Понятия «безопасное поведение» и «безопасное участие» в транспортных процессах, «транспортнобезопасная личность», «транспортная культура»
Известно, что все созданные человеком транспортные системы относятся к социотехническим системам. И человек в них является активным элементом. Поэтому, решая проблемы безопасности любой транспортной системы, следует учитывать человеческий фактор не только в процессе эксплуатации, но еще в процессе ее разработки (проектирования) и создания (подготовки, организации, строительства и т.д.). Это хорошо видно на примере автомобильного транспорта. Дорожно-транспортный процесс осуществляется системой «человек - транспортное средство - дорога и среда». Здесь элемент «человек» рассматривается не только в качестве непосредственного участника этого процесса (водитель, пассажир, пешеход, регулировщик движения), от которого во многом (но далеко не все) зависит безопасное состояние системы, но и, обязательно, в качестве косвенного (опосредованного) участника движения. А это - конструктор транспортных средств, их производитель и эксплуатационник; проектировщик, строитель и эксплуатационник всей дорожной сети, включая инженерные сооружения и уличную сеть. Ясно, что и от перечисленных во многом зависит безопасность рассматриваемой системы.
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:
1. нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
2. определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
3. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
4. категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
5. разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
6. разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
Принципы обеспечения транспортной безопасности
Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:
1. законность;
2. соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
3. взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
4. непрерывность;
5. интеграция в международные системы безопасности;
6. взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной
Очевидно, что создавая всевозможные транспортные системы, человек проявляет себя как материальное (биологическое) существо и как социальное, так как будучи созидателем, он одновременно с этим является носителем и потребителем духовных ценностей, накопленных человечеством. Здесь он выступает как активный и непосредственный участник разработки и создания этих систем и как их пользователь. Человек является исходным системообразующим фактором всех систем, осуществляющих транспортировку.
Транспортировка - это специфическая форма деятельности человека, направленная на перемещение в пространстве и времени природных и искусственно созданных самим человеком объектов, веществ, энергии, информации, а также и самого себя. Для осуществления транспортировки человек создает специальные системы - транспортные. Последние, по сути своей, не производят материальных и духовных продуктов, а лишь выполняют работу по их перемещению.
Системный подход к определению концептуального смысла транспортировки и систем ее осуществляющих, т.е. транспортных систем, позволяет философски осмыслить и понятие транспортной культуры как одной из специфических форм жизнедеятельности человека по удовлетворению его потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена. Рассматривая человека в «живой» среде транспортных систем в качестве их творца и участника процесса транспортировки, можно утверждать, что он творит «транспортную культуру» как неотъемлемую и функционально важнейшую составляющую общей культуры. Отсюда эффективность любой транспортной системы и ее безопасность всецело зависит от транспортной культуры. Учитывая, что человек является активным элементом всех создаваемых им социотехнических систем, в том числе транспортных, безопасность этих систем необходимо рассматривать с учетом поведенческого фактора человека как на стадиях проектирования и создания систем (подготовительный период), так и в процессе их эксплуатации. Поэтому можно утверждать, что безопасность транспортных систем находится в прямой зависимости от состояния и уровня транспортной культуры как структурной составляющей общей культуры. А это позволяет, в свою очередь, констатировать, что безопасность транспортных систем зависит не только от уровня подготовленности и возможности человека создавать безопасные условия функционирования этих систем, но и от его подготовленности, возможности и состояния безопасно участвовать непосредственно в транспортных процессах.
Уникальность транспорта состоит в том, что он вездесущий. Его условно можно назвать «кровеносной системой» общества (для сравнения: связь и телекоммуникационные системы - «нервной системой»). В этой связи проблема безопасности транспортных систем в большей степени носит характер социальной проблемы. А решение проблемы подготовки человека к безопасному участию в транспортных процессах зависит не только от роли специализированных отраслевых ведомств, но и от состояния и роли образования в целом. При этом образование понимается как социальный институт общества, а не только как его составляющая - система образовательных учреждений.