Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей





Опубликовано 12.04.2013 — Веселова Елена Васильевна

Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-нравственных традиций России в условиях лагеря с дневным пребыванием детей.

Цель программы:

· воспитание любви к Родине, к родному краю;

· создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в условиях лагеря с дневным пребыванием детей

Задачи программы:

· способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;

· обогащать заниями истории и культуры России, Кубани;

· развивать познавательный интерес к истории своей Родины, выдающимся личностям;

· осуществлять духовно-нравственное развитите личности ребёнка;

· раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность;

· воспитывать ответственность, самостоятельность, чувство уважения к деятельности и мнению других;

· Прививать навыки безопасности жизнедеятельности;



Программа летнего лагеря

с дневным пребыванием детей на базе МАОУСОШ с.Поддорье

Поддорский район

12.04.2013г. – 30.06.2013 г.

Тематическая смена: «Мы – дети России»

Пояснительная записка

Лето – это пора каникул, время, когда у детей происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала.

Лето - это пора весёлых затей, приключений, интересных и увлекательных встреч.

А так же лето – это отдых, который должен быть активным, познавательным и, конечно же, воспитывающим достойного гражданина и патриота. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых. Самый лучший способ сделать его таким – вовлечь детей в разноплановую деятельность. В такую деятельность, которая объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.

На основе этих подходов и разработана данная программа работы лагеря.

Программа реализуется через игры соревновательного характера, интеллектуальные игры, игры на развитие сотрудничества и взаимопомощи. Игры способны пробудить детскую любознательность, творческую активность, реализовать все детские затеи. Именно поэтому программа называется «Сколько у солнышка ярких лучей, столько у нас весёлых затей».

Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея (затея), и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.

Направление воспитательной деятельности / символ цвета В этот день проводятся
1. – красный цвет …коллективные мероприятия, в которых участие принимает каждый ребёнок
2. - синий цвет …спортивные соревнования
3. – голубой цвет …мероприятия патриотического направления «Мы – дети России»
4. зелёный цвет …творческие конкурсы, весёлые мероприятия
5. жёлтый цвет …мероприятия, в которых приобретается новый багаж знаний и умений

1. Информационная карта программы:

Название программы: «Мы – дети России».

Тип лагеря: лагерь с дневным пребыванием детей.

Количество участников программы: 1-8 классы

Направленность программы: данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей на основе патриотизма и духовно-нравственных традиций России в условиях лагеря с дневным пребыванием детей.

Сроки реализации программы: программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены: 21 календарных, 15 рабочих дней.

Основной состав лагеря: учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7-11 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, родителей-инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 20 человек.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

– Конвенцией ООН о правах ребенка;

– Конституцией РФ;

– Законом РФ «Об образовании»;

– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Финансовое обеспечение программы: программа финансируется за счёт средств бюджета

Кадровое обеспечение программы: начальник лагеря, воспитатели - педагоги МАОУСОШ с.Поддорье, медсестра, технический персонал.

Место проведения: МАОУСОШ с.Поддорье

Руководитель проекта: начальник лагеря Шалашова М.П., директор школы.

2. Содержание программы.

Цель программы:

1. воспитание любви к Родине, к родному краю;

2. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие в условиях лагеря с дневным пребыванием детей

Задачи программы:

3. способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;

4. обогащать заниями истории и культуры России, Великого Новгорода;

5. развивать познавательный интерес к истории своей Родины, выдающимся личностям;

1. осуществлять духовно-нравственное развитите личности ребёнка;

1. раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность;

1. воспитывать ответственность, самостоятельность, чувство уважения к деятельности и мнению других;

2. Прививать навыки безопасности жизнедеятельности;

Направления деятельности программы

Нравственно – патриотическое

Мероприятия, направленные на положительное отношение к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни, воспитание любви к Родине, к родному краю:

1. экскурсии в школьный музей; на предприятия с. Поддорье: пекарня, пожарная часть, Троицкая церковь.

2. игровые программы; КТД

3. беседы;

4. творческие конкурсы.

Спортивно – оздоровительное

Проводится работа по вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике табакокурения.

Ежедневно проводится утренняя гимнастика, которой дети занимаются на свежем воздухе. На спортивной площадке организованы различные виды спортивных соревнований:

1. «весёлые эстафеты»,

2. спортивные конкурсы,

3. первенство лагеря по игровым видам спорта: мини-футбол, пионербол , дартс, шашки

4. велогонки «Безопасное колесо»

5. игры на свежем воздухе,

6. беседы по формированию здорового образа жизни.

Один раз за смену дети совершают пешую туристическую прогулку за пределы лагеря. Протяжённость маршрута – 2 км. Во время прогулки дети наблюдают за растениями, насекомыми, птицами, для них организовываются подвижные игры. Прогулка способствует формированию знаний об особенностях местности, флоры и фауны родного края, способствует формированию положительных взаимоотношений в детском коллективе.

