Частично открытая спасательная шлюпка Полностью закрытая спасательная шлюпка

       
    Частично открытая спасательная шлюпка Полностью закрытая спасательная шлюпка - student2.ru
  Частично открытая спасательная шлюпка Полностью закрытая спасательная шлюпка - student2.ru

Система орошения танкерной Современная дежурная шлюпка

Спасательной шлюпки на спусковом устройстве

       
  Частично открытая спасательная шлюпка Полностью закрытая спасательная шлюпка - student2.ru   Частично открытая спасательная шлюпка Полностью закрытая спасательная шлюпка - student2.ru
 

Спасательная шлюпка «ныряющего» типа Морская эвакуационная

Для эвакуации 50 человек

Частично открытая спасательная шлюпка Полностью закрытая спасательная шлюпка - student2.ru Частично открытая спасательная шлюпка Полностью закрытая спасательная шлюпка - student2.ru

Морская эвакуационная система для Устройство ПСН

Эвакуации 100 человек

       
  Частично открытая спасательная шлюпка Полностью закрытая спасательная шлюпка - student2.ru
    Частично открытая спасательная шлюпка Полностью закрытая спасательная шлюпка - student2.ru
 

Снабжение ПСН Спусковое устройство шлюпки

Рис. 1. Коллективные спасательные средства

Лёгкие алюминиевые сплавы и пластмассы имеют, по сравнению с другими материалами, более высокую относительную прочность, чем и объясняется их широкое применение.

Открытые спасательные шлюпкисохраняют положительную остойчивость в полностью затопленном положении, когда уровень воды достигает планшира.

Существенным недостатком открытых спасательных шлюпок является их заливаемость и плохая защита их обитателей от экстремальных температур и атмосферных осадков. При качке и ветре сложно установить защитный тент.

Частично закрытые СШприменяются в основном на пассажирских судах. Они имеют частичное закрытие в носовой и кормовой частях шлюпки (из расчёта по 20% длины шлюпки с носа и кормы), а средняя часть шлюпки закрывается съёмным тентом. Тент оборудуется жёсткими секциями или опорами для его установки и должен устанавливаться силами двух членов экипажа за время не более двух минут. Он должен иметь приспособление для сбора дождевой воды. Конструкция тента позволяет оперативно покинуть шлюпку в случае её опрокидывания.

Полностью закрытые СШприменяются в основном, как на грузовых, так и на пассажирских судах. В зависимости от назначения судна, могут использоваться ПЗСШ обычного исполнения, с автономной системой воздухоснабжения и огнезащитные. У СШ, оборудованных автономной системой воздухоснабжения, время работы системы составляет не менее 10 мин. При этом давление внутри не должно падать ниже атмосферного или превышать его более чем на 2 мбар.

Огнезащитная СШобеспечивает защиту находящихся в ней людей в течение не менее 8 минут.

Установка СШ. Спасательные шлюпки размещаются как можно ближе к жилым и служебным помещениям. Они должны быть постоянно готовы к спуску и иметь полный комплект снабжения. Вблизи мест установки СШ оборудуются места сбора и посадки в неё людей.

СШ устанавливаются как можно ближе к воде, но не ближе 2 м к поверхности воды при предельных углах дифферента и крене до 20 °на любой борт или до угла крена, при котором кромка открытой палубы погружается в воду.

Технические характеристики СШ. Вместимость СШ не должна превышать 150 человек.

Число людей, допускаемое к размещению на спасательной шлюпке, должно равняться меньшему из следующих чисел:

- число людей средней массой 75 кг с надетыми спасательными жилетами, которые могут сидеть в нормальном положении, не мешая работе средств приведения спасательной шлюпки в движение и любого оборудования спасательной шлюпки; или

- количество мест для сидения, которое может быть оборудовано на банках и сиденьях. Площади сидений могут перекрываться, при условии, что имеется достаточное пространство для ног и оборудованы подставки для них, а вертикальное расстояние между верхним и нижним сиденьем равно по меньшей мере 350 мм.

