Классификация основных форм деятельности человека

Характер и организация трудовой деятельности оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма человека. Многообразные формы трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд.

Трудовая деятельность

Умственный труд.

Характеризуется в первую очередь повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и его функциональные системы (сердечно-сосудистую, нервно- мышечную, дыхательную и др.), Характеризуется низкой социальной неэффективностью, недостаточной производительностью, необходимостью высокого напряжения физических сил и потребностью в длительном — до 50 % рабочего времени-отдыхе.

Физический труд.

Объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Для данного вида труда характерна гипокинезия, т.е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

Классификация основных форм деятельности человека - student2.ru

Формы труда, требующие значительной мышечной энергии. Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000—6000 ккал) и выше в сутки. Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

Механизированные формы труда. При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5—17 МДж (3000—4000 ккал) в сутки. Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко 2требуют специальных знаний и навыков. В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда. Формы, связанные с частично автоматизированным производством. Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой.

Характерные черты этого вида работ — монотонность, повышенный теми и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда — это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок – состояние "оперативного ожидания" различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

Формы труда, связанные с управлением производственными

процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие

человека.

Групповые формы труда — конвейер.

Особенности этой формы заключается:

• в разделении общего процесса на конкретные операции,

• строгой последовательности их выполнения,

• автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония — одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций.

Мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты

составляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки.

Формы умственного труда подразделяются: на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов.

Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания 4покупателей.

Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение.

Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается

• постоянными контактами с людьми,

• повышенной ответственностью,

• дефицитом времени и информации для принятия правильного

решения,

• высокой степенью нервно-эмоционального напряжения.

Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения.

Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

Таким образом, успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических 5 основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

Наши рекомендации