Типичные нарушения жизнедеятельности семьи
1. Основной особенностью семейного и околосемейного окружения является его непостоянство и непредсказуемость во всех сферах семейной и околосемейной жизни. В результате растущие дети испытывают огромные трудности в определении для себя значений различных событий и явлений окружающего мира и самоопределении (выработке своих четких позиций по отношению к окружающему миру). Они живут в мире, объекты и события которого имеют скоротечные (преходящие) качества:
1) география дома и его обстановка препятствуют развитию у ребенка чувства, что он имеет свое место в мире (например, часто меняется место, где ребенок спит);
2) еда не имеет определенного времени, порядка и места, нет четко установленного режима дня, один день не похож на другой;
3) межличностные контакты имеют неустойчивые, непостоянные качества:
А) члены семьи не умеют слушать друг друга.
Б) если кто-либо в семье отвечает, то это не обязательно в русле предшествующей коммуникации.
В) тема обсуждения редко бывает приведена к какому-либо заключению – небольшое количество взаимодействий вокруг одной темы обычно прерывается интервенцией другой темы, не имеющей отношения к обсуждаемой.
Г) два или более членов семьи могут участвовать в параллельном разговоре, по спирали возвышая интенсивность звука в попытках перекричать один другого.
2. Особенности личности родителей.
3. Особенности воспитания детей в этих семьях. Вместо того, чтобы установить для детей определенные правила и следить за их исполнением, для родителей (в первую очередь матери) характерно вовлекаться в интенсивные взаимодействия с ребенком, контролируя каждый его шаг. Это приводит к напряженности во взаимоотношениях между родителями и детьми. Все это, в конце концов утомляет родителей, и они склонны частично или полностью (психологически или реально) покидать семью. Периоды сверхконтроля сменяются периодами заброшенности. Система наказаний и поощрений зависит не от поведения детей, а от эмоционального состояния родителей. То, за что в одних условиях могут наказать, в других условиях остается без внимания или же вызывает поощрение, улыбку, смех. Кроме того, в этих семьях наблюдается феномен «множественной заботы», когда фигурами, оказывающими воспитательное воздействие, являются слишком многие люди с разными мнениями, оценками, которые часто находятся в конфликтах друг с другом. Все это приводит к тому, что ребенок с детства приучается к следующей точке зрения: нет и не бывает таких правил и норм, которые осторожно, при определенных условиях или тайно, нельзя было бы нарушать, ориентируясь на какое-либо свое желание. Кроме того, ребенок приучается к ощущению, что в случае эмоциональной напряженности можно и приемлемо избавляться от нее, разряжаясь на первом попавшемся беззащитном существе. Все это формирует личность будущего правонарушителя.
4. Особенности тем общения. Все яркое, необычное, привлекающее к себе внимание, динамичное. В условиях большого города это, как правило, «криминальная хроника».
Формы работы с семьей
Модель работы с неблагополучными семьями носит профилактический характер. В этих целях используют следующие формы работы:
- Тематические программы и круглые столы с приглашением работников РОВД, ФАП, педагогов организаторов и психологов школы: «Роль семьи в развитии ребенка», «Семейная атмосфера», «Супружеский конфликт и эмоциональное состояние ребенка», «Детско-родительский конфликт и способы его преодоления», «Семейная жестокость» и т.д.
- Семейные дни и вечера включающие различные мероприятия, направленные на восстановление, воссоздание дружественных отношений в семьях.
- Практикумы на следующие темы: «Какой вы родитель», «Как помочь ребенку учиться», «Какой у вас ребенок», «Претензии к моему ребенку» и т.д.
Темы, которым стоит посвятить мероприятия:
· Роль семьи в развитии личности ребенка.
· Семья как психотерапевт.
· Воспитательный потенциал семьи.
· Семейная атмосфера.
· Семейные роли и отношения.
· Семья как система.
· Семья как источник психической травмы.
· Семья с нарушенной структурой.
· Супружеские конфликты и эмоциональное состояние ребенка.
· Родительский авторитет.
· Личный пример родителей.
· Деструктивная, проблемная семья.
· Конфликтная, аморальная и асоциальная семья.
· Конструктивная, гармоничная семья.
· Дети как безусловная ценность.
· Как любить ребенка.
· Поощрения и наказания в семье.
· Семейная жестокость.
· Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка.
· Родительская позиция и родительское программирование.
· Возрастная динамика родительского отношения к детям.
· Детско-родительские конфликты: их профилактика и разрешение.
· Роль семьи в предупреждении неуспеваемости и недисциплинированности детей.
· Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте.
· Отклонения в поведении детей и подростков, их предупреждение.
· Подготовка ребенка к обучению в школе.
· Организация труда в семье.
· Семейные хобби.
· Семейные походы и экскурсии.
· Новая семейная традиция
· Режим дня ребенка в семье.
· Профилактика заболеваний у детей.
· Наблюдение за ребенком в домашних условиях.
· Семейная взаимопомощь в трудной ситуации.
· Анализ семейного конфликта.
· Знакомство с друзьями ребенка.
Темы для проведения практикумов:
· Какой вы родитель.
· Опыт семейного воспитания.
· Какой у вас ребенок.
· Что беспокоит родителей.
· Программа обучения и воспитания детей в детском саду.
· Школьные программы и учебники.
· Трудности детей в обучении.
· Как помочь ребенку учиться.
· Психологическая характеристика ребенка.
· Микроклимат семьи.
