Социальная реабилитация
Социальная реабилитация – в медико-педагогическом значении – это включение ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.
Социальная реабилитация осуществляется при помощи медицинских средств, направленных на устранение или смягчение дефекта развития, а также специального обучения, воспитательной и профессиональной подготовки. В процессе социальной реабилитации компенсируются нарушенные болезнью функции.
Задачи социальной реабилитации решаются в системе специальных (коррекционных) учебных заведений, где особенности организации учебного процесса определяется особенностями развития детей.
Комплекс мер социальной реабилитации занимает должное место в процессе подготовки к груду детей с отклонениямив развитии, т.к. направлен на решение всей совокупности жизнеобеспечивающих проблем ребенка и непосредственно на социально-средовую и социально-бытовую адаптацию.
В аспекте подготовки к труду предполагаются следующие направления социальной адаптации:
- социальная диагностика;
- социальный патронаж;
- социальная адаптация.
Каждое из направлений включает целый комплекс мероприятий, который конкретизируется в реабилитационной программе в зависимости от результатов социальной диагностики (согласованных с результатами всех остальных видовдиагностики), возраста ребенка, характера и тяжести его заболевания и индивидуальных особенностей.
Социальная диагностика включает:
· выявление состояния системы жизнеобеспечения ребенка-инвалида и ее направленности на подготовку к труду;
· анализ условий воспитания, обучения и развития и конкретно условий подготовки к труду в семье;
· оценка образовательного уровня и трудоустройство родителей; их отношение к ребенку;
· определение степени включенности ребенка в учебно-воспитательные, культурно-досуговые, спортивные учреждения и общественные организации в зависимости от возраста и тяжести ограничений жизнедеятельности;
· выявление социальных контактов;
· диагностика внутрисемейных отношений и их коррекция;
· оценка нуждаемости в средствах бытовой реабилитации и технических средствах, обеспечивающих самостоятельное самообслуживание, социально-средовую и социально-бытовую адаптации (кресла-коляски, оборудование ванной, туалета, кровати, тифло- и сурдотехника).
Социальный патронаж включает социально-бытовую, социально-трудовую и социально-правовую поддержку ребенка и его семьи на основании диагностики с целью создания оптимальных условии реабилитации и подготовки ребенка к труду: помощь семье в устройстве ребенка в соответствующее учебно-воспитательное учреждение (дошкольное, общеобразовательное, общего типа или специализированное), в различные учреждения и организации, развивающие творческую деятельность и способности ребенка (кружки, клубы, спортивные секции, учреждения дополнительного образования и т.д.), содействие включению детей в общество сверстников, помощь в приобртении технических средств реабилитации, в приспособлении жилищных условий к нуждам ребенка.
Социально-трудовая поддержка включает помощь ребенку, подростку с отклонениями в развитии в осуществлении профориентации, в получении профконсультаций, посредническую помощь в получении профессиональной подготовки, в поступление в учебное заведение профессионального образования (общего типа или специализированное, одного из уровней профессионального образования), связь со службой занятости и непосредственно с предприятиями региона (в том числе специализированными) для помощи в трудоустройстве подростка или его родителей, в предоставлении надомной работы.
Социально-правовой патронаж и помощь предполагают организацию юридических консультаций родителям и подросткам по вопросам, имеющихся у детей с отклонениями в развитии, в области прав и гарантий и способам их реализации, помощь в получении семьей ребенка всех полагающихся льгот, реализации прав в плане профориентации, профобучения и трудоустройства.
Социальная адаптация включает социально-бытовую исоциально-средовую адаптацию в зависимости oт имеющихся у ребенка нарушений и ограничений жизнедеятельности.
Успешность реабилитации зависит от учета ряда психологических и педагогических факторов.
1 группа – первичные нарушения, вызванные самим заболеванием (расстройства ВПФ, выраженные астеническими проявлениями и т.п.). Эти и подобные нарушения могут резко затруднить процесс обучения новой профессии, адаптации в новых условиях производственной деятельности, а в ряде случаев препятствуют даже восстановлению утраченных вследствие заболевания навыков самообслуживания.
2 группа – вторичные нарушения, вызванные болезнью и инвалидностью. Как указывал Л.С. Выготский, решает судьбу личности не дефект, а его социальные последствия. Реакция инвалидов на свое состояние может быть различна и нередко препятствует социально-трудовой реабилитации. В общем виде реакции такого рода могут подразделяться на следующие типы:
· адекватные (соответствующие объективному состоянию человека);
· ипохондрические (необоснованное беспокойство по поводу своего состояния, которое может быть ятрогенной, фармакологической и т.п. природы);
· анозогнозический или анозодиафорический (отсутствие знания о болезни; часто встречается при шизофрении и органических поражениях головного мозга как диффузного характера (например, при прогрессирующих параличах), так и при очаговых поражениях головного мозга, при которых отсутствует осознание своего недостатка).
