растений, типичных для местных условий, роль этих растений в природе, народном хозяйстве;
- редкие и исчезающие виды растений родного края;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников и их народнохозяйственное значение;
- признаки усложнения растений в процессе исторического развития растительного мира, роль в природе и народном хозяйстве.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы цветкового растения;
- ставить простейшие опыты с целью выявления у растений процессов питания, дыхания, роста;
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты, рассматривать их под лупой, микроскопом, работать с компьютером и интерактивной доской;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире и оформлять результаты наблюдений;
- проводить рыхление, полив, внесение удобрений в почву, окучивание, пикировку растений,
- ухаживать за растениями (окапывать приствольный круг, обрезать поломанные и сухие побеги, залечивать раны на стволе и ветвях);
- участвовать в озеленении школы и своей местности;
- проводить уход, посадку и сбор урожая сельскохозяйственных растений;
- заготавливать черенки и размножать ими растения;
- распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения, виды изученных семейств (на местных примерах) на основе выявления существенных признаков;
- определять растения с помощью определителей;
- соблюдать правила поведения в природе;
- в учебнике выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;
- работать с рисунками учебника;
- работать со словарём биологических терминов.
- использовать необходимые материалы из интернета.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся VII-VIII классов по биологии (Животные)
Учащиеся должны знать:
- основные систематические единицы: вид, род, отряд, семейство, класс, тип, царство;
- -главные признаки представителей классов и семейств животных;
- особенности строения клеток организма животного;
- особенности внешнего строения животных изученных видов в связи со средой обитания;
- усложнение внутреннего и внешнего строения животных изученных типов;
- значение животных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека;
- о мероприятиях, проводимых по охране редких и исчезающих видов животных;
- взаимосвязь животных, растений и факторов неживой природы в природном сообществе (на местном примере);
- основные этапы и доказательства эволюции животного мира.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать в природе, на рисунках, в таблицах, коллекциях изученные виды животных, объяснить их взаимосвязь со средой;
- составлять характеристику определённого типа животных;
- сравнивать виды животных, относящихся к определенным типам;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главную мысль в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;
- работать со словарём биологических терминов;
- выявлять приспособленность организмов к совместному обитанию в природном сообществе, составлять цепи питания;
- сравнивать животных основных типов, делать вывод об их родстве, доказывать естественное происхождение животных (на примере позвоночных);
- наблюдать за поведением тутового шелкопряда, пчёл, муравьев, рыб (в аквариумах), домашних птиц и зверей;
- соблюдать правила поведения в природе;
- составлять план изучаемого материала;
- использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления таблиц и схем.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся IX класса по биологии (Человек и его здоровье)
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и функции клеток, основных тканей, органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию;
- черты сходства и различия в строении и функциях организмов человека и животных;
- особенности организма человека, обусловленные трудовой деятельностью, прямохождением и социальным образом жизни;
- относительное постоянство состава внутренней среды организма, иммунитет, теплорегуляцию, обмен веществ, взаимосвязь пластического и энергетического обмена, рациональное питание;
- приёмы искусственного дыхания, оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах, обморожении, ожогах;
- развитие человеческого организма, влияние физической нагрузки на организм;
- факторы, сохраняющие здоровье, и факторы, нарушающие его.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать органы и системы органов, объяснять связь между их строением и функцией;
- объяснять влияние физического труда и спорта на организм;
- выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия, обосновывать правила личной гигиены, необходимость соблюдения режима труда и отдыха;
- правила рационального питания, объяснять вред курения, наркотических веществ и употребления алкогольных напитков;
- соблюдать правила гигиены;
- пользоваться микроскопом, работать с компьютером и интерактивной доской;
- проводить самонаблюдение (выяснять влияние различной нагрузки на работу мышц, подсчитывать пульс);
- оказывать первую помощь при травмах, кровотечениях;
- составлять план параграфа, работать с текстом и рисунками учебника, готовить краткие сообщения, рефераты.
- связывать Указы Президента Туркменистана с вопросами улучшения здоровья и продления жизни человека в стране, утверждения здорового образа жизни в обществе.
Основные требование к знаниям и умениям учащихся X-XI класса по общей биологии
Основные требование к знаниям и умениям учащихся X класса по общей биологии
Учащиеся должны знать:
- основные положения учения Ч. Дарвина об эволюции органического мира: движущие силы эволюции (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор), результаты эволюции (приспособленность организмов, многообразие видов), процессы формирования приспособлений, географическое видообразование;
- критерии вида, определение понятий популяции, мероприятия по охране видов;
- значение теории эволюции для сельского хозяйства, охраны природы;
- определение понятий «ароморфоз», «идиоадаптация», характеристику основных ароморфозов в эволюции растений и позвоночных животных, идиоадаптаций в эволюции птиц, млекопитающих и покрытосеменных растений;
- современные взгляды на возникновение жизни; биологические и социальные факторы антропогенеза,
- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека современного типа, происхождение человеческих рас, их генетическое единство;
- применение теории эволюции для объяснения процессов формирования приспособлений, географического видообразования, происхождения растений и животных, теории антропогенеза для объяснения происхождения человека;
- определение понятий «биогеоценоз», «агроценоз», результаты деятельности человека в экосистемах, особенности агроценозов и пути повышения их продуктивности, цепи питания, правило экологической пирамиды;
- мероприятия, проводимые по созданию агроценозов в Туркменистане;
- применение знаний о движущих силах и направлениях эволюции для определения мероприятий по охране видов;
- круговорот веществ и поток энергии в биосфере, его значение, функции живого вещества, изменение биосферы в период научно-технического прогресса.
