Предпосылки новой эпохи
Издательство «Русский журнал»
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие…………………………………………………………………………….….4
Тема 1. Глобальные угрозы от жизнедеятельности – новая эпоха………………...6
1.1. Предпосылки новой эпохи .…………………….………….………………………….6
Учение о ноосфере.
Демографический взрыв.
Третья волна мировой цивилизации.
1.2. Первые признаки новой эпохи………………………………………………….……10
Угроза от атомной бомбы.
Возможные последствия ядерной войны.
Космический аналог ядерной угрозы.
1.3. Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности…………….13
Мировая динамика.
Пределы роста.
Устойчивость биосферы.
1.4. Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи ……………………… 19
Пагуошское движение.
Конференция ООН-1972 (Стокгольм).
Конференция ООН-1992 (Рио-де-Жанейро).
Конференция ООН-2002 (Йоханнесбург).
1.5. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности……………22
Устойчивое развитие.
Повестка дня на XXI век.
Хартия Земли.
Вопросы для самоконтроля по теме 1……………………………………………………..24
Тема 2. Безопасность и жизнедеятельность…………………………………………...26
2.1. Понятия и определения……………………………..……………… …………..…….26
Базовые понятия теории безопасности.
Безопасность - коренная потребность человека.
Понятие безопасности жизнедеятельности.
2.2. Безопасность как результат жизнедеятельности……………………………………..28
Способы обеспечения безопасности.
Уровень безопасности.
Безопасность сообщества и духовное здоровье.
2.3. Проблема безопасности жизнедеятельности …………………………………..…….31
Угрозы от жизнедеятельности.
Безопасность жизнедеятельности и сценарии будущего.
Возможности расширения сферы жизнедеятельности.
Особенности проблем безопасности в новой эпохе.
2.4.Системный анализ проблем безопасности ……………………..……………………36
Системный подход.
Комплекс объектов безопасности.
Системы для анализа безопасности.
Комплекс субъектов безопасности.
2.5. Условия безопасности жизнедеятельности …………….……………….………..….42
Гармония Знания и Веры в миропонимании.
Культура безопасности.
Компромисс интересов.
Вопросы для самоконтроля по теме 2…………………………………………………......46
Тема 3. Безопасность жизнедеятельностина национальном уровне………………47
3.1. Жизнедеятельность общества и национальная безопасность ………………………47
Проблема национальной безопасности.
Законы развития культурно-исторических типов.
Сила национального единства.
3.2. Россия в мировом сообществе ……………... ……………..………………………….53
Две тенденции современности.
Система для анализа национальной безопасности.
Современные особенности источников угроз.
3.3. Особенности России…………………………………………………………………….58
Историческая жизнестойкость.
Природа.
Культурно-исторические особенности.
Особенности развития.
3.4. Угрозы национальной безопасности России в новой эпохе ………………..……….65
Сферы национальных интересов.
Внутренние угрозы.
Внешние угрозы.
3.5. Обеспечение национальной безопасности России в новой эпохе ……….……..……68
Государственная система обеспечения национальной безопасности.
Жизнедеятельность общества и национальная безопасность России.
Переход России к устойчивому развитию.
Вопросы для самоконтроля по теме 3……………………………………………………….73
Заключение…………………………………………………………………………………...75
Основные понятия раздела…………………………………………………………………77
Контрольные вопросы по разделу…………………………………………………………78
Источникидля самостоятельной работы………………….……………………………….79
Литературадополнительная…….………………...…………………………………..…..…79
ПРЕДИСЛОВИЕ
Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) в учебных заведениях профессионального образования предназначено для становления в среде специалистов и руководителей новой культуры безопасности, отвечающей особенностям современной эпохи развития человечества.