· Хорошо ли вы обращаетесь с вашим ребенком.
· Дети и родители: противостояние или сотрудничество.
· Счастливые дети и родители.
· Идеальный ребенок и идеальный родитель.
· Справедливы ли вы к своим детям.
· Как передать свою любовь ребенку.
· Список претензий к ребенку.
· Как поделить ответственность с ребенком.
Сценарий
круглого стола «Социально-нравственное воспитание детей на семейных традициях»
Дата проведения: ________________
Время проведения: _______________
Оборудование: компьютер, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.
Ведущий 1: Добрый день! Сегодня мы поможем Вам разобраться как же правильно воспитать ребёнка основываясь на семейных традициях.
Ведущий 2:Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Ведущий 1:Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:
• Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;
• Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.
Рассмотрим более подробно, что же такое семейные традиции, какими они бывают и зачем они нужны.
Ведущий 2:Что такое семейные традиции? (ответы участников круглого стола)
«Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура»
Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.
Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.
Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.
В основе традиций всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует беду других людей, животных, литературных героев.
Ведущий 1: Предлагаем для обсуждения на круглом столе следующие вопросы:
1. Как Вы считаете, нужны ли праздники для детей в семье? (Да, ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник — это событие в детской жизни, и ребенок считает свои о дни от праздника до праздника, как и мы свои годы от одного «важного события до другого).
2. Как можно устраивать детские праздники в семье? (Как это ни странно, но и детские праздники часто взрослые устраивают для себя самих. У взрослых свои интересы и разговоры, а ребенку на таком празднике скучно и обидно, о нем все забыли. Однако же если ребенка оставляют за общим столом, он становится свидетелем и участником взрослых разговоров, то он привыкает быть в центре внимания, что развивает в нем нескромность и развязность.
Желательно украшать. Это создает определенное настроение. И в этом важно принимать участие и взрослым, и детям.
В дни рождения, на праздники принято дарить детям подарки, они их любят и ждут).
3. Какие подарки можно дарить детям? (Подарки должны быть немного на вырост, но в меру. Каждая игрушка должна развивать мышление ребенка, внимание, память. Хорошо дарить детям спортивные игрушки: мячи, прыгалки. Для развития мелкой моторики — карандаши, пластилин. При этом следует обращать внимание на то, как ребенок принимает подарок и как благодарит за него).
4. Расскажите, что может помочь нам сохранить историю семейного рода? (Есть ли в вашем доме семейный альбом? Семейный альбом - это огромное осмысленное пространство жизни, с одной стороны простое и понятное ребенку, с другой — загадочное и удивительное.
Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома — именно то общение, которое необходимо ребёнку в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание).
5. Расскажите, у кого из в семье есть традиция выезжать за город, на дачу вместе с ребенком? (Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние на развитие личности, дает возможность хорошего общения с ребенком, а прогулки на природу благоприятно влияют на здоровье человека. Как хорошо собраться вместе и поехать все семьей за город, на дачу, где вместе с ребенком побродить по лесным тропинкам, послушать голоса птиц, понаблюдать за жизнью насекомых, полюбоваться красотой окружающей природы, провести с ребенком игры природного содержания, например: «Угадай дерево по описанию», «С какого дерева лист», «Кто где живет», «Что где растет», — предложить ребенку нарисовать с натуры интересное в природе, приспособив для этого фанерку и присев на пенек, как хорошо на природе прочитать подходящие к месту стихотворные строки, собрать с детьми природный материал: шишки, желуди, веточки, коряги и дома изготовить забавные поделки, перекусить на лесной полянке и уходя не забыть забрать свой мусор. Приучая ребенка тем самым правильно вести себя на природе, беречь и охранять наш общий дом - лес, который является народным богатством).
6. Кто из родителей постоянно ходит с детьми в музеи, театры? (Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музеев должно стать праздником для всей семьи. Наша задача — помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка с родителями, совместные игры и различные мероприятия, организованные в семье, в том числе и коллекционирование).
7. Что можно коллекционировать в семье? (Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т. д. Посещение различных выставок и музеев может дать Вам толчок в этом виде деятельности).
8. Скажите, в какие игры и как часто играют с ребенком родители дома? (Мы с уверенностью можем сказать: детство ~ это игра, игра — это детство. Детство дано для того, чтобы мы подготовили ребенка к вхождению в довольно сложную социальную жизнь, чтобы ребенок почувствовал себя человеком среди людей, наполнился социальными эмоциями, переживаниями, представлениями, чтобы духовная жизнь в нем начала свое движение. И в этом нам помогает игра. Игра ~ это жизнь ребенка, а не подготовка к жизни. Игра - должна стать традиционной в каждой семье. Игр и игрушек очень много. Следует осторожно и вдумчиво подходить к их подбору. Играть надо в различные игры: настольные, подвижные, словесные, развивающие. Хороши игры типа «Лото», «Домино», «Шахматы». Советуем Вам обязательно играть с ребенком и в игры с природным и бросовым материалом. Например: «Угадай с какого растения семена», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Что может летать», «Найди похожее на яблоко» и т. д.).
Ведущий 2: В конце нашего круглого стола я попросила бы вас продемонстрировать свое отношение и поделиться впечатлениями - если вам было интересно, похлопайте в ладоши и улыбнитесь, если, на ваш взгляд, что-то не удалось - потопайте и посоветуйте, как можно было сделать лучше.
Ведущий 1: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола. До новых встреч!