Программа подготовки к егэ по биологии

№ п/п Тема занятий Содержание занятий Порядковый номер задания в КИМ ЕГЭ[*] (по кодификатору 2015г) Сроки изучения Д/з
Раздел I. Общая биология.
Тема 1. Клетка.
1. Уровни организации живой материи. Клеточная теория. 1) Развитие знаний о клетке. 2) Современная клеточная теория. 3) Уровни организации живой материи. 4) Многообразие клеток. Эукариоты и прокариоты. 5) Методы познания живой природы. 6) Свойства живого. 1, 2 Сентябрь. Тест.
2. Химический состав живых организмов. Неорганические вещества клетки. 1) Элементный состав живых организмов. 2) Макро- и микроэлементы. 3) Роль химических элементов в организме. 4) Соединения, входящие в состав живых организмов. 5) Вода. Ее строение, свойства и функции. Сентябрь. Тест.
3. Органические вещества клетки: белки. 1) Понятие биополимеров. 2) Аминокислоты. Строение и классификация. 3) Строение белковой молекулы. 4) Уровни организации белков. 5) Функции белков. 6) Понятие о ферментах. Сентябрь. Тест.
4. Органические вещества клетки: углеводы и липиды. 1) Классификация углеводов. 2) Моносахариды. 3) Дисахариды. 4) Полисахариды. 5) Функции углеводов. 6) Понятие липидов. 7) Классификация и строение молекул. 8) Функции липидов. Сентябрь. Тест.
5. Нуклеиновые кислоты. АТФ. Витамины. Гормоны. 1) Понятие нуклеиновых кислот. 2) Строение. 3) Классификация. 4) ДНК. Особенности строения и функции. 5) РНК. Особенности строения, функции и типы РНК. 2, 16 Сентябрь. Тест.
6. Общий обзор строения клетки. Ядро. Мембраны. Цитоплазма. 1) Обзор клеточных структур. 2) Строение мембран. 3) Транспорт веществ через мембраны. 4) Рецепторная функция мембран. 5) Клеточная стенка. 6) Ядро. ДНК и хромосомы. Хоромный набор 2, 4 Октябрь. Тест.
7. Мембранные органоиды клетки: ЭПС, лизосомы, комплекс Гольджи, вакуоли 1) ЭПС. 2) Лизосомы. 3) Комплекс Гольджи. 4) Вакуоли.     Тест.
8. Мембранные органоиды клетки: митохондрии и пластиды. 1) Пластиды. Строение и функции. 2) Классификация пластид. 3) Митохондрии. Строение и функции.   Тест
9. ч Не мембранные органоиды клетки: цитоскелет, рибосомы, органоиды движения. 1) Цитоскелет. 2) Рибосомы. 3) Органоиды движения. 4)   Тест.  
10. Неклеточные формы жизни. 1) Особенности организации вирусов. 2) Заболевания вызываемые вирусами.   Тест.
Итоговое тестирование по теме.
Тема 2. Метаболизм клетки.
11. Типы питания. Энергетический обмен. 1) Понятие метаболизма. 2) Типы питания организмов. 3) Энергетический и пластический обмен. 4) Этапы энергетического обмена. 5) Брожение и дыхание. 6) Решение задач по энергетическому обмену. 3, 39   Тест. Задачи по теме «Энергетический обмен».
12. Фотосинтез. Хемосинтез. 1) Строение и функции хлоропластов. 2) Этапы фотосинтеза. 3) Значение фотосинтеза. 4) Хемосинтез. Основные закономерности. 5) Решение задач на фотосинтез. 3, 39   Тест. Задачи по теме «Фотосинтез».
13. Биосинтез белка. 1) Общие закономерности и принципы синтеза белка в клетке. 2) Генетический код. 3) Этапы синтеза белка: транскрипция и трансляция. 4) Решение задач на генетический код и синтез белка. 3, 39   Тест. Задачи по теме «Биосинтез белка».  
Итоговое тестирование по теме.
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организма
13. Жизненный цикл клетки. Митоз. Репликация ДНК.   1) Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. 2) Интерфаза. Удвоение ДНК и его принципы. 3) Фазы митоза. 4) Хромосомный набор. 5) Решение задач по цитологии на митотическое деление.   4, 39   Тест. Задачи по теме «Митоз».  
14. Размножение организмов 1) Размножение как неотъемлемое свойство жизни. 2) Формы размножения: половое и бесполое размножение.   Тест.
15. Мейоз. Развитие половых клеток. Оплодотворение 1) Мейоз – способ деления клеток. 2) Фазы мейоза. Сравнение с митозом. 3) Этапы развития половых клеток. 4) Типы оплодотворения. 5) Оплодотворение у цветковых и позвоночных животных. 6) Решение задач по цитологии на мейотическое деление. 4, 5, 39   Тест. Задачи по теме «Мейоз».
16. Онтогенез. Эмбриональное развитие 1) Онтогенез и присущие ему закономерности. 2) Этапы онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный. 3) Протекание эмбрионального развития и животных.   Тест.
17. Постэмбриональное развитие. 1) Типы постэмбрионального развития. 2) Периоды постэмбрионального развития. 3) Многоклеточной организм как единое целое   Тест.
Итоговое тестирование по теме.
Тема 4. Наследственность.
18. Закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание 1) Генетика как наука. 2) Методы генетики. 3) История генетики. 4) Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 5) Работы Г. Менделя. Закономерности моногибридного скрещивания. 6) Цитологические основы наследственности. 7) Понятие гена, генома и генотипа. 8) Решение задач на моногибридное скрещивание. 6, 40   Тест. Задачи на моногибридное скрещивание
19. Дигибридное скрещивание. Решение задач. 1) Работы Г. Менделя. Закономерности дигибридного скрещивания. 2) Решение задач на дигибридное скрещивание. 6, 40   Тест. Задачи на дигибридное скрещивание
20. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. 1) Работы Т. Моргана. 2) Сцепленное наследование и его нарушение. 3) Хромосомная теория наследственности. 4) Решение задач на сцепленное наследование. 6, 40   Тест. Задачи на сцепленное наследование.  
21. Взаимодействие генов. 1) Взаимодействия аллельных генов: полное и неполное доминирование, кодоминирование. 2) Взаимодействие неаллельных генов: комплементарное, эпистаз, плейотропность, полимерное действие генов. 3) Решение задач на взаимодействие генов. 6, 40   Тест. Задачи на взаимодействие генов
22. Сцепленное с полом наследование. 1) Генетика пола. 2) Наследование признаков, сцепленных с полом. 3) Решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом. 6, 40   Тест. Задачи на сцепленное с полом наследование.
23. Решение генетических задач. Решение генетических задач различного типа. 6, 40   Тест. Задачи по генетике (смешанного типа).
Итоговое тестирование по теме.
Тема 5. Изменчивость
24. Виды изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. 1) Закономерности изменчивости. 2) Модификационная изменчивость. 3) Норма реакции. 4) Значение модификационной изменчивости.   Тест.
25. Наследственная изменчивость. 1) Закономерности наследственной изменчивости. 2) Комбинативная изменчивость. 3) Мутации и их виды. Мутагены. 4) Мутационная изменчивость. 5) Значение наследственной изменчивости.   Тест.
Тема 6. Генетика человека
26. Генетика человека. 1) Геном человека. 2) Методы генетики человека. 3) Наследственные заболевания. 4) Окружающая среда и здоровье.   Тест.
Тема 7. Селекция и биотехнология
27. Селекция как процесс и как наука. Методы селекции. 1) Селекция как наука. Ее задачи и практическое значение. 2) История селекции. 3) Вклад В. И. Вавилова в развитие селекции: учение о центрах многообразия и происхождениям культурных растений; Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 4) Основные методы селекции. Биотехнология.   Тест.
28. Методы селекции животных 1) Особенности селекции животных. 2) Методы селекции животных.   Тест.
29. Методы селекции растений и микроорганизмов 1) Особенности селекции растений и микроорганизмов. 2) Методы селекции растений и микроорганизмов. 3) Биотехнология.   Тест.
Итоговое тестирование по темам: «Изменчивость», «Генетика человека», «Селекция и биотехнология».
Тема 8. Эволюция
30. Вид и его критерии. 1) Понятие вида. 2) Критерии вида. 20, 38   Тест.
31. Популяция. 1) Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. 2) Характеристики популяции: численность, плотность, рождаемость, смертность, прирост. 3) Половая и возрастная структура популяции. 20, 38   Тест.
32. История эволюционного учения. 1) Развитие эволюционных идей. 2) Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. 3) Движущие силы эволюции. 19, 38   Тест.
33. Борьба за существование и естественный отбор. Изолирующие механизмы 1) Борьба за существование и ее виды. 2) Естественный отбор. Формы естественного отбора. 3) Естественный отбор как как направляющий фактор эволюции. 19, 38   Тест.
34. Микроэволюция 1) Закономерности микроэволюции. 2) Результаты эволюции: видообразование и приспособленность организмов к условиям окружающей среды. 3) Механизмы видообразования. 20, 38   Тест.
35. Макроэволюция. Главные направления эволюции органического мира 1) Доказательства эволюции живого мира. 2) Пути эволюции: ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. 3) Направления эволюции: биологический регресс и биологический прогресс. 21, 38   Тест.
Итоговое тестирование по теме.
Тема 9. Антропогенез
36. Положение человека в системе животного мира. 1) Антропология как наука о человеке. 2) Систематическое положение человека. 3) Свидетельства сходства человека с животными. 4) Отличия человека от животных. 21, 38   Тест.
37. Основные стадии антропогенеза. 1) Дриопитеки 2) Австралопитеки. 3) Человек умелый. 4) Человек прямоходящий. 5) Человек разумный. Неандертальцы и кроманьонцы. 21, 38   Тест.
38. Движущие силы антропогенеза. Расы. 1) Наследственная изменчивость. 2) Естественный отбор. 3) Речь. 4) Трудовая деятельность. 5) Понятие расы и их генетическое родство. 21, 38   Тест.
Итоговое тестирование по теме.
Тема 10. Основы экологии
39. Экология как наука. Среды обитания. Экологическая ниша. 1) Становление экологии. 2) Среды обитания. 3) Экологические факторы: абиотические, абиотические и антропогенные. 22, 38   Тест.
40. Экологические взаимодействия. Типы экологических взаимодействий. 22, 38   Тест.
41. Экологические сообщества. 1) Сообщества организмов: структура и связи. 2) Экосистемы. Круговорот веществ, и поток энергии. 3) Видовая и пространственная структура сообществ. 23, 38   Тест.
42. Цепи питания и экологические пирамиды. 1) Трофические уровни. 2) Цепи и сети питания. 3) Роль организмов в цепях питания: продуценты, консументы и редуценты. 4) Правила экологической пирамиды. 5) Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания.) 24, 38   Тест. Упражнения на составление цепей питания.