При ипохондрическом типе наблюдается слабость побуждений, заниженная самооценка здоровья, неверие в свои возможности и как следствие не желание активно включаться в реабилитационный процесс.
При анозогнозическом типе отрицание какого-либо влияния болезни, и инвалидности на возможности человека, нежелание изменить свой образ жизни в соответствии с возможностями приводит к тому, что возникают случаи столкновения с непреодолимыми препятствиями, приводят фрустрации, к краху жизненных планов, отрыву от реальности.
3 группа факторов, влияющих на возможность реабилитации, связана с взаимоотношениями инвалидов и общества. Болезнь и инвалидность, наступившие в зрелом возрасте, нередко ведут к изменению мотивационно-потребностной сферы, ценностных ориентаций и других личностных характеристик. Чувство зависимости от других людей, потребность в особых условиях нередко влекут за собой снижение самооценки, возникновение чувства неполноценности, ущербности, эмоционально-волевых нарушений, снижение круга общения из-за невозможности в полной мере выполнить прежние социальные роли.
С другой стороны, специалисты отмечают, что и отношение здоровых к инвалидам отличаются недоверием, неприязнью, доходящей до враждебности. Инвалидам приписывают такие черты, как хитрость, озлобленность, лицемерие, недооценка своих трудовых возможностей, недоброжелательность, зависимость и т.п. Инвалидов оценивают скорее на основании групповой принадлежности, чем инвалидизирующих характеристик. Такое отношение усугубляет изоляцию инвалида от привычного социального окружения (включая семью), влечет трудности в устройстве на работу.
Социальные проблемы этого порядка связаны с региональными условиями: с наличием или отсутствием специальных школ, специальных реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть ребенок-инвалид.
Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети-инвалиды часто вынуждены получать образование и воспитание в специальных школах-интернатах. Попадая в такую школу, дети-инвалиды оказываются изолированными от семьи, от нормально развивающихся сверстников, от общества в целом. Аномальные дети как бы замыкаются в особом социуме, вовремя не приобретают надлежащий социальный опыт. Закрытость специальных образовательных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка, на его готовности к самостоятельной жизни.
Традиционализм, характерный для данных учебных заведений, как правило, проявляется в ориентации школ на привычные для инвалидов профессии: слесарь, столяр, швея и т.д., хотя они порой далеки от их реальных возможностей. Кроме того, не обновляются методы и формы профориентационной работы. Хотя новые, изменившиеся условия жизни требуют чтобы инвалиды осваивали современные престижные профессии. Кроме того, необходимо осуществлять профессиональную подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе. А в случае наличия нескольких спецшкол и большого количества выпускников необходимо организовывать центры занятости для инвалидов.
Таким образом, проблемы социализации детей-инвалидов имеют порой четко выраженный региональный характер.
Социальные проблемы этого порядка это проблемы, затрагивающие ближайшее окружение ребенка-инвалида и, прежде всего, его семью.
Трудности семей, в которых воспитываются дети-инвалиды, существенно отличаются от тех забот, которые волнуют обычную семью. Больной ребенок требует несравнимо больше, чем здоровый, материальных, духовных и физических затрат. Люди из семей этой категории становятся малообщительными, избирательными в общении. Они сужают круг своих знакомых и ограничивают общение с родственниками. Это связано с состоянием ребенка, а также с личностными установками родителей.
По этим же причинам матери больных детей более чем в 30% случаев оставляют работу по избранным до рождения ребенка специальностям, чтобы обеспечить необходимый уход, или переходят на низкооплачиваемую, Квалифицированную работу, но находящуюся рядом с домом. Часто женщины пытаются найти надомную работу. Таким образом, общество теряет работника определенной квалификации, который на долгие годы, а иногда и навсегда оставляет свою специальность.
Рождение аномального ребенка структурно деформирует семью. Большинство семей распадается (58%), часть семей существует с искаженными межличностными отношениями (30%), сохраняя семью формально - «ради ребенка», и только 12% семей, преодолев кризис, сохраняют гармоничные отношения. 25% женщин отмечают, что кризисная ситуация в семье спровоцирована усилением пьянства супругов. Это не может не сказаться на психическом развитии и социальной адаптации больного ребенка.