Творческое

В лагере проводятся игровые программы, КТД, подготовленные детьми и

воспитателями. Координирует работу по организации воспитатель. Мероприятия спланированы таким образом, чтобы каждый ребёнок любого возраста мог принять в них активное участие.

Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка и дают возможность проявить свои таланты и возможности:

1. торжественное открытие и закрытие лагеря;

2. интеллектуальные игры;

3. игровые программы;

4. конкурсы рисунков;

5. КТД;

6. музыкальные часы;

7. час доброго кино

Механизм реализации программы:

1. Подготовительный этап:

1. подбор кадров;

2. финансовое обеспечение,

3. разработка документации;

4. комплектование отрядов.

2. Организационный этап:

1. знакомство;

1. постановка целей и задач развития коллектива и личности;

1. определение направлений деятельности воспитателей и детей;

1. формирование законов и условий совместной работы;

1. подготовка дальнейшей деятельности по программе.

1. Основной этап включает реализацию основных положений программы:

Дети:

1. познают, отдыхают, участвуют в воспитательном процессе, играют

2. помогают в проведении лагерных мероприятий;

3. развивают способность доверять себе и другим;

4. учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

5. укрепляют своё здоровье.

Во время смены дети участвуют в оформлении отрядных уголков, создают собственные творческие работы

В конце дня ребята совместно с воспитателей подводят итог дня, отмечают то, что понравилось, удалось хорошо сделать, анализируют ошибки, строят планы на следующий день.

Воспитатели учитывают эти итоги в своей работе.

Ожидаемые результаты

Для педагогов: 1.

1. Разработка новых форм и инновационных технологий воспитания любви к России, к родному краю – малой родине.

2. Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.

3. Повышение уровня педагогического мастерства воспитателей.

Для детей:

1. Воспитание любви к Родине, к родному краю, формирование положительного отношения к традиционным национальным ценностям народов России и Великого Новгорода, нормам коллективной жизни.

2.Укрепление здоровья детей.

3. Развитие творческой активности каждого ребёнка.

4. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.

Для родителей:

1. Удовлетворённость родителей летним отдыхом детей;

2. Профилактика безнадзорности несовершеннолетних.

По окончании смены детям и родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, проанализировать произошедшие за этот период события. Результаты анкеты будут учитываться при организации работы лагеря на следующий год.

План работы лагеря

Дата Символ дня Мероприятие Ответствен- ные
03.06.13 Организационная линейка , посвящённая открытию лагеря. Распределение по отрядам, выбор актива отряда, инструктажи по технике безопасности. Нач. лагеря, Воспитатели.
  Подготовка к открытию лагеря. Центр творчества, Воспитатели.
  Торжественное открытие лагеря . Праздничная программа «Мы - дети России». Воспитатели, центр творчества
  Развлекательная программа Центр творчества
04.06.13 День юного туриста Игра на местности «Юные туристы». Викторина «У похода есть начало…» Воспитатели Физрук
  Подготовка к закрытию лагеря. Музыкальный час. Заочное путешествие по Золотому кольцу России Воспитатели, центр творчества .
05.06.13 «Сильнее, быстрее,выше» Физрук
  Конкурсная программа «Моя Родина – Россия» Воспитатели, Бондарева И.А.
  Конкурс рисунков «Милый сердцу уголок» Воспитатели
06.06.13 «Русь, Россия, Родина» - игровая программа Воспитатели, Турченко Т.Д
  День медицинского работника КТД «Вредным привычкам нет!» Воспитатели
  Час доброго кино Зал цифр. кино
07.06.13 День путешественников Игра на местности «Таинственный остров» Воспитатели, вожатые
  Экскурсия в пожарную часть. Беседа «Огонь-друг, огонь-враг». Спичечный турнир. КТД «Сыны Отечества» Пожарная часть, воспитатели
10.06.13 День песни Конкурсная программа «Венок из русских народных песен». Воспитатели, центр творчества
11.06.13 День народных традиций Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя Россия». Воспитатели
  Национальные традиции гостеприимства у разных народов Веселова Е.В.
12.06.13 День памяти и скорби Митинг у мемориала Славы. Экскурсия в музей. Юные защитники Отечества - беседа Воспитатели
  Соревнования «Быстрее, выше, сильнее» Физрук
  Велосипедные гонки «Безопасное колесо» Турнир по дартсу. Физрук
13.06.13 День театра Старые сказки на новый лад (сценки «Узнай сказку»). Игровая программа «Техника военной поры» Воспитатели, центр творчества
  Конкурс «Минута славы» Подвижные игры. Веселова Е.В. Физрук
14.06.13 День хлеба Экскурсия на пекарню. Конкурс рисунков «Хвала рукам, что пахнут хлебом» Хлебозавод
  Праздник хлеба. «Великий Новгород — начало России» Воспитатели, Веселова Е.В.
17.06.13 День спорта Праздник мяча. Соревнования по мини-футболу. Физрук
  Шашечный турнир. Тематическая программа: «Олимпийские символы и талисманы» Воспитатели
18.06.13 День игры и игрушек Творческая мастерская «Выставка любимых игрушек». Беседа о народных промыслах игрушек в России. Музыкальный час. Воспитатели
  Подвижные игры. Шашечный турнир. Физрук
  «Богатырские потешки» -игра -эстафета Воспитатели, Веселова Е.В.
  Час доброго кино. Зал цифр. кино
19.06.13 День казачат Обычаи и традиции Новгородчины. Новгородские пословицы, поговорки, песни. Новгородские игры. Воспитатели, Веселова Е.В.
  Творческий конкурс «Флаг Новгородского края» Воспитатели
  Военно-спортивные соревнования «Я – будущий защитник Отечества». Физрук
20.07.13 Конкурс рисунков на асфальте «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!» Воспитатели
  Подвижные игры. Воспитатели
  Тематическая программа "Здравствуй, лес» Воспитатели
21.07.13 День игры Круиз эрудитов «Край любимый мой» Воспитатели
  Викторина по ПДД Конкурс патриотической песни Воспитатели Веселова Е.В..
  Игра-викторина «Морской бой». Воспитатели, Веселова Е.В.
  Спортивная игра «Зов джунглей» Физрук
23.07.13 Военно-спортивная игра «Зарница» Воспитатели, центр творчества
  Закрытие лагеря. Праздничный концерт «Мы – дети России». Игровая программа, дискотека. Воспитатели, центр творчества,

