Мать-одиночка с ребенком
Для любого типа неполной семьи характерны следующие нарушения из-за дефицита мужского влияния:
· нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы;
· менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);
· затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
· становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.
В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:
1. мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было,
2. мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой,
3. мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.
Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:
Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.
Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга.
Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании.
Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность.
Ребенок в осиротевшей семье -проходит несколько последовательных реакций:
· шок – молчаливый уход в себя или взрыв эмоций, чувство дискомфорта;
· отрицание смерти;
· поиски;
· отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего;
· гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – отказ от общения, грубость;
· тревога и чувство вины;
· боязнь повторного брака родителя.
Ребенок из семьи матери-одиночки:
· внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей;
· ребенок имеет низкую самооценку;
· нарушается процесс поло-ролевой идентификации;
· слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.
По мнению специалистов, воспитывать детей современным семьям мешают:
· усталость на работе,
· неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми,
· недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.
Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
· Падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
· Структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
· Отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
· Падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда — жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
В современной науке существует множество типологий семьи. Особенности той или иной семьи оказывают влияние на успешность -неуспешность социализации детей, степень освоения ими учебной деятельности и возможные возникновения трудностей в поведении школьников. Объектом социально-педагогической поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в ней будет различна, как и различно содержание поддержки. Рассмотрим некоторые типологии семей, которые, на наш взгляд, наиболее точно определяют особенности социально-педагогической помощи оказываемой конкретной семье.
Типология семей по уровню социальной адаптации:
1.Благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями и практически не нуждаются в поддержке социального педагога. В случае возникновения проблем им достаточно разовой помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
2. Семьи группы риска - характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил.
3. Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями. В зависимости от характера проблем специалист по социальной работе оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.
4. Асоциальные семьи. Семьи, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и в которых жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.
Также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей:
· Семьи с недостатком воспитательных ресурсов: неполные семьи; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать помощь детям в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым, создавая нежелательный фон для воспитания детей;
· Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
· Нравственно неблагополучные семьи. Среди членов такой семьи отмечаются различия в мировоззрении и принципах организации семьи, стремление достичь своих целей в ущерб интересам других, стремление подчинить своей воле другого и т.п.;
· Педагогически некомпетентные семьи. Последствиями воспитания в таких семьях могут стать безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т.д.
Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение. Исследователи подчеркивают, что настороженность вызывает тот факт, что большинство детей воспринимают оскорбления со стороны родителей и учителей как воспитательные меры, а унижения со стороны сверстников — как проявление «обычной школьной жизни».
Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков, социологов и др. ученых. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.
В практике социально-педагогической работы уже сложилась определенная модель деятельности с проблемными семьями.
2. Повышение психологической грамотности населения по вопросам семейного благополучия - неблагополучия
Повышение психологической грамотности населения возможно посредством информирования об особенностях структуры и функционирования семьи, о механизмах ее образования и распада, о различных дисфункциях и повреждающих воздействиях дисфункциональных семей на детей. Проводить работу в этом направлении специалисты культурной сферы могут, используя разнообразные приемы и методы: в виде лекций, семинаров, тренингов, тематических программ.