43. Эволюция биосферы. 1) Гипотезы о происхождении жизни. 2) Этапы эволюции биосферы. 25, 38   Тест.
Итоговое тестирование по теме.
Раздел II. Анатомия, физиология и гигиена человека.
44. Ткани и органы. 1) Эпителиальные ткани: строение, свойства, функции и классификация. 2) Соединительные ткани: строение, свойства, функции и классификация. 3) Мышечные ткани: строение, свойства, функции и классификация. 4) Нервная ткань: строение, свойства и функции. 5) Обзор строения тела человека.   Тест.
45. Нервная система. Спинной мозг. 1) Нервная ткань. 2) Особенности строения нервов. 3) Отделы нервной системы. 4) Особенности строения спинного мозга. 5) Спинномозговые нервы.   Тест.
46. Головной мозг. 1) Общий обзор особенностей строения головного мозга. 2) Отделы головного мозга и их функции.   Тест. Упражнение «Определение отделов головного мозга (работа с рисунками)».
47. Регуляция (нервная и гуморальная). Рефлексы. 1) Организм как интегрированная система. 2) Нервная регуляция. Рефлекс. 3) Гуморальная регуляция. 4) Единство нервной и гуморальной регуляции.   Тест.
48. Отделы нервной системы: соматическая и вегетативная нервная система. 1) принципы разделения нервной системы на функциональные отделы. 2) Соматическая нервная система. Функции. Отделы. 3) Вегетативная нервная система. Отделы: симпатический и парасимпатический. Функции и центры симпатического и парасимпатического отделов.   Тест.  
49. Эндокринная система. 1) Органы эндокринный системы. 2) Гормоны как биологически активные вещества. 3) Роль желез и гормонов в регуляции процессов жизнедеятельности. 4) Основные заболевания. 16, 18   Тест.
50. Компоненты внутренней среды. Кровь и лимфа. Иммунитет 1) Состав и функции крови. 2) Иммунитет 3) Иммунитет. Виды иммунитета. Вакцинация. 15, 16, 18    
51. Кровеносная и лимфатическая система 1) Кровь как компонент внутренней среды. 2) Состав крови. Форменные элементы. 3) Функции крови. 4) Группы крови. Резус-фактор. 5) Первая помощь при кровотечениях. 15, 16, 18   Тест.
52. Опроно-двигательная система. Костный аппарат. 1) Ткани формирующие опорно-двигательный аппарат. 2) Функции опорно-двигательной системы. 3) Кость как орган. 4) Типы костей. 5) Скелет и его отделы. 14, 18   Тест. Упражнение «Определение частей скелета человека (работа с рисунками)».
53. Опроно-двигательная система. Мышечный аппарат. 1) Мышечная ткань. 2) Анатомия и морфология мышечной системы. 3) Мышечное сокращение. 4) Основные группы мышц. 5) Анатомия и морфология. 6) Регуляция работы системы. 7) Гиподинамия. 8) Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы. 14, 18   Упражнение «Определение мышц (работа с рисунками)».
54. Пищеварительная система. 1) Анатомия, мофрология и функции пищеварительной системы. 2) Заболевания пищеварительной системы. 15, 18   Тест. Упражнение «Определение органов пищеварительной системы (работа с рисунками)».
55. Выделительная система. Кожа. 1) Анатомия и морфология выделительной системы. 2) Функции выделительной системы. 3) Строение кожи 4) Функции кожи. 5) Закаливание. 14, 18   Тест.  
56. Анализаторы 1) Зрительный анализатор. Строение, физиология, функции. 2) Патологии работы зрительного анализатора. 3) Слуховой анализатор. Строение, физиология, функции. 4) Органы вкуса, обоняния и осязания. Строение, физиология, функции. 17, 18   Тест.
Итоговое тестирование по разделу «Анатомия, физиология и гигиена человека».
Раздел III. Ботаника.
57. Систематика растений. Ткани растений. 1) Особенности строения растительной клетки. 2) Ткани растений. 9, 10   Тест.
58. Вегетативные органы растений. 1) Корень. Строение. Типы корневых систем. Функции. 2) Побег. Типы. Видоизменения побегов. 3) Стебель. Строение. Функции. 4) Лист. Строение. Функции. Листорасположение. Типы листьев.   Тест.
59. Генеративные органы растений. 1) Цветок. Строение. Опыление и оплодотворение. 2) Плод. Типы плодов. 3) Семя. Строение.   Тест.
60. Низшие растения. 1) Общие признаки низших растений. 2) Отдел Зеленые водоросли. Жизненные циклы хламидомонады и улотрикс. 3) Отдел Бурые водоросли. 4) Отдел Красные водоросли. 5) Значение водорослей в природе и жизни человека. 6) Эволюционные аспекты (происхождение, ароморфозы и др.).   Тест.
61. Мхи. 1) Общая характеристика мхов. 2) Анатомия и морфология мхов. 3) Особенности жизнедеятельности мхов. 4) Жизненный цикл мхов. 5) Значение мхов в природе и жизни человека. 6) Эволюционные аспекты (происхождение, ароморфозы и др.).   Тест.
62. Папоротникообразные. 1) Общая характеристика папоротникообразных: папоротников, хвощей и плаунов. 2) Анатомия и морфология папоротникообразных. 3) Особенности жизнедеятельности папоротникообразных. 4) Жизненный цикл папоротников. 5) Значение папоротникообразных в природе и жизни человека. 6) Древние папороникообразные. 7) Эволюционные аспекты (происхождение, ароморфозы и др.).   Тест.