- мероприятия, проводимые в Туркменистане по решению экологических проблем.
Учащиеся должны уметь:
- проводить мероприятия по охране природы;
- наблюдать растения и животных с целью выявления у них изменчивости и черты приспособленности;
- наблюдать сезонные изменения в жизни растений и животных, выявлять их причины;
- определять черты приспособленности видов к среде обитания, выявлять причины изменения численности популяций, смены биогеоценозов, участвовать в мероприятиях по охране экосистем, повышению продуктивности агроценозов, составлять схемы цепей питания, экологических пирамид;
- участвовать в мероприятиях по созданию агроценозов в стране;
- выявлять основные компоненты биогеоценоза;
- сравнивать виды растений, животных, растительный и животный
мир разных эр, искусственный и естественный.
Основные требование к знаниям и умениям учащихся XI класса по общей биологии
Учащиеся должны знать:
- положения клеточной теории, основные функции ядра, цитоплазмы, митохондрий, хлоропластов, роль основных неорганических (вода, соли) и органических (липидов, АТФ, биополимеров,белков и др.) веществ в клетке, принцип удвоения ДНК;
- основы молекулярной биологии, строение, физическое и химическое свойства, функции макромолекул в клетке, цитологической основы наследственности;
- особенности строения прокариот и эукариот, сущность энергетического и пластического обмена веществ и превращения энергии, фотосинтеза, матричный и ферментативный характер реакций биосинтеза белков;
- состояние клеток при подготовке к делению. Значение мейоза и оплодотворения в осуществлении преемственности между поколениями;
- закономерности индивидуального развития и использование знаний о них в народном хозяйстве;
- типы скрещивания, основную генетическую терминологию и символику, законы наследования и их цитологические основы, хромосомную теорию наследственности, значение генетики для селекции, медицины и здравоохранения;
- норму реакции, причины модификационной и мутационной изменчивости, значение мутаций для эволюции и селекции, необходимость защиты природной среды от загрязнения мутагенами, вредное влияние курения, употребления алкоголя и наркотических веществ на наследственность человека;
- особенности методов селекции растений, животных и микроорганизмов, успехи туркменских селекционеров, основные направления биотехнологий и ее значение в народном хозяйстве, технология микробиологических синтезов, значение клеточной и генной инженерии в народном хозяйстве.
Учащиеся должны уметь:
- размножать растения различными способами;
- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать микропрепараты, проводить описание фенотипов сортов и пород, выявлять модификации и мутации, составлять схему круговорота веществ, проводить простейшие цитологические и генетические опыты;
- выявлять основные компоненты клетки;
- сравнивать растительную и животную клетки, разные типы деления клеток, методы селекции растений и животных, мутации и модификации, сорта растений, породы животных;
- самостоятельно работать с учебником, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения; находить
необходимые материалы используя интернет.
- отбор;
- работать с научно-популярной литературой, справочниками, составлять рефераты статей, готовить сообщения, находить
необходимые материалы, используя интернет.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для уточнения принадлежности биологических объектов к систематическим группам;
- при анализе и оценке влияния факторов окружающей среды, опасностей для здоровья человека, последствий результатов деятельности человека на экосистемы, а также личного влияния на живые организмы и экосистема;
- при самостоятельном поиске из различных источников необходимых биологических материалов и терминов, посвященных живым организмам ( в том числе используя информационные технологии);
- при проведении необходимых мероприятий для профилактики болезней (вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами), травм, стресса, страха, ВИЧ-а, вредных привычек, (курение, алкоголь, наркотические вещества), нарушений правильной осанки, зрения, слуха, а также при предупреждений инфекционных и простудных заболеваний;
- для оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами и растениями, при укусах ядовитых животных, ожогах, обморожениях, травмах и спасении утопающих;
- при соблюдении правил эффективной организации труда и отдыха и правил поведения в окружающей среде;
- при самонаблюдении;
- при работе на компьютере и интерактивной доске;
- в поиске и выборке из Интернета необходимых учебных материалов.
Оценка знаний учащихся V-XI классов по биологии
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа; - речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
-полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определение понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
-усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; - допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при неиспользовании терминологии.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДНИХ ШКОЛ ТУРКМЕНИСТАНА
(V-XI классы)
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
БИОЛОГИЯ (Растения)
V класс
(2 часа в неделю, всего – 68 часов)
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
Биология –наука о живой природе (растениях, животных, грибах, бактериях, лишайниках и других организмах), ихсвязи между собой и взаимосвязи со средой. Разделы биологии и методы её изучения. Ботаника– наука о растениях.
Растительный мир как составная часть природы, его разнообразие. Роль растений в природе, значение в жизни человека, народном хозяйстве. Многообразие растений на Земле. Охрана и рациональное использование растений.
Мероприятия по сохранению разнообразия, увеличения численности и рациональному использованию растительного мира в Туркменистане. Научные труды туркменских и зарубежных учёных в изучении растительного мира.
Постановления Президента Туркменистана о развитии растениеводства, лесоводства в Туркменистане и получении высоких урожаев сельскохозяйственных растений.
Взаимодействие Туркменистана с международными сообществами по вопросу охраны окружающей среды.
Участие Туркменистана в Конвенциях ООН по охране окружающей среды.