Каждое место для сидения должно быть четко обозначено в спасательной шлюпке.

СШ должна безопасно спускаться на воду, нагруженная полным комплектом людей и снабжения, при крене судна до 20°, дифференте до 10°и скорости судна на тихой воде до 5 узлов. Прочность корпуса шлюпки должна позволять выдерживать удар о борт судна со скоростью 3,5 м/си сбрасывание с высоты 3 м.

Скорость шлюпки на тихой воде с полным комплектом людей и снабжения должна быть не менее 6 узлов. При буксировке спасательного плота вместимостью 25 человек СШ должна развивать скорость не менее 2 узлов.

Все спасательные шлюпки должны иметь собственную плавучесть или быть оборудованы стойким к воздействию морской воды, нефти или нефтепродуктов плавучим материалом в количестве, достаточном для поддержания на плаву спасательной шлюпки со всем ее снабжением, когда она залита водой и открыта морю. Кроме того, должен быть предусмотрен дополнительный плавучий материал в количестве, обеспечивающем силу плавучести, равную 280 Н на каждого человека из числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке. Плавучий материал не должен устанавливаться снаружи корпуса спасательной шлюпки, за исключением материала, предусмотренного сверх требуемого выше количества плавучего материала.

Спасательные шлюпки, когда они нагружены 50% числа людей, допускаемого к размещению на спасательной шлюпке, сидящих в нормальном положении по одну сторону от ее диаметральной плоскости, должны иметь надводный борт, измеряемый от ватерлинии до самого нижнего отверстия, через которое может произойти затопление спасательной шлюпки, равный не менее 1,5% длины спасательной шлюпки или 100 мм, смотря по тому, что больше. ПЗСШ в случае опрокидывания автоматически должны занимать положение, позволяющее людям покинуть шлюпки через выход, расположенный выше уровня воды.

В соответствии с требованиями конвенции СОЛАС-74, в качестве двигателя СШ должен использоваться ДВС с воспламенением от сжатия, при этом топливо должно иметь температуру вспышки не более 43°С.Запуск двигателя осуществляется посредством либо ручного пускового устройства, либо от независимых источников энергии (аккумуляторов или баллонов со сжатым воздухом). При температуре окружающей среды -15°С время запуска двигателя должно составлять не более 2 минут. ДВС после спуска из холодного состояния может работать при нахождении шлюпки вне воды до 5 минут. Кроме того, двигатель должен работать при затоплении шлюпки по ось коленчатого вала.

Запас топлива для ДВС спасательной шлюпки обеспечивает её движение в течение 24 часов, со скоростью 6 узлов.

Требования, предъявляемые к конструкции СШ. Все спасательные шлюпки должны иметь жёсткий корпус и сохранять положительную остойчивость в прямом положении на тихой воде, когда они нагружены полным комплектом людей и снабжением и имеют пробоину в любом одном месте ниже ватерлинии, предполагая, что при этом не произошло потери плавучего материала и отсутствуют другие повреждения. Корпус спасательных шлюпок и жёсткие закрытия должны быть огнестойкими и негорючими. С наружной стороны вокруг шлюпок крепится плавучий спасательный леер. Для подъёма людей из воды на СШ имеется посадочный трап, нижняя ступенька которого должна быть на0,4 м ниже ватерлинии шлюпки.

Все СШ тросового типа оборудуются разобщающим механизмом, обеспечивающим одновременную отдачу гаков. Механизм обеспечивает отдачу гаков обычным способом и под нагрузкой на гаках, в 1,1 раза превышающей общую массу шлюпки с полным комплектом людей и снабжения. Органы управления разобщающим механизмом имеют цвет, контрастирующий с цветом окружающих предметов, и защиту от случайного или преждевременного разобщения гаков нагрузкой.