Кроме того, как отмечают специалисты, психотравмирующая ситуация, обусловленная рождением в семье аномального ребенка, оказывает воздействие на состояние здоровья членов семьи. Так у 60% матерей, появляется депрессивная симптоматика в различных формах (депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности).
К детям-инвалидам в семьях, как правило, предъявляются заниженные требования, санкции, запросы. Проявляются гиперопека, гиперпротекция. Ребенку обычно не предоставляется возможность проявить собственную активность. Это способствует закреплению инфантильности, неуверенности в себе, несамостоятельности и т.д., что влечет за собой трудности общения, установления межполовых контактов и т.д.
Таким образом, проблемы, которые возникают в процессе социализации детей-инвалидов в семье, многообразны: социальные, экономические, психические и другие. Проблемы, возникающие в семье, как правило, отражают в себе проблемы более широкого характера. Но семье самой трудно справиться с целым комплексом проблем, связанных с воспитанием ребенка-инвалида. Поэтому необходима помощь специалистов: реабилитологов, психологов, медиков, социальных работников, которые могут оказать помощь и поддержку как родителям, так и инвалидам в критических ситуациях.
Названные факторы определяют круг практических задач реабилитации инвалидов:
- определение социальных, психологических, образовательных и профессиональных параметров реабилитации;
- мест, где инвалиды могут быть оптимально трудоустроены;
- помощь инвалидам в оценке своего состояния, в формировании адекватного представления о своей болезни;
- эмоциональная поддержка в периоды депрессии;
- помощь в развитии навыков общения;
- определение соматических и психических симптомов, устранение или ослабление которых возможно медицинскими средствами, направление инвалидов в соответствующие медицинские учреждения;
- проведение тестирования для определения особенностей психической деятельности, личностных характеристик, профессиональных интересов в целях профориентации.
Задачи
1. Совершенствование системы профессионального обучения и профориентации инвалидов. В начале 90-х годов в России действовало свыше 50 учебных заведений для инвалидов, где они обучались по 21 профессиям, основными из которых являлись: портной (39%), бухгалтер (17,9%), механик (13,4%), обувщик (4,7%), часовщик (3,7%). Согласно психологической классификации Е.А. Климова, эти профессии принадлежат к типам «человек-знаковая система» и «человек-техника». Однако установлено, что многие инвалиды молодого возраста предпочитают профессии типа «человек-человек». Серьезную проблему представляет комплектование учебных заведений для инвалидов. До начала 90-х годов этот процесс осуществляются стихийно, в результате чего в 1 классе обучались лица разных возрастных групп, а также страдающими различными формами патологии – сердечно-сосудистыми, психическими заболеваниями, нарушениями опорно-двигательного аппарата и др. При этом часто не учитывались особенности инвалидов старшей возрастной группы, которые, имея профессиональные навыки, нуждались не в обучении, а в переобучение. Необходимо обновлять методы и формы профориентационной работы, ставить проблему получения современных престижных профессий, осуществлять подготовку по тем видам труда, в которых есть потребность в данном регионе; организовывать центры занятости для инвалидов.
2. Расширение сети реабилитационных центров или их открытие в случае отсутствия: специальных школ, детских садов, увеличение штата специалистов-дефектологов в местах проживания семей, где есть дети-инвалиды. В интернате, куда попадает ребенок из региона, где нет реабилитационного центра, не возможно полноценно решить проблемы инвалидов.
3. Осуществление мер по защите интересов детей в условиях финансово-экономических трудностей.
4. Помощь наименее защищенным детям, детям различных категорий риска и их поддержка:
· детям, не имеющих семей (отсутствие родителей или социальные сироты (родители лишены прав, находятся в заключении, либо имеют асоциальный облик));
· детям со специальными нуждами, т.е. с отклонениями в физическом и психическом развитии, которые невозможно устранить или скомпенсировать силами одной семьи (нарушения психофизического развития, наследственные аномалии, перенесенные антропогенные катастрофы, землетрясения, войны, атомные катаклизмы, например, Чернобыль, Челябинск);
· детям с отклонениями в поведении, которые ведут их к незащищенности от криминогенной среды или от самих себя; с отклонениями, которые семья не в состоянии корригировать (необязательно «трудные» дети или дети из «неблагоприятных» семей но, и из обычных, т.е. дети, совершившие противоправонарушения, преступления, злоупотребляющие алкоголем, токсикоманы, склонные к суициду, имеющие те или иные формы социальной дезадаптированности).