Закон ответственности

Не прячься от ответственности за свои поступки. Держи слово, выполняй обещания.

Закон 00 (точность – вежливость не только королей).

Все что предполагалось должно быть начато и закончено вовремя. Все кто должен прийти - должны прийти вовремя.

Закон воды

Ребятам запрещено купаться без присутствия ответственных взрослых (плавруков или вожатых и врача).

Закон Территории

Ребятам запрещено выходить за пределы лагеря без сопровождения взрослых (вожатых или родителей). Этот закон прежде всего служит обеспечению безопасности.

Закон поднятой руки.

а) (для окружающих) Человек поднявший руку требует тишины и внимания. Его нужно выслушать.

б) (для себя) Если я поднял руку - хочу сказать что-то новое и важное. Я не стану просить слова по пустякам. Я заранее сформулирую свою мысль.

Принцип «здесь и сейчас».

В группе обсуждается то, что происходит с нами сейчас. Это значит - обращать внимание на текущие события, на поведение и чувства других участников, то есть быть включенным в групповую работу здесь и сейчас.

Закон доброго отношения к песне.

Песня, которую запели - должна быть закончена. Запевая песню, подумай, уместна ли она в этом месте, в это время, с этими людьми. Не перебивай поющего и не критикуй его манеру игры или пения. Подстраивайся под него.

Традиция вожатского отряда.

Вы такой же отряд, как и ваши дети, а значит вы тоже должны быть дружными и вам так же нужны рефлексии.

Традиция вечернего огонька.

Активный отдых – здорово, однако нет ничего лучше вечернего расслабляющего разговора с друзьями.

Организация режимных моментов, распорядок дня

Как правило, многие вожатые в своей работе сталкиваются с проблемами, связанными с организацией режимных моментов. И это совершенно не случайно. Режим требует от вожатого очень четкой организации жизнедеятельности отряда. Режим дня – это определенный порядок чередования различных видов деятельности детей и необходимых бытовых функций (еда, сон, личная гигиена и т.д.), который формирует определенный уклад жизни летнего лагеря.

Его главное назначение – за короткое время выработать у детей определенный ритм жизни, способствующий организации полноценного отдыха и развитию детского организма. Режим помогает установлению в жизни отряда хорошей дисциплины, выработке полезных привычек.

При построении распорядка дня следует исходить из следующих основных посылок:

· Максимальное пребывание детей на свежем воздухе и использование естественных факторов природы, занятий физической культурой и спортом;

· Достаточная продолжительность сна, оптимальное чередование нагрузок, труда и отдыха;

· Рациональная организация общественно полезной деятельности и самообслуживания детей.

В основе организации распорядка дня и всей лагерной смены должно быть правильное сочетание разнообразных видов деятельности с учетом возрастно-половых особенностей детского организма, состояния здоровья и функциональных возможностей практически здоровых детей.

Примерный распорядок дня(см. табл.наслед.странице)

Подъем

Ни для кого не секрет, что часть детей легко просыпается и без затруднений встает. Но есть такие дети, которые могли бы проспать до обеда, если вы их не разбудите. Кто-то привык подремать и понежиться в постели, перед тем как встать. Таких «лежебок» начинайте будить первыми. Пока все ребята встанут, у них еще есть время немного подремать, а к общему подъему они уже успеют проснуться и не будут чувствовать себя не такими, как все. Подъем может начинаться с включения приятной музыки, чередующимися с бодрыми заводными детскими песенками. Пусть для ребенка наступающий день начнется с улыбки вожатого, легкого прикосновения к плечу, пожелания доброго утра и замечательного дня. Вожатому следует помнить, что от утреннего подъема зависит настроение ребенка, по крайней мере, на все утро, а может быть на целый день. Поэтому не стоит кричать на детей, нужно говорить с ними доброжелательно, приветливо, но в то же время требовательно.

Элементы распорядка дня Для детей 6- 9 лет Для детей 10-15 лет
Подъем и уборка постелей 7.30 - 7.40 7.30 - 7.40
Утренняя гимнастика 7.40-8.00 7.40-8.00
Водные процедуры 8.00 - 8.20 8.00 - 8.20
Утренняя линейка 8.20-8.30 8.20 - 8.30
Завтрак 8.30 - 9.00 8.30 - 9.00
Уборка территории и комнат    
Работа отрядов, кружков, участие в трудовых делах в лагере 9.00 -10.40 9.00 -10.40
Оздоровительные гигиенические Процедуры (воздушные и солнечные ванны, душ, купание, 10.40 -12.00 10.40 -12.30
Свободное время или отрядная работа 12.00-13.00 12.30-13.00
Обед 13.00 -14.00 13.00 -14.00
Послеобеденный дневной отдых 14.00-16.00 14.00 -16.00
Полдник 16.00-16.30 16.00-16.30
Занятия в кружках, спортивных секциях, 16.30-18.30 16.30-18.30
Подготовка к ужину 18.30-19.00 18.30 -19.00
Ужин 19.00-20.00 19.00-20.00
Отрядные мероприятия, массовая работа, вечера 20.00 - 20.30. 20.00-21.30.
Огонек   21.30-21.45
Вечерний туалет 20.30-21.00 21.45-22.00
Сон 21.00 22.00

Зарядка

Вариантов проведения зарядки может быть много, главное – поступать адекватно ситуации и соблюдать следующие обязательныетребования:

- время проведения зарядки составляет 10–15 минут;

- зарядка проводится на открытом воздухе;

- во время дождливой погоды зарядка проводится в хорошо проветриваемом помещении;

- физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности.

