Классификация защитных сооружений
К средствам коллективной защиты населения относятся защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия. Убежища — это защитные сооружения герметического типа, защищающие от всех поражающих факторов ЧС мирного и военного времени. В убежище укрывающиеся люди не используют средства индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.
Противорадиационные укрытия — это сооружения, защищающие людей от ионизирующего излучения, заражения радиоактивными веществами, каплями АОХВ и аэрозолей биологических средств.
Укрытия простейшего типа — это щели, траншеи, землянки. На их возведение не требуется много времени, но они могут эффективно защищать людей от определенных факторов ЧС.
Защитные сооружения классифицируются по назначению, месту расположения, времени возведения, защитным свойствам, вместимости.
По назначению различают защитные сооружения общего назначения (для защиты населения в городах и сельской местности) и специального назначения — для размещения органов управления, систем оповещения и связи, лечебных учреждений.
По месту расположения различают встроенные и отдельно стоящие. Встроенные сооружения располагаются в подвальных и цокольных этажах зданий; они имеют большое распространение, их строительство экономически более целесообразно.
Отдельно стоящие защитные сооружения располагаются вне зданий.
По времени возведения различают возводимые заблаговременно, которые представляют собой капитальные сооружения из долговечных несгораемых материалов и быстровозводимые, сооружаемые в особый период при угрозе чрезвычайной ситуации с применением подручных материалов.
По защитным свойствам убежища делятся на 5 классов. Защитные свойства определяются способностью убежища, его ограждающих конструкций выдержать определенную величину избыточного давления ударной волны.
По вместимости различают убежища малой вместимости (до 600 чел), средней вместимости (600-2000 чел) и большой вместимости (более 2000 чел).
Международное сотрудничество в области БЖД
Организация и развитие широкомасштабного международного сотрудничества в области предупреждения, смягчения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяется в мировой практике стран, как одно из приоритетных направлений их деятельности.
Стратегия международных отношений МЧС Республики Казахстан направлена на укрепление положительного, прогрессивного, гуманитарного имиджа Республики Казахстан, на развитие системы МЧС
По данным Департамента ООН по гуманитарным вопросам большинство природных и техногенных катастроф мира в настоящее время принимают такие масштабы, что ликвидация их последствий вызывает серьёзные проблемы даже для высокоразвитых стран. Экономический ущерб часто составляет 5-10% от внутреннего валового продукта (ВВП). В развивающихся странах ущерб может достигать 30-40% ВВП. Возникающие проблемы диктуют необходимость и актуальность объедения усилий различных стран для проведения спасательных работ или оказания гуманитарной помощи, обмена передовыми технологиями, что в значительной мере способствует сокращению человеческих и экономических потерь государства при возникновении аварий или катастроф. С учетом этого организация и развитие широкомасштабного международного сотрудничества в области предупреждения, смягчения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определяется в мировой практике стран, как одно из приоритетных направлений их деятельности.
Стратегия международных отношений МЧС направлена на укрепление положительного, прогрессивного, гуманитарного имиджа Республики Казахстан, на развитие системы МЧС и предполагает решение следующих приоритетных задач многовекторного международного сотрудничества:
1. Интеграция усилий с государствами, имеющими общие границы с Республикой Казахстан, связанными с ней традиционными узами сотрудничества или общими интересами.
2. Налаживание и развитие сотрудничества с международными организациями:
Организация Объединенных Наций (ООН);
Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ);
Международным техническим комитетом по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ);
Международной организацией гражданской обороны (МОГО);
Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (МГС по ЧС) и Корпус сил СНГ;
Международной консультативной группе по поиску и спасению (INSARAG);
Организация Североатлантического Договора (НАТО);
Дирекция развития и сотрудничества (DEZA) Федерального департамента иностранных дел Швейцарии;
Центральная Европейская инициатива (ЦЕИ).
3. Налаживание и развитие сотрудничества со странами, располагающими наибольшим потенциалом, опытом и историческими традициями в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.