Аспекты безопасности жизнедеятельности. Учение В.И. Вернадского о ноосфере
Ноосферогенез. Н.Н.Моисеев о коэволюции видов. Потребности человека, как
Источник его активного взаимодействия со средой обитания. Иерархия
Потребностей по А.Маслоу. Безопасность жизнедеятельности, как условие и
Коренная потребность жизни человека.
Вопросы для коллективного обсуждения на форуме:
1.Какова роль биосферы в планетогенезе Земли?
Раскройте сущность понятия «ноосфера».
Назовите основоположников ноосферного учения. Дайте краткую характеристику
Его направлениям.
Охарактеризуйте значение ноосферного учения на современном этапе развития
Цивилизации.
Что является первопричиной активного взаимодействия человека с окружающим
Миром?
Темы для подготовки докладов и выполнения контрольных заданий:
Современные теории возникновения Вселенной и жизни на Земле.
Вклад Ж.-Б.Ламарка, Ж. Кювье, Я. Мелешота в исследование биосферы.
Учение В.И. Вернадского о ноосфере.
Ноосферогенез и биологизаторские идеи. Н.Н. Моисеев о коэволюции видов.
Пирамида А. Маслоу. Место безопасности жизнедеятельности в иерархии потреб-
Ностей человека.
Форма контроля самостоятельной работы:
Коллективное обсуждение на форуме, защита докладов, проверка качества работы с материалами лекций и указанной в списке литературой.
Литература.
Основная:
Абрахам Маслоу: Мотивация и личность. – Спб., 2010. – 352с.
Вернадский В.И.: Биосфера и ноосфера. – М.,2002. – 378с.
Моисеев Н.Н. : Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: «Языки русской культуры», 2000. – 223с.
Моисеев Н.Н.: Быть или небыть человечеству? – М.: Б.и., 1999. – 288с.
Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.
Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности: Учебно-методическое пособие ля образовательных учреждений. - М.,2007.- 215с.
Безопасность человека: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. -М., 1994. – 235с.
Дополнительная:
1).Михайлов Л.А., Старастенко А.В. Безопасность жизнедеятельности. – Спб., 2008. – 260с.
Горшков. В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. –М., 1995. – 325с.
Сапронов В.В. Идеи к общей теории безопасности //ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2007.- № № 1, 2, 3.
Тема 2.
«Научные исследования о последствиях жизнедеятельности человека. Мировое
Сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.
Возникновение и эволюция мира опасностей. Закономерности появления угроз
Безопасности. Демографический взрыв, теория Т. Мальтуса в концепции
Демографических циклов Мальтуса - Рикардо. Теория перехода. Теория Э.Тоффлера
О «третьей» волне мировой цивилизации. Первые признаки новой эпохи.
Возникновение техногенных источников опасностей. Мировое сообщество и
Глобальные проблемы новой эпохи: Пагуошское движение, конференции ООН в
Стокгольме (1972 г), в Рио-де-Жайнеро (1992), Йоханнесбурге. Пути решения
Глобальных проблем безопасности жизнедеятельности в новой эпохе: повестка дня
На XXI век, устойчивое развитие, Хартия Земли.
Вопросы для коллективного обсуждения на форуме:
Существуют ли закономерности появления угроз безопасности от жизнедеятельности
Человека?
Насколько актуальны сегодня, положения теории Т. Мальтуса в концепции
«демографических циклов Мальтуса - Рикардо». Дайте нравственную оценку
Неомальтузианству.
Охарактеризуйте особенности “волн цивилизации” по Э.Тоффлеру. Почему первый взрыв атомной бомбы можно назвать первым признаком новой эпохи?
Вследствии чего Конференция ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) является эпохальным событием?
Назовите глобальные проблемы безопасности жизнедеятельности. Какие пути их
Решения найдены учеными и приняты мировым сообществом?
Темы для подготовки докладов и выполнения контрольных заданий:
Сущность понятия «мир опасностей» и его эволюции с древности до настоящего времени.
Особенности “волн цивилизации” по Э.Тоффлеру. Первые признаки новой эпохи.
Мировое сообщество и глобальные проблемы новой эпохи.
Деятельности мирового сообщества по решению глобальных проблем (на примере Конференции ООН в Йоханнесбурге в 2002 г.).
Основные идеи «Повестки дня на XXI век» и «Хартии Земли».
Форма контроля самостоятельной работы:
Коллективное обсуждение на форуме, защита докладов, проверка качества работы с материалами лекций и указанной в списке литературой.
Литература.
Основная:
Абрахам Маслоу: Мотивация и личность. – Спб., 2010. – 352с.
Моисеев Н.Н. : Судьба цивилизации. Путь разума. - М.: «Языки русской культуры», 2000. – 223с.
Тоффлер Э. Третья волна.-М., 1999.
Моисеев Н.Н.: Быть или небыть человечеству? – М.: Б.и., 1999. – 288с.
Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. - М., 2003.
Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс проблем безопасности: Учебно-методическое пособие ля образовательных учреждений. - М.,2007.- 215с.
Безопасность человека: Учебно-методическое пособие для образовательных учреждений. -М., 1994. – 235с.
Дополнительная:
Михайлов Л.А., Старастенко А.В. Безопасность жизнедеятельности. – Спб., 2008. – 260с.
Горшков. В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. –М., 1995. – 325с.
Тема 3.
«Научный аспект становления Науки безопасность жизнедеятельности. Теория
Безопасности».
Основные положения, цели и задачи Науки безопасность жизнедеятельности.
Теория безопасности как концептуальная основа Науки безопасность жизнедеятель-