Механизмы и принципы общения
Общение порождает ряд социально-психологических механизмов, таких как заражение, подражание, внушение, убеждение, мода.
Заражение – это бессознательный, спонтанный переход личности в определенное психическое состояние. Он происходит вследствие психического воздействия на эту личность эмоционального заряда, чувств, страстей другой личности в условиях непосредственного контакта.
Внушение – это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение осуществляется в основном вербально, но адресовано не логическому мышлению, а эмоциональному миру человека и рассчитано на его готовность получить соответствующую установку. Этот метод общения направлен на то, чтобы слушатель принял сообщение без каких-либо обоснований и доказательств, как бы на веру.
Метод наиболее эффективен, если коммуникатор обладает целым рядом качеств:
1) пользуется авторитетом, популярностью, уважением, доверием у собеседника;
2) имеет яркие внешние данные: выразительный голос, впечатляющую внешность, хорошую дикцию;
3) умеет вызнать стремление к самоутверждению, жалость, иногда даже страх;
4) умеет «транслировать» энергию воли – передавать ощущение силы, авторитета, уверенности в себе, высокой организованности;
5) воздействует на меланхоликов.
Метод эффективен в ситуациях, в которых отсутствует сопротивление внушающему воздействию:
1) экстремальных (стрессовых, аварийных);
2) при жестком лимите времени;
3) при возникновении паники;
4) в общении с людьми эмоциональными, не уверенными в себе, склонными к подчинению;
5) в общении с женщинами меланхолического и флегматического темпераментов, с людьми обоего пола, имеющими невысокий уровень образования и интеллектуального развития.
Метод неэффективен:
1) в общении с интеллектуальной элитой;
2) с мужчинами, имеющими выраженные способности к лидерству;
3) при обсуждении нестандартных проблем, требующих творческого решения.
Принуждение – это метод, основанный на использовании администратором своей официальной власти. Принуждение выражается в приказах, распоряжениях. Метод эффективен: 1) при нарушениях трудовой дисциплины; 2) невыполнении заданий; 3) как правило, по отношению к злостным нарушителям и дезорганизаторам. Следует, однако, воздерживаться от излишне частого применения этого метода, так как неоправданно жесткий административный стиль управления может вызвать конфликты в коллективе, повышенную текучесть кадров, безразличное отношение работников к своему делу.
Убеждение – это и процесс, и результат целенаправленного воздействия, оказываемого с целью трансформировать некоторые сообщения одного человека в систему воззрений другого.
Этот способ делового общения заключается в том, что, формулируя какое-либо сообщение коммуникатор логически обосновывает это сообщение, чтобы добиться согласия партнера по общению со своей точкой зрения. При этом сообщение формулируется в соответствии с правилами логики и содержит
тезис и аргументы, на основании чего делается вывод об истинности сообщения.
Аргументация должна быть логически совершенна,
аргументы – не слишком громоздки, доказательства – не усложнены.
Не будьте многословны.
Коммуникатор обращается к разуму и здравому смыслу людей.
Метод убеждения наиболее эффективен:
1) для работников, имеющих довольно высокий интеллектуальный и образовательный уровень;
2) для сангвиников, холериков, флегматиков (меланхолики нуждаются не столько в убеждении, сколько в эмоциональной поддержке);
3) при равенстве в профессиональных знаниях и опыте общающихся;
4) при соответствии содержания и формы убеждения уровню развития личности, ее индивидуальности;
5) при наличии заинтересованности партнера по общению в осмыслении адресовано ему информации.
Убеждение не «работает», если: 1) партнеры имеют разные жизненные ценности; 2) партнеры имеют разный интеллектуальный и профессиональный уровень; (в 1 и во 2 случае более эффективен приказ); 3) необходимо срочно принять какое-либо решение при лимите времени (например, при аварии); 4) коммуникатор плохо владеет аудиторией, не умеет говорить или страдает дефектом речи.
Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манер говорить и т.п. другого человека. При подражании почти всегда перенимают стиль работы, умение держаться, вести разговор, отношение к работе и даже манеру поведения, безотносительно к тому, положительные или отрицательные образцы поведения демонстрирует лидер.
Примерами подражания является мода – некритичное копирование манеры одеваться, говорить и держать себя наподобие всевозможных кумиров (хиппи, панки и т.п.).
Основными этико-психологическими принципами делового общенияявляются:
1. Принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности.
2. Принцип полномочий и ответственности. Каждый работник должен четко знать свои обязанности и права. Так, руководитель обязан строго определить социальный, служебный и персональный статусы своих сотрудников.
Служебный статус – это регламентация служебных прав и обязанностей работника, а также оценка личностноделовых его качеств, в соответствии с которыми должны использоваться его квалификация и опыт.
Персональный статус – это мера удовлетворенности работника своими отношениями с коллективом.
3. Принцип поощрения и наказания. Известно, что всякий человек стремится к самоутверждению, к признанию его в профессиональной среде. Поэтому руководитель должен уметь видеть не только наиболее активных и добросовестных работников, но и отмечать все, даже скромные, успехи. Новизна и «штучность» поощрения – мощные стимулы развития творческой активности сотрудников.
Но наказание не может быть главенствующей мерой воздействия, и применять его нужно строго в соответствии в проступком. И крайне важно помнить, что оценке подлежит поступок, а не личность.
А.Ю. Панасюк в книге «Управленческое решение» предлагает следующую схему разговора руководителя с провинившимся подчиненным:
1) высокая и объективная оценка личных и деловых качеств сотрудника, что порождает у него положительные эмоции;
2) объективный анализ причин проступка подчиненного, что вызывает у него отрицательные эмоции;
3) выражение уверенности в том, что подобное не повторится, и это вновь должно вызвать положительные эмоции.
4. Принцип рационального использования рабочего времени – включает принципы:
– приоритетов: распределять дела в порядке их значимости и начинать с самого существенного;
– Парето: в процессе работы за 20% расходуемого времени достигается 80% результатов, а за остальные 80% – лишь 20%.
Итак, культура делового общения – это высокий уровень умения общаться в деловом мире.
Она предполагает:
1. Высокую коммуникативную культуру, то есть искусство говорить (в том числе публично) и слушать.
2. Умение объективно воспринимать и правильно понимать партнера.
З. Умение строить отношения с любым партнером, добиваться эффективного взаимодействия на основе обоюдных интересов.
Все это необходимо для успешногo делового контакта, в ходе которого проявляется умение взаимодействовать с партнером: преодолевать барьеры в общении, занять нужную психологическую позицию, выйти на соответствующий уровень общения и т.п. В идеале деловой человек должен равно владеть всеми сторонами общения в деловом мире.