Детально разработанные, укрепившиеся в содержании дисциплины БЖД разделы относятся к охране труда, к защите окружающей среды и к безопасности учреждений и предприятий в чрезвычайных ситуациях. Однако безопасность человека в XXI веке не может быть обеспечена только мерами защиты в сложившихся опасных или чрезвычайных ситуациях. Как сегодня всем очевидно, количество и масштабы угроз человеку непрерывно возрастают в результате преобразовательной жизнедеятельности людей. Многие из новых угроз ставят под вопрос само существование жизни на Земле и изменяют характер традиционных проблем безопасности.
В создавшихся условиях единственный благоприятный выход для человека заключается в борьбе с причинами возникновения угроз в дополнение к ведущейся борьбе со следствиями. Необходим переход от культуры безопасности на основе реагирования к культуре безопасности, включающей также предотвращение антропогенных опасностей и катастроф. Для этого дисциплина БЖД дополняется представленным в пособииразделом (курсом) «Современный комплекс проблем безопасности», адресуемым учебным заведениям профессионального образования всех профилей. Этот курс целесообразно использовать также для изучения школьными преподавателями ОБЖ и уже работающими специалистами всех сфер деятельности при повышении их квалификации, перепрофилировании, очередных сборах или подготовке по линии ГО и МЧС.
Современный комплекс проблем безопасности – это системно выстроенное представление
- о совокупности взаимосвязанных угроз безопасности личности, общества и государства, сложившейся в настоящее время от природных причин и преобразовательной жизнедеятельности человека;
- о найденных обществом путях предотвращения чрезвычайных ситуаций и катастроф.
Цель курса «Современный комплекс проблем безопасности», таким образом, заключается в воздействии на мировоззрение слушателей - от формируемых мировоззрением ценностей и целей личности и общества зависит безопасность их жизнедеятельности и жизни в новой эпохе. Особенность курса состоит в комплексном рассмотрении проблем безопасности человека на индивидуальном, профессиональном, национальном и глобальном уровнях в принципиально новых, постиндустриальных, ноосферных условиях. В задачи курса не входит детализация затронутых вопросов. Важен общий взгляд на комплекс известных проблем с подчёркиванием их неразрывного единства.
Задачикурса:
· охарактеризовать сущность новой, ноосферной эпохи развития человечества, показать закономерность появления глобальных угроз от жизнедеятельности человека;
· ознакомить слушателей с основами теории безопасности, закрепить понимание неразрывной связи безопасности личности с безопасностью общества и государства; с системных позиций осветить совокупность современных взаимосвязанных проблем безопасности;
· показать общие пути обеспечения безопасности личности, общества и государства в новой эпохе, необходимость изменения принципов жизнедеятельности, роль культуры безопасности;
· ознакомить с основами обеспечения национальной безопасности России в новых условиях.
Объём курса может варьироваться в пределах 12 – 32 учебных часов в зависимости от форм обучения студентов (заочная, вечерняя, дневная) или переподготовки специалистов (краткосрочные сборы, курсы различной длительности), от особенностей учебного заведения. В завершение курса желательно выполнение слушателями курсовой работы на тему безопасности их будущей профессиональной деятельности для окружающей среды (природной, социальной и техногенной).
Содержаниекурса соответствует Программе курса БЖД для специальностей высшего профессионального образования Министерства культуры РФ, согласованной с МЧС и утверждённой 8 июля 2002 года.
Разработка и многосторонняя апробациякурса проведены в течение 1995 - 2003 г.г.
в Московском авиационном институте им. Орджоникидзе, Московском государственном университете культуры и искусств, Московском государственном техническом университете им. Баумана, в ряде педагогических университетов, Академии и институтах повышения квалификации работников образования, Академии гражданской защиты МЧС, на лекциях и семинарах для преподавателей предметов ОБЖ и БЖД
Сапроновым В.В., Власовой Л.М., Фрумкиной Е.С. под общим руководством Шершнева Л.И. в рамках деятельности общественного Фонда национальной и международной безопасности.
Тема 1.
ГЛОБАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ОТ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ –
НОВАЯ ЭПОХА
«Мы не знаем того времени, в котором живём»
(Л.Н.Гумилёв).
