Основы организаторской деятельности

Основы организаторской деятельности - student2.ru 1. Как молодому человеку подготовиться к организаторской деятельности? 2. Что такое организ0аторская техника? 3. Как развивать организаторские способности?

В подготовке молодых людей к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента.

Первый – информационный. Молодым людям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач.

Второй компонент – операционный. Он включает в себя формирование у молодых людей организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний в моделированных управленческих ситуациях. В основе это осуществляется во время различных занятий, знакомящих студентов с методами решения организаторских проблем.

Третьим компонентом – практическим является организаторская практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, осуществляется коррекция организаторских действий.

Какие же знания должны формироваться в процессе подготовки студентов к организаторской деятельности? Их можно разделить на две группы.

В основе обучения и воспитания лидеров-организаторов лежат следующие основные принципы:

– компесаторной подготовки молодых людей, предполагающий выделение доминирующих направлений подготовки, адекватных наименее развитым качествам личности учащихся;

– взаимосвязь формирования у учащихся организаторских знаний и организаторской практики, т.е. их практического участия в решении организаторских задач;

– вариативность в определении содержания, форм и методов формирования организаторских качеств в зависимости от интересов и потребностей учащихся;

– преемственность в формировании организаторских знаний и умений в решении организаторских задач различного уровня.

Большое значение имеет овладение студентов организаторской техникой.

Организаторская техника включает две группы умений.

К первой относятся организаторские знания, умение владеть собой (осанкой, мимикой, жестами), управлять своим эмоциональным состоянием (снимать излишнее психическое напряжение, вызывать состояние творческого самочувствия), техника речи (дикция, темп речи).

К второй группе относится умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом в процессе решения организаторских задач (организаторские, бесконфликтного взаимодействия, стимулирования деятельности и т.д.).

Организаторская техника – это не самоцель, а важное средство успешной деятельности школьника – организатора, совокупность способов достижения цели.

Одним из главных условий подготовки организаторов является стимулирование их работы над собой. Мы предлагаем некоторую схему такой работы, сочетающую самодиагностику и разработку программы самосовершенствования.

Основы организаторской деятельности - student2.ru Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1)  

Важной частью жизни и деятельности человека является общение с другими людьми. Лёгкость установления человеческих контактов, умение выстраивать взаимодействие и направлять его в нужное русло способствуют успешности многих дел и начинаний, облегчают достижение поставленных целей, создают хорошее настроение и доброжелательный эмоциональный фон отношений.

Коммуникативные и организаторские склонности являются стержневыми в профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием между людьми. Они являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек-человек». Коммуникативные и организаторские склонности являются ведущими в образовании межличностных отношений, в сплочении членов группы, в организации учебных, спортивных, игровых и других групп, в привлечении к себе людей, в умении организовать и направить их деятельность.

Коммуникативные склонности личности определяются ее умениями легко и быстро устанавливать деловые и дружеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в различных групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность личности в широком и интенсивном общении.

Следует различать потребность человека в общении и умение общаться. Одни любят многочисленные и интенсивные контакты, а другим, чтобы чувствовать себя комфортно, вполне достаточно иметь несколько близких значимых людей, более широкое взаимодействие для них тягостно и утомительно. И те, и другие в одинаковой степени могут «уметь» и «не уметь» общаться. Ошибки первых часто связаны с излишней словоохотливостью, желанием продемонстрировать себя другим; неудачи других могут быть связаны с застенчивостью, уходом в себя, неумением сделать шаг навстречу. Всё это - различные проявления коммуникативных склонностей.

Взаимодействие и сотрудничество между людьми основывается также на способности человека влиять на других людей, умении изменять характер отношений и ситуацию в нужном направлении. Это составляющие организаторских склонностей человека.

К организаторским склонностям личности можно отнести умение влиять на других людей, способствующее успешному решению ими поставленных задач и достижению определенных целей, умение оперативно разобраться в «ситуативном» взаимодействии людей и направить это взаимодействие в нужное русло, стремление к проявлению инициативы и т.д.

Методика для изучения коммуникативных и организаторских склонностей личности разработана В.В. Синявским и Б.А. Федоришиным и базируется на принципе отражения и оценки человеком некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях.

В текст опросника методики внесены незначительные поправки и дополнения с учетом требований сегодняшнего дня. Приводятся нормы Ярославского региона.

Методика «КОС – 1» представляет собой опросник, включающий 40 вопросов, 20 из которых направлены на изучение коммуникативных склонностей, а 20 – на изучение организаторских склонностей (см. Приложение 1), Ответы клиента строятся на основе анализа опыта его поведения в той или иной ситуации.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся особенностей поведения человека в различных жизненных ситуациях.

На специальном бланке рядом с номером вопроса зачеркните квадратик, соответствующий Вашему варианту ответа («Да» или «Нет»).

Обращайте внимание на первые слова вопроса. Ваш ответ должен быть точно согласован с этими словами. Например, как следует отвечать на вопрос «Правда ли, что Вам не нравится заниматься математикой?». Если Вам действительно не нравится заниматься математикой, то отвечайте на этот вопрос положительно: «Да» (то есть с утверждением Вы согласны). Но если Вам нравится заниматься математикой, то на тот же вопрос «Правда ли, что Вам не нравится заниматься математикой?», отвечайте отрицательно: «Нет» (то есть с утверждением Вы не согласны).

Желаем Вам успешной работы над тестом!».

Методика может быть использована как при индивидуальной работе с клиентом, так и при групповой. Время выполнения теста -10-15 минут.

Опросник

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается убедить своих друзей в правоте Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших друзей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-либо другими занятиями, чем с людьми?

8. Если возникли помехи в осуществлении Ваших намерений,, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вам устанавливать контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими друзьями различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вам включиться в новые для Вас компании?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с новыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши друзья действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с друзьями из-за невыполнения ими своих обещаний, обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли Вы при решении важных дел принимаете инициативу на себя?

19. Часто ли Вас раздражают окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с друзьями?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших друзей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Считаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для Вас компанию?

30. Принимали ли Вы участие в общественной работе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не сразу было принято Вашими друзьями?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, если попали в незнакомую для Вас компанию?

34. Охотно ли Вы организуете различные мероприятия для своих друзей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?

39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно себя чувствуете в окружении большой группы своих друзей?

Обработка результатов

Результаты обрабатываются с помощью ключа. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по шкале коммуникативных и шкале организаторских склонностей. Количество баллов, набранных по каждой шкале, дает представление о выраженности у человека тенденции к проявлению соответствующих форм поведения.

Ключ

Шкала коммуникативных склонностей: 1+, 3-, 5+, 7-, 9+, 11-, 13+, 15-, 17+, 19-, 21+, 23-, 25+, 27-, 29+, 31-, 33+, 35-, 37+, 39-;

Шкала организаторских склонностей: 2+,4-,6+, 8-, 10+, 12-, 14+, 16-, 18+, 20», 22+, 24-, 26+, 28-, 30+, 32-, 34+, 36-, 38+, 40-.

Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей определяется по следующей таблице

Шкала Количество баллов Уровень развития
Коммуникативные склонности 8 и менее Низкий
9-16 Средний
17 и более Высокий
Организаторские склонности 12 и менее Низкий
13-16 Средний
17 и более Высокий

При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь наличный уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей в данный период развития личности. Если при обследовании обнаруживается низкий уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей, то это не означает, что они останутся неизменными в процессе дальнейшего развития личности. При наличии положительной мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Наши рекомендации