1. Девиз лагеря: «Солнце в ладонях, радость в груди

Дети России всегда впереди!»

2. Символы и атрибуты:

1. эмблема лагеря,

2. оформление уголка отряда (девиз, эмблема, песня, список отряда, актив отряда, план на день),

3. ведение дневника отряда.

3. Правила поведения в лагеря:

1. Соблюдать режим дня. Приходить вовремя в 9.00. уходить по разрешению воспитателя.

2. Обязательно иметь головной убор.

3. Подчиняться требованиям воспитателей.

4. Соблюдать технику безопасности.

5. Беречь имущество.

6. Быть вежливым, доброжелательным по отношению друг к другу.

7. Соблюдать правила гигиены.

1. Законы лагеря:

1. Закон «ноль - ноль» (закон точности).

Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон 00.

1. Закон территории.

Без разрешения ребёнок не может покидать лагерь. Будь хозяином своего лагеря и помни, что рядом соседи: не надо мешать друг другу.

2. Закон водоёма.

Водоём может быть спокойным, но может быть и суровым. Нельзя появляться на водоёме без воспитателя!

3. Закон природы.

Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зелёным!

4. Закон правой руки.

Если вожатый поднимает правую руку – все замолкают.

5. Закон дружбы и доверия.

Один за всех и все за одного! Всё делать вместе, сообща.

6. Закон доброго отношения к людям.

7. Закон здорового образа жизни.

1. Режим дня лагеря

8.30 – 8.40 Встреча детей

8.40 – 8.50 Зарядка

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

8. 50 -9.00 Линейка (Построение)

На линейку быстро стройся!

9.00-9.30 Завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара!

9.30 -12.30 Отрядные, лагерные дела

Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

12.30-13.00

Обед

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

13.00-14.00 Занятия по интересам

Не грустят в семействе нашем,

Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить,

Все занятия хороши! .

14.00 -14.30 Индивидуальные беседы с детьми,инструктажи по ТБ

14.30 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"

Завтра снова мы придем!

1. Художественное оформление смены

1. Информационный стенд.

2. Оформление отрядов.

1. Работа с педагогическими и медицинскими кадрами, техническим персоналом:

1. комплектование лагеря кадрами, распределение обязанностей,

2. определение режима функционирования лагеря, работы должностных лиц,

3. составление плана работы,

4. проведение ежедневных планёрок для решения производственных вопросов,

5. проведение инструктажей с персоналом лагеря.

2. Литература:

1. Внеклассные мероприятия. 1-4 классы. /авт.-сост.: Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А.– М.: ВАКО, 2004.

2. Лето открытий. Авторские программы отрядной деятельности: конкурсы, фестивали, военно-спортивные игры, проекты и другие мероприятия /авт.-сост. Н.В. Сачкова, В.А. Ивличева. – Волгоград: Учитель, 2007. -156 с.

3. // Педсовет, Последний звонок 2002-2008 г.

4. Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы) /авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. – Волгоград: Учитель, 2007.- 173 с.

5. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днём. В поисках приключений. Праздники, конкурсы, тематические дни / Н.А. Шаульская; худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 320 с.: ил. – (После уроков).

6. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки. М., 1993.

Наши рекомендации