«Планета Земля находится в такой опасности, в какой она не была никогда. С высокомерием и самонадеянностью человечество игнорирует законы Создателя… Мы должны изменить наши намерения и ценности и проявить уважение к высшим законам Божественной Природы»
(из совместного послания 1992 года представителей всех религий мира к Конференции ООН по окружающей среде и развитию)
Человечество в конце XX века вступает в новую эпоху своего развития. Она характеризуется бурным ростом информационных связей, повсеместной демократизацией общества, экономической интеграцией, глобализацией социальных процессов, унификацией национальных культур, падением духовного уровня людей и рядом других признаков, но, прежде всего, появлением антропогенных глобальных угроз. Существа наступающего времени и судьбоносности характера своей жизнедеятельности не понимает основная масса людей, занятых повседневными делами «в формате» уходящей эпохи. Мало кто может сказать про себя словами поэта: «С того и мучаюсь, что не пойму, куда несёт нас рок событий» (С.А.Есенин). Однако от осознания людьми небывалых опасностей, которые они сами создают себе и своим потомкам, от безопасности жизнедеятельности человека в новой эпохе зависит ответ на вопрос: быть или не быть человечеству?
Главные черты новой эпохи рассматриваются в первой теме настоящего курса.
Подразделы темы:
· Предпосылки новой эпохи
· Первые признаки новой эпохи
· Научные исследования глобальных последствий жизнедеятельности
· Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи
· Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности
Предпосылки новой эпохи
Учение о ноосфере
Неизбежность наступленияпринципиально новой эпохи развития человечества выявлена учением о ноосфере, созданным в первой половине XX века В.И. Вернадским.
Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Поступательное движение вперёд, улучшение в процессе развития называют прогрессом человечества. Наиболее общими критериями исторического прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.
Неравномерность прогресса, иногда скачки назад, наблюдаемые в истории, не изменяют установившегося представления о его общем поступательном характере. Причём в XX столетии стало очевидно, что это поступательное движение происходит с всё большим ускорением, основывающемся на достижениях науки и техники. Очевиден стремительный рост энергетических мощностей, осваиваемых и потребляемых человеком, промышленного и сельскохозяйственного производства, использования средств транспорта, и, как следствие, рост масштабов преобразования окружающей среды.
Прогресс человечества характеризуется, прежде всего, преобразованием человеком окружающей среды в своих интересах. Изучая последствия прогресса, его преобразующее воздействие на окружающую среду, Вернадский обратил внимание на то, что от локальных (местных) преобразующих воздействий на условия обитания человечество постепенно переходит к такой жизнедеятельности, которая начинает влиять на эволюционные процессы в геологических, глобальных масштабах. Факт естественного постепенного изменения всей окружающей человека природной среды - эволюцию биосферы – установил Ч.Дарвин в середине XIX века. По данным учёных, эта эволюция продолжается на Земле порядка 4 миллиардов лет. Вернадский же отметил, что влияние преобразующей жизнедеятельности человека даже там, где оно незначительно, растёт со скоростью, намного превышающей скорости естественного эволюционного развития. Логический вывод: неизбежно наступит время, когда эволюцию на нашей планете будет определять, прежде всего, человеческая жизнедеятельность.
Согласно учению Вернадского, после достижения мощностью человеческих технологий геологических масштабов жизнь на Земле будет определяться обобщённым Разумом человечества. Биосфера неизбежно должна превратиться в ноосферу, т.е. сферу господства Разума человека (ноо – разум, лат.). Разум и жизнедеятельность людей будут «направлять» дальнейший ход эволюции всего живого на Земле. В новой эпохе, эпохе ноосферы люди должны принять на себя ответственность за результаты своей жизнедеятельности, за её безопасность для человека, за судьбу всей биосферы.
Предвидение Вернадского можно проиллюстрировать следующей схемой.