Физические упражнения должны соответствовать возрасту детей, состоянию их здоровья, уровню их физического развития. Если лагерь большой и в нем работают несколько физруков, то зарядку можно проводить не по отрядам, а по возрастам, так как более взрослым детям можно давать усиленные физические нагрузки, а с младшими ребятами провести зарядку в виде игры.

Особое внимание следует обратить вожатому на обувь и одежду, в которой ребята выходят на зарядку.

И еще, очень важно, чтобы вожатый также участвовал в зарядке наравне со своими детьми.Никакие слова не убеждают так, как личный пример.

Организация питания

Организуйте детей на прием пищи. Если в лагере нет других требований, лучше всего собирать отряд перед столовой и посещать ее коллективно. Старайтесь начинать и заканчивать прием пищи одновременно. В столовую весь отряд приходит одновременно, только после того, как дежурные полностью накроют на столы. Вожатые и воспитатели обязательно следят, чтобы ребята помыли руки перед приемом пищи. После того, как все дети сели за столы, взрослые проверяют, всем ли детям хватило порций; следят за тем, чтобы дети ели сначала горячее, заботятся о добавке, следят за соблюдением дисциплины в столовой. При этом обращают внимание на качество пищи и ее количество, соответствие нормативам. Уточняйте меню. Если в отряде есть дети, у которых имеются противопоказания к приему отдельных продуктов, обязательно проверяйте, чтобы им была предоставлена полноценная замена.

Тихий час.

Тихий час - это время для отдыха, оно составляет 1,5-2 часа. Малышей нужно уложить спать. Подросткам можно дать время для размышлений, для письма домой или чтения книг. Полезно ввести раз и навсегда правило- никаких хождений и разговоров. Те, кто не спит должны дать возможность другим детям спокойно отдохнуть.

Свободное время

В режиме дня предусматривается определенный промежуток времени, предоставляемый детям для самостоятельного использования. Это законное право ребят. Пусть каждый займется своим любимым делом. Один пойдет в библиотеку, другой на занятие в кружок, третий в игротеку, а кто-то просто посидит поболтает с друзьями. Поэтому в данное время не следует планировать никаких мероприятий.

Однако это не означает, что вожатый «отключается» от работы с отрядом на «перерыв». Свободное время должно быть организовано. Поэтому обращайте внимание на то, чтобы никому не было скучно, позаботьтесь о тех, кто не может сам организовать свое свободное время. Займитесь с детьми, которым это интересно, оформительской работой, предложите им интересную игру, поговорите с ними по душам…

Самообслуживание

Служите примером в самообслуживании. Напоминайте детям о том, что по утрам необходимо чистить зубы и умываться, а перед каждым приемом пищи мыть руки; что вечером, перед сном, необходимо мыть ноги и всегда ходить чистым и опрятным. Проверяйте чистоту постели детей. Старайтесь приучать их пользоваться только личными средствами гигиены, обратив особенное внимание на расчески.

Отбой

Перед отбоем нужно настроить ребят на спокойный тон. Этому хорошо способствует разговор «по душам», неторопливое, «мягкое» (без сильных эмоциональных страстей) подведение итогов дня. Обращаем ваше внимание на то, чтобы вы никогда не переносили обсуждение острых, проблемных ситуаций на время вечернего отрядного огонька и непосредственно предшествующее отбою. Неприятный разговор может очень раздосадовать и возбудить ребят, стать причиной бессоницы. Малышам расскажите сказку с добрым концом; детям среднего возраста – приключенческую историю (с продолжением); подросткам – историю о любви. Почитайте стихи, спойте, сыграйте на гитаре.

Готовить детей ко сну начинайте заранее, так как у них часто именно после отбоя возникает потребность совершать все гигиенические процедуры. Выполнив их, стремитесь вовремя уложить детей в постель с первого же дня, независимо от возраста. Продумайте и используйте ритуал прощания на ночь, который ваш отряд будет совершать после вечерних гигиенических процедур. Проверьте, все ли дети на своих местах, нет ли у кого-нибудь неотложных вопросов к вожатому. Некоторое время можете еще поговорить с ребятами после того, как они улеглись в постель. Дайте им возможность угомониться, успокоиться. После пожелания спокойного сна, разговоров в спальных комнатах уже не должно быть. Будьте спокойны, но требовательны!

Перед тем, как самому отправиться спать, еще раз убедитесь в том, что все дети находятся на своих местах. Не оставляйте детей одних, рассчитывая, что они уже спят. В корпусе всегда должен присутствовать дежурный вожатый.

Наши рекомендации