63. Голосеменные. 1) Общая характеристика голосеменных. 2) Хвойные – основная группа современных голосеменных. 3) Анатомия и морфология голосеменных. 4) Особенности жизнедеятельности голосеменных. 5) Жизненный цикл сосны и ели. 6) Значение голосеменных в природе и жизни человека. 7) Древние голосеменные. 8) Эволюционные аспекты (происхождение, ароморфозы и др.).   Тест.
64. Покрытосеменные. Семейства покрытосеменных. 1) Общая характеристика покрытосеменных. 2) Классы покрытосеменных: однодольные и двудольные. 3) Значение покрытосеменных в природе и жизни человека. 4) Основные семейства. Эволюционные аспекты (происхождение, ароморфозы и др.). 5) 10, 11   Тест.
65. Бактерии. 1) Строение бактериальной клетки. 2) Особенности жизнедеятельности бактерий. 3) Роль бактерий в природе и жизни человека.    
66. Грибы. Лишайники. 1) Сравнение особенностей организации и жизнедеятельности грибов с растениями и животными. 2) Особенности строения и жизнедеятельности грибов. 3) Классификация грибов. 4) Роль грибов в природе и жизни человека. 5) Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности.    
Итоговое тестирование по разделу «Ботаника».
Раздел IV. Зоология.
67. Систематика животных. Простейшие. 1) Особенности систематики животных. 2) Основные группы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории и споровики. 3) Особенности строения и жизнедеятельности простейших. 4) Жизненный цикл малярийного плазмодия и дизентерийной амебы. 5) Значение простейших в природе и жизни человека. 6) Эволюционные аспекты (происхождение, ароморфозы и др.).   Тест.
68. Кишечнополостные. 1) Характерные признаки типа Кишечнополостные. 2) Систематика. Основные классы и представители. 3) Особенности анатомии, морфологии и процессов жизнедеятельности кишечнополостных. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
69. Плоские черви. 1) Характерные признаки типа Плоские черви. 2) Систематика. Основные классы и представители. 3) Особенности анатомии, морфологии и процессов жизнедеятельности плоских червей. 4) Жизненные циклы паразитических плоских червей: печеночного сосальщика и бычьего цепня. 5) Значение в природе и жизни человека. 6) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
70. Круглые черви. 1) Характерные признаки типа Круглые черви. 2) Систематика. Основные классы и представители. 3) Особенности анатомии, морфологии и физиологии аскариды. 4) Жизненный цикл аскариды и острицы. 5) Значение в природе и жизни человека. 6) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
71. Кольчатые черви. 1) Характерные признаки типа Кольчатые черви. 2) Систематика. Классы: малощетинковые, многощетинковые, пиявки. 3) Особенности анатомии, морфологии и физиологии кольчатых червей. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
72. Моллюски. 1) Характерные признаки типа Моллюски. 2) Особенности классов: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. 3) Особенности анатомии, морфологии и физиологии моллюсков. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
73. Членистоногие. Класс Ракообразные. 1) Характерные признаки типа Членистоногие. 2) Характеристика класса Ракообразные. Представители. 3) Особенности анатомии, морфологии и физиологии ракообразных. 4) Значение ракообразных в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
74. Класс Паукообразные. 1) Характерные признаки класса Паукообразные. 2) Представители класса Паукообразные. 3) Особенности анатомии, морфологии и физиологии паукообразных. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
75. Класс Насекомые. 1) Характерные признаки класса Насекомые. 2) Отряды класса. 3) Особенности анатомии, морфологии и физиологии насекомых. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
76. Хордовые. Ланцетник. 1) Характерные признаки типа Хордовые. 2) Систематика хордовых. 3) Ланцетник: анатомия, морфология и физиология. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
77. Рыбы. 1) Хрящевые рыбы: характерные признаки. Отряды. 2) Костные рыбы: характерные признаки. Отряды.   Тест.
78. Земноводные. 1) Характерные признаки класса Земноводные. 2) Отряды: хвостаты, бесхвостые, безногие. 3) Особенности анатомии, морфологии и физиологии. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
79. Пресмыкающиеся. 1) Характерные признаки класса Пресмыкающиеся. 2) Отряды: чешуйчатые, крокодилы, черепахи. 3) Особенности анатомии, морфологии и физиологии. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
80. Птицы. 1) Характерные признаки класса Птицы. 2) Особенности анатомии, морфологии и физиологии. 3) Основные отряды. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
81. Млекопитающие. 1) Характерные признаки класса Млекопитающие. 2) Особенности анатомии, морфологии и физиологии. 3) Основные отряды. 4) Значение в природе и жизни человека. 5) Эволюционные аспекты (происхождение, основные ароморфозы и др).   Тест.
Итоговое тестирование по разделу «Зоология».