Мощность энергетических процессов
Природные процессы
(эволюция биосферы) эпоха
ноосферы
Технологические процессы
(прогресс человечества)
- 4 млрд. Время (годы)
Рис. Схема возникновения ноосферы по В.И.Вернадскому
Мощность энергетических процессов, отложенная на схеме по вертикальной оси, относится к биосфере, которая подобно огромной физико-химической фабрике перерабатывает солнечную энергию в живое вещество планеты (природные процессы), и к технологиям, созданным человеком (технологические процессы). Схема отображает неизбежность небывалой ситуации.
Вернадский полагал, что ноосфера есть не просто новая эпоха в развитии человечества, но новое геологическое явление на нашей планете: «Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история». Он верил, что переход человечества в ноосферу будет вестись предусмотрительно, без ущерба людям и природе. Несмотря на предрассудки, невежество, психические комплексы, животные желания и потребности, человек сумеет преодолеть все опасности своего нового положения в природе. «Вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал на очередь дня, - писал Вернадский. - В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет».
Таким образом, эпоха ноосферы, по Вернадскому, будет характеризоваться двумя главными особенностями: геологических масштабов технологиями и подчинением жизнедеятельности человечества его обобщённому Разуму.
Демографический взрыв
Достижения цивилизации, которые зародили представление о возможности создания техносферы как рукотворной комфортной среды обитания человека вместо естественной окружающей среды с её природными опасностями, одновременно повлекли за собой возникновение целого ряда серьёзнейших проблем, связанных с безопасностью человека. Становятся реальными опасности исчерпания природных ресурсов, служащих основой современных технологий, опасности экологических катастроф от загрязнения окружающей среды отходами жизнедеятельности и т.п. Но самой первой человечеством была осознана глобальная демографическая проблема. Ускорение прогресса стало основой высоких темпов роста численности народонаселения Земного шара. На противоречие между ростом народонаселения и ограниченностью ресурсов планеты обратил внимание ещё на рубеже XVIII-XIX веков английский учёный Т.Мальтус. Согласно его теории количество людей на Земле растёт по закону геометрической прогрессии, а производство продуктов питания – по закону прогрессии арифметической. Образуются ножницы, и балансу численности населения и количества продуктов питания служат голод и войны, уничтожающие «излишек» населения.
ТеорияМальтуса поразила современников своей «бесчеловечностью», и многие учёные в течение почти двух столетий подвергали её уничтожающей критике. Однако проблема угрожающего роста народонаселения постоянно возникала в умах мыслителей. К примеру, Л.Н.Толстой был постоянно одержим мыслями о стремительном и грозном увеличении числа людей. В его дневниках оказались такие записи:
«Животные поедают друг друга, и потому им надо размножаться, и размножение может быть идеалом для кроликов – поедание и размножение взаимно ограничиваются. У людей же, освободившихся от поедания другими животными, размножение ничем не может быть ограничено, кроме сознания добра, совершенствования… Как ужасно безнравственно и просто глупо… размножение. Ведь если люди выдумают химическую пищу, то размножение всё-таки дойдёт до того, что будут стоять плечо с плечом».
Д.И.Менделеев в начале 1900-х годов даже провёл расчёты численности населения, которую «может прокормить» Земля. Оценив её в 8 млрд., он утверждал, что при имеющихся на тот момент 1,5 млрд. опасности преувеличены. Как оказалось, он недооценил стремительности роста – уже через 100 лет человечество вплотную приблизилось к определённому им пределу.
Годы | -10 000 | (Р.Х.) | ….. | ||||||||||
Население Земли (млрд.) | 5 млн. | 0,3 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 6,0 | …… | 12 ? | 24 ? | 48 ? | 96 ? |
В настоящее время вопрос о «демографическом взрыве», о пределах роста численности населения планеты находится в центре любых обсуждений перспектив новой эпохи. Действительно, представленные в таблице данные говорят о неизбежности изменения существующей закономерности удваивания численности жителей Земли каждые 35-40 лет.
За счёт чего должен прекратиться рост общего количества людей на Земле? По Мальтусу - за счёт голода, войн, эпидемий? Или будет найден другой, не столь безжалостный выход из положения?