Законодательная основа и основные принципы защиты населения и территории Украины в чрезвычайных ситуациях
Государственная политика Украины по защите населения от чрезвычайных ситуаций базируется на законах Украины “О гражданской обороне Украины ” от 3 февраля 1993 г., “О чрезвычайном положении” от 26 июня 1992 г., “О правовом режиме территории, которая подвергалась радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы” от 27 февраля 1991г., “О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы ” от 28 февраля 1991г., указе Президента Украины “О Министерстве Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы” от 26 октября 1996г., Постановлении Кабинета Министров “О создании единой государственной системы предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера” от 3 августа 1998 г. и других законодательных и нормативных актах Украины.
В соответствии с Законом ”О Гражданской обороне Украины” от 3 февраля 1993г. и поправками, внесенными в преамбулу этого Закона 24 марта 1999г. - “Каждый имеет право на защиту своей жизни и здоровья от последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и требовать гарантий обеспечения реализации этого права от Кабинета Министров Украины, министерств и других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, органов местного самоуправления, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования.”
Защита населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера представляет собой комплекс специальных мероприятий, направленных на создание необходимых условий для спасения жизни и сохранения здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь.
В основе защиты населения в чрезвычайных ситуациях и обеспечения его жизнедеятельности заложены следующие основные принципы:
1) защите от чрезвычайных ситуаций подлежит все население страны;
2) мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь среди населения в случае их возникновения, должны проводиться заблаговременно на всей территории страны, во всех городах, населенных пунктах и на всех объектах хозяйственной деятельности;
3) планирование и осуществление мероприятий по защите населения осуществляются дифференцированно с учетом экономического значения районов, природных особенностей их территорий, географического местонахождения и степени реальной угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяется из принципа разумной (необходимой) достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;
5) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами предприятий, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Украины (Автономной Республики Крым, областей, районов) на территории которых сложилась критическая ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством порядке привлекаются силы и средства из государственного материально–технического резерва.
3.2. Система оповещения и информации населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
Среди комплекса мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций особо важное место принадлежит организации своевременного его оповещения об угрозе и возникновении техногенной катастрофы, о приближающемся стихийном бедствии или чрезвычайной ситуации военного характера. В настоящее время на территории Украины оповещение осуществляется централизованно, для чего на базе общегосударственной сети связи (телефона, телеграфа) и телерадиовещания создана качественно новая единая автоматическая система оповещения, которая подразделяется на общегосударственную и региональную.
Кроме того, на всех потенциально опасных объектах имеется локальная система оповещения, предназначенная для оперативного оповещения населения об авариях на промышленных объектах, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, представляющих потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций. С их помощью своевременно оповещаются не только руководители, рабочие и служащие этих предприятий, но и руководители предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического затопления. Границы таких зон определяются заранее.
Ответственность за организацию локального оповещения несут министерства, ведомства, и организации, во введении которых находятся потенциально опасные объекты. Своевременность оповещения о возникающей критической ситуации на потенциально опасном объекте зависит также от компетенции и ответственности дежурного диспетчера (сменного инженера), который должен быстро, практически мгновенно оценить обстановку и включить систему оповещения.
Объединение локальных и региональных систем оповещения в единую систему общегосударственного (централизованного) оповещения на территории Украины стало возможным благодаря разработке и внедрению специальной аппаратуры, позволяющей дистанционно управлять звуковыми сигналами (электросиренами), циркулярно (одновременно) оповещать должностных лиц по служебным (квартирным) телефонам, автоматически включать радиотрансляционные узлы, телевизионные центры и ретрансляторы для передачи специальных сообщений о предупреждении и действии в чрезвычайных ситуациях.
Для того, чтобы население своевременно получило предупреждение о надвигающейся опасности, подается звуковой сигнал: завывание сирен, прерывистые гудки на предприятиях, сигналы транспортных средств, которые обозначают: “ ВНИМАНИЕ ВСЕМ!” Услышав такой сигнал, надо немедленно включить теле- и радиотрансляционные приемники и слушать ЭКСТРЕННОЕ сообщение местных органов власти и Управления (штаба) по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения (далее штаб гражданской обороны).
При аварии на химически опасном объекте содержание сообщения может быть следующим:
“ВНИМАНИЕ! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане! Произошла авария на химическом предприятии с выбросом сильно действующего ядовитого вещества – аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении пос. Солнечный. Населению, проживающему по улицам Некрасова, Заводской, необходимо находиться в помещениях и провести дополнительную герметизацию своих квартир, домов. Населению, проживающему по улицам Парковая, Бауманская, немедленно покинуть жилые дома, помещения учреждений, организаций и выйти в район Ульчского озера. Перед выходом из помещений наденьте ватно-марлевые повязки, смочив их водой или 5% раствором лимонной кислоты. О полученной информации сообщите соседям. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба гражданской обороны”.
При возможном землетрясении подается предупредительный сигнал и дается речевая информация: ”ВНИМАНИЕ! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане! В связи с возможным землетрясением примите необходимые меры предосторожности: отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах. Оповестите соседей о полученной информации. Помогите больным и престарелым людям. Возьмите необходимую одежду, документы, медикаменты, продукты питания, воду и выйдете на улицу. Займите место вдали от зданий, сооружений и линий электропередачи. Находясь в помещении во время первого толчка, встаньте в дверной или оконный проем. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям гражданской обороны.”
При аварии на атомной станции подается предупредительный сигнал: ”Внимание всем!” и дается речевая информация: “Внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане! Произошла авария на N-атомной станции. В западной части г.Нузала ожидается выпадение радиоактивных осадков. Населению, проживающему по улицам Тамаева, Садовой необходимо находиться в помещениях. Провести дополнительную герметизацию в квартирах, домах, в помещениях учреждений, организаций. Провести йодную профилактику. Для защиты органов дыхания надеть ватно-марлевые или тканевые повязки; респираторы. Сложить документы, ценные бумаги, деньги, драгоценности в полиэтиленовые пакеты; поместить продукты и воду в герметичную тару, приготовить комплект одежды по сезону в герметичной упаковке.
При оповещении об эвакуации организованно и без паники займите места в транспорте, поданном к вашему дому, предприятию. Соблюдайте спокойствие и организованность”.
При возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера через средства оповещения могут передаваться различные правительственные сообщения: обращение Президента страны, постановления Кабинета Министров, распоряжения о порядке действий населения в сложившейся конкретной обстановке.
Таким образом, в настоящее время на территории Украины действует единая национальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров «О единой государственной системе предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера ответственность за организацию своевременного оповещения населения возлагается на Министерство связи, Государственный комитет телевидения и радиовещания, их территориальные организации, местные органы власти и органы управления гражданской защиты.