Анализ аварийных ситуаций во время технологического терроризма
Согласно статье № 3 Конституции Украины жизнь и здоровье человека, его безопасность являются наивысшими социальными ценностями, за обеспечение которых государство отвечает перед ней. Безопасность человека и окружающей среды, ее защищенность от влияния вредных техногенных, природных, экологических и социальных х факторов является непременным условием устойчивого развития общества. Борьба с терроризмом включает в себя деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности.
Террористическая деятельность включает в себя:
1. Организацию, планирование, подготовку и реализацию террористической акции.
2. Подведение к террористическим действиям и насильственных поступков над отдельными лицами, организациями, материальными объектами, сооружениями, ценностями.
3. Организацию незаконного вооруженного формирования, преступной организации для проведения террористических действий, участие в таких действиях или группировках, вербовку, вооружение, обучение и использование террористов, финансирование организаций и группировок, террористическая направленность которых известна заранее, а также другие формы содействия таким лицам, группировкой или организациям.
Опасность возрастает в случае проявлений международного терроризма, который осуществляется против объектов повышенной опасности. Его влияние на уровень техногенной безопасности обусловливается следующими особенностями:
Во-первых - социальными, национальными, религиозными, политическими проблемами.
Во-вторых - террористический акт, помимо основной цели - дестабилизации общества, имеет как правило, несколько разных целей: получение сверхприбылей, разрушение определенных объектов, транспортных средств, привлечение внимания к определенным политическим группировкам или проблем.
В-третьих - использование людей, объектов экономики для достижения целей, не имеющих к ним отношения.
Объективная оценка вероятности осуществления на территории Украины масштабных террористических актов предусматривает:
Во-первых - выявление причин обострения проблемы терроризма.
Во-вторых - оценку защищенности объектов экономики, которые могут стать целью террористов. В условиях увеличения финансирования современной террористической деятельности, усиление ее технического и материального оснащения, сопровождающихся «профессионализацией» террористов, высокий уровень организации террористических в группированного потенциально опасные объекты техносферы становятся более уязвимыми к проявлениям терроризма. Особенно это касается объектов военно-промышленного комплекса, радиационно-опасных объектов, химически опасных объектов и тех из них, где хранятся опасные вещества, выход которых в окружающую среду может привести к его загрязнению и массового поражения населения.
На основные анализа случаев химико-биологического терроризма установлено, что наиболее распространенными и доступными химическими веществами для проведения терактов являются:
1. Токсичные гербициды и инсектициды.
2. Аварийно химически опасные вещества: хлор, синильная кислота, фосген и другие.
3. Ядовитые вещества: зарин, зоман, ви-икс, иприт, люизит.
4. Психогенные и наркотические вещества.
5. Возбудители опасных инфекций: сибирской язвы, оспы, туляремии и других.
6. Природные яды и токсины: стрихнин, рицин, бутулотоксин, нейротоксины, и тому подобное.
В результате реализации террористических актов вероятность возникновения различных по масштабам чрезвычайных ситуаций: планетарного масштаба, если произойдет диверсия на ядерных объектах, в том числе на реакторах атомных станций; и регионального, если в результате террористического акта произойдет заражение окружающей среды радиоактивными материалами (цезием - 137, плутонием, кобальтом - 60). В целом же, подводя итог сказанному, следует отметить, что борьба с терроризмом в 21 веке имеет сложный, многоплановый характер и требует значительных усилий государства и общества.
Основным субъектом руководства борьбы с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Кабинет Министров Украины. Центральные органы исполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции, определенной законами и изданными на их основе другими нормативно-правовыми актами.
Субъектами, непосредственно осуществляющих борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции являются:
- Служба безопасности Украины, которая является главным органом в общегосударственной системе борьбы с террористической деятельностью;
- Министерство внутренних дел Украины;
- Министерство обороны Украины;
- Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций;
- Государственный комитет по делам охраны государственной границы Украины;
- Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний;
- Управление государственной охраны Украины.
Координацию деятельности субъектов, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляет Антитеррористический центр при Службе безопасности Украины. Субъекты, которые привлекаются к борьбе с терроризмом, в пределах своей компетенции осуществляют меры по предотвращению, выявлению и пресечению террористических актов и преступлений террористической направленности; разрабатывают и реализуют предупредительные, режимные, организационные, воспитательные и другие мероприятия; обеспечивают условия проведения антитеррористических операций на объектах, которые принадлежат к сфере их управления; предоставляют соответствующим подразделениям при проведении таких операций материально-технические и финансовые средства, средства транспорта и связи, медицинское оборудование и медикаменты, другие средства, а также информацию, необходимую для выполнения задач по борьбе с терроризмом. Стратегии уменьшения вероятности реализации террористических актов в Украине является целенаправленная политика по повышению уровня физической защиты потенциально опасных объектов на фоне осуществления международного сотрудничества в области борьбы с международным терроризмом.
В качестве антитеррористических мероприятий по защите объектов промышленности, транспорта, систем жизнеобеспечения и военных объектов целесообразно предусмотреть:
а) разработку нормативно-правовых и организационных документов по противодействию терроризму на объектах повышенной опасности;
б) усиление сотрудничества по проведению работы по противодействию терроризму между субъектами антитеррористической деятельности;
в) разработку методик категорирования объектов науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости;
г) проведение анализа опасности техногенного терроризма (моделирование и системный анализ возможных видов опасностей, угроз и впечатляющих действий для населения и окружающей природной среды), на их основе разработать карты риска техногенного терроризма
д) реализацию системы мероприятий организационного, технического и экономического характера по обеспечению безопасности населения, проживающего вблизи опасных промышленных объектов;
е) обеспечение наиболее опасных объектов новым оборудованием на основе компьютерных технологий для обнаружения взрывчатых веществ и устройств, идентификации работающих на объекте с помощью биометрических систем контроля доступа;
ж) защита от кибер-терроризма при создании систем компьютерного управления технологическим процессом, в котором используются опасные вещества;
с) осуществление тщательного анализа причин чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
и) проведение периодических комиссионных обследований потенциально опасных объектов, а также создание на них служб безопасности по борьбе с терроризмом.