Система разобщения с судном спасательных шлюпок, спускаемых свободным падением, имеет два независимых устройства разобщения, которые управляются только изнутри шлюпки. Система имеет 6-ти кратный запас прочности и обеспечивает разобщение при любых условиях загрузки шлюпки от пустого состояния до 200% нормальной загрузки. Также имеется возможность опробовать систему разобщения без фактического спуска шлюпки.

Энергетическая система СШ состоит из сети постоянного тока напряжением 27 В, генератора постоянного тока, навешенного на ДВС, а также двух групп аккумуляторных батарей – основной и резервной. Батареи радиооборудования не должны использоваться в качестве источника энергии для пуска ДВС.

Основными потребителями электроэнергии на СШ являются: прожектор, светильники, клотиковый фонарь, свечи накаливания двигателя и электростартер. Время работы светильников, расположенных внутри шлюпки, должно быть не менее 12 часов.

Для удаления воды из корпуса СШ, предусмотрены автоматические спускные клапана и средства откачки воды, как правило – ручные насосы.

СШ могут быть и самоосушающимися.

Вертикальное расстояние между настилом днища и внутренней поверхностью закрытия или тента СШ при вместимости:

• не более 9 человек – не менее 1,3 м;

• от 9 до 24 человек – от 1,3 до 1,7 м;

• свыше 24 человек – не менее 1,7 м.

Маркировка СШ. Размеры спасательной шлюпки, а также число людей, допускаемое к размещению на ней, должны быть нанесены на спасательную шлюпку четким шрифтом несмываемой краской.

Название и порт приписки судна, которому принадлежит спасательная шлюпка, должны быть нанесены на каждом борту в носовой части спасательной шлюпки печатными буквами латинского алфавита.

Маркировка, позволяющая установить судно, которому принадлежит спасательная шлюпка, и ее номер, должны наноситься таким образом, чтобы они были виды сверху.

Независимо от конструктивных различий все спасательные шлюпки должны соответствовать основным требованиям:

• иметь хорошую остойчивость и запас плавучести даже при заполнении водой, высокую маневренность;

• обеспечивать надёжное самовосстановление на ровный киль при опрокидывании;

• иметь механический двигатель с дистанционным управлением из рубки, обеспечивающий скорость шлюпки на тихой воде при полном комплекте людей не менее 6 уз и защищённый от случайных ударов гребной винт;

• быть окрашены в оранжевый цвет;

• иметь надписи в носовой части с обоих бортов латинскими буквами с указанием названия судна, порта приписки, размеров шлюпки и её вместимости.

По периметру шлюпки, под привальным брусом и на палубе наклеивают полосы из светоотражающего материала. В носовой и кормовой частях, на верхней части закрытия накладывают кресты из светоотражающего материала. Снабжение шлюпок должно соответствовать требованиям Международной конвенции СОЛАС-74 и Кодекса LSA.

Моторные спасательные шлюпки оборудуют двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Запас топлива должен быть достаточным для обеспечения непрерывной работы двигателя в ходовом режиме в течение 24 часов. Вследствие необходимости высокой готовности спасательных средств к действию и в связи со сложными условиями их эксплуатации к запуску двигателей предъявляются высокие требования. Так, при температуре -15°С на эту операцию отводится всего 2 минуты. Двигатель должен работать и при наличии в шлюпке воды.

У двигателя, установленного в самовосстанавливающейся шлюпке, должна сохраняться способность работать в перевёрнутом положении, автоматически отключаться при опрокидывании шлюпки и легко возобновлять работу в нормальном положении. Топливная система и система смазки должны исключать потери топлива и смазки при перевёрнутом положении шлюпки.

Гребной винт следует располагать так, чтобы обеспечивалась его эффективная работа при всех возможных состояниях нагрузки. Этого можно достигнуть, увеличив заглубление винта, однако должна быть, исключена возможность повреждения винта при спускоподъемных операциях.

Наши рекомендации