[*] Не указаны задания с 25 по 37, так как они разбираются на протяжении большинства тем курса:

Задание №25 (Биологические закономерности. Уровневая организация и эволюция живой природы) – занятия 1 – 43.

Задание №26 (Обобщение и применение знаний о клеточно-организменном уровне организации жизни) – занятия 1 – 29

Задание №27 (Обобщение и применение знаний о многообразии организмов и человеке) – занятия 10, 44 – 81.

Задание №28 (Обобщение и применение знаний о надорганизменных системах и эволюции органического мира) – занятия 30 – 43.

Задание №29 (Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на клеточно-организменном уровне организации жизни) – занятия 1 – 29.

Задание №30 (Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств) – занятия 57 – 81.

Задание №31 (Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.) – занятия 44 – 56.

Задание №32 (Сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, проявляющихся на популяционно-видовом и экосистемном уровне.) – занятия 30 – 43.

Задание №33 (Установление последовательности биологических процессов) – занятия 1 - 81.

Задание №34 (Применение биологических знаний в практических ситуациях) – занятия 1 – 29, 39 – 81.

Задание №35 (Задание с изображением биологического объекта(рисунок, схема, график и др.)) – занятия 1 – 81.

Задание №36 (Задание на анализ биологической информации) – занятия 1 – 81.

Задание №37 (Обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов) – занятия 44 – 81.

Наши рекомендации