Экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайные ситуации (ЧС) в большинстве своем связаны с гибелью людей, животных, травматизмом и заболеваемостью, материальными и денежными потерями. В связи с этим особо важное место имеет комплекс мероприятий по защите населения при возникновении ЧС. Кроме того, должны быть предусмотрены режимы ведения спасательных и других неотложных работ в зонах поражения и заражения, с тем, чтобы уменьшить ущерб, причиненный ЧС. Ущерб определяют по размерам прямых фактических потерь, связанных с разрушением, уничтожением или повреждением основных фондов, строений и другого имущества в результате взрыва, пожара, затопления (при условии, что потери находятся в прямой причинной связи с аварией или катастрофой).
В состав потерь от чрезвычайных ситуаций входят:
- выплаты пособий и пенсий пострадавшим и иждивенцам, в случае потери кормильца;
- расходы на лечение и восстановление здоровья;
- потери, связанные с простоем и недопоставкой продукции;
- затраты на ликвидацию последствий ЧС (демонтажные, расчётные, восстановительные работы).
Размер ущерба устанавливает комиссия совместно с представителями органов государственного надзора, на основе справок руководителей предприятий, учреждений государственного страхования, в которых указывают общий ущерб от аварии, а также ущерб, причиненный строению, оборудованию, имуществу.
Экономический ущерб от экологических катастроф
Более 100 млн. россиян из 147,6 млн. проживает в экологически неблагоприятных условиях. Почти 50% населения вынуждено пользоваться водой, качество которой не отвечает установленным нормам. Две трети водных источников не пригодны для питья, многие реки превращены в сточные канавы.
Человечество должно спешить с реализацией экологических природоохранных программ на всех уровнях развития природы и жизнедеятельности человека.
Россия за последние годы оказалась в крайне тяжелом положении - проводимые в стране реформы привели к резкому снижению ее экономического потенциала, поэтому государство не имеет возможности в настоящее время выделять необходимые средства из бюджета на природоохранные мероприятия.
Затраты на выявление экологических последствий, связанных с загрязнением окружающей среды , тыс. руб, определяют как сумму затрат по формуле:
Мэ = Патм + Птранс. + Пвод + Потх + Зп.м., |
где: | Патм - | потери от загрязнения атмосферы стационарными выбросами вредных веществ , т. руб; |
Птранс - | потери от загрязнения атмосферы передвижными источниками , т.руб; | |
Пвод - | потери от загрязнения поверхностных и подземных водных объектов т.руб; | |
П отх - | потери от загрязнения земли токсичными и нетоксичными отходами , т.руб; | |
Зп.м. - | затраты на разработку природоохранных мероприятий , т. руб. |
Затраты на мероприятия по охране труда, природы и защитные мероприятия в ЧС
Предприятия, транспортируя и перерабатывая огромное количество высокотоксичных, пожаро- и взрывоопасных веществ и реагентов при больших давлениях и температурах, являются очагами потенциального техногенного и экологического риска. Нарушение режима эксплуатации атомных электрических станций и других предприятий по переработке и использованию ядерного горючего может явиться причиной различных аварий, приводящих к загрязнению радиоактивными веществами окружающей среды и объектов производства.
В условиях перехода к рыночным отношениям, когда государство ослабляет свое непосредственное участие в оперативной деятельности на микро и макро уровнях, ядром регулируемых отношений в области совершенствования условий охраны труда должна стать социальная защищенность работника. В общем виде ее можно представить как систему правовых, социальных и экономических гарантий, обеспечивающих каждому работнику право на безопасный труд, сохранение здоровья в процессе труда, а также экономическую защиту и поддержку работника и его семьи в случае временной или стойкой утраты трудоспособности в связи с заболеванием или несчастным случаем на производстве.
Залогом оперативных и результативных действий при ликвидации аварий, обеспечивающих снижение материальных, людских потерь, является оперативное, правильное и скоординированное принятие решений о последовательности и характере организационных мероприятий, о привлечении необходимых, технических, защитных, медицинских средств.
В настоящее время все страны мира в той или иной степени вынуждены заниматься вопросами подготовки к функционированию в условиях чрезвычайных событий различного характера.
Разработка мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций или снижению ущерба, вызываемого этими событиями, невозможна без оценки и прогнозирования обстановки, включающей определение численных значений вероятности возникновения, параметры, алгоритм развития ЧС и оценку возможных ее последствий.