Установочная и заключительная конференция
Перед началом педагогической практики организуется установочная конференция, на которой студентам разъясняются задачи и содержание, а также порядок ее прохождения.
Не позднее, чем через 2 недели после окончания практики проводится заключительная конференция на факультете.
Ее цель - проанализировать и обобщить результаты педагогической практики, отметить успехи и недостатки в ее подготовке и организации. Педагогическая практика завершается итоговой конференцией, на которой подводятся итоги и оцениваются результаты практики. Основными критериями оценки результатов педагогической практики являются:
– степень сформированности профессионально-педагогических умений;
– уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (ее задач, содержания, методов, результатов, затруднений);
– уровень профессиональной и общественной направленности будущих учителей (интерес к педагогической профессии, любовь к детям, активность, ответственное и творческое отношение к работе).
От каждой школы выделяется докладчик, как правило, староста группы, который излагает обобщенные результаты работы. Студенты, проходившие практику по месту жительства, обязательно участвуют в конференции и предъявляют видеосъемка уроков и мероприятий, статьи о педпрактике в периодической печати. Во время итоговой конференции организуется выставка работ, изготовленных студентами и школьниками, лучших конспектов уроков и внеурочных мероприятий, стенгазет и др.
Студенты в ходе педагогической практики ежедневно ведут дневники педагогических наблюдений. В них должны быть отражены данные, необходимые для выполнения заданий, предусмотренных программой практики, в том числе, по составлению психолого-педагогических характеристик. Материалы дневника используются для отчета о выполненной на практике работе.
В трехдневный срок после окончания педагогической практики, используя материалы дневника, студенты сдают методистам всю отчетную документацию. Отчет рассматривается и визируется руководителем практики. К отчету прилагается:
1. Индивидуальный план работы практиканта с визой руководителей практики о выполнении запланированного.
2. Планы-конспекты проведенных уроков (не менее 6).
3. План-сетка воспитательной работы в классе.
4. Сценарии воспитательного и внеклассного мероприятия по безопасности жизнедеятельности.
5. Психолого-педагогическую характеристику на 1 ученика или весь класс.
6. Итоги выполнения заданий по НИРС (литобзор, эксперимент).
7. Подготовленный вместе с остальными студентами группы общий отчет по педагогической практике в школе.
8. По окончании педагогической практики учителем БЖ на каждого студента составляется характеристика, в которой отражаются следующие вопросы: полнота и качество выполнения студентом программы педагогической практики и индивидуальных занятий, умение организовать и проводить все виды работы, входящие в содержание программы педагогической практики, качество проведенных учебных занятий и внеклассных мероприятий с учащимися разных возрастных групп, умение владеть учебной группой и поддерживать в ней дисциплину и порядок, уровень подготовленности практиканта по различным предметам, его методические навыки, степень самостоятельности в работе, организаторские способности, инициативность, требовательность и исполнительность, состояние трудовой дисциплины, выводы о деятельности практиканта и предложения по исправлению недостатков в подготовленности.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Сформулируйте цели и задачи педагогической практики.
2. Охарактеризуйте права и обязанности студентов-практикантов в образовательном учреждении на период педагогической практики.
3. Охарактеризуйте права и обязанности администрации и учителей в образовательном учреждении на период педагогической практики.
4. Охарактеризуйте функции старосты студенческой группы при организации и проведении педагогической практики в учебном учреждении.
5. Сформулируйте цели и задачи установочной и заключительной конференций по педагогической практике.
Литература
1. Безопасность жизнедеятельности. Сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. – М.: Изд-во ДиК, М.: Изд-во АСТ – ЛТД, 1998. – 548 с.
2. Весна Е.Б., Киселева О.О. Профессионально-педагогическая практика. – М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. – 154 с.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 75 с.
4. Закон Российской Федерации «Об образовании». – М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002. – 75 с.
5. Кулакова Н.Е., Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А. Дневник педагогической практики. – Брянск: «Курсив», 2001. – 26 с.
6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию. Практическое пособие. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2000. – 96 с.
7. Методические материалы и документы по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с.
8. Методические указания по педагогической практике для студентов 4-5 курсов / Составитель А.Н. Яковлева. – Якутск, 1995. – 110 с.
9. Педагогическая практика. Учеб. пособие для студентов пединститутов / Под ред. В.К. Розова. – М.: Просвещение, 1981. – 88 с.
10. Планирование воспитательной работы в классе. Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степановой. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.
11. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: ГИЦ Владос, 2001. – 78 с.
Лекция 17.Передовой педагогический опыт в области преподавания безопасности жизнедеятельности
План:
1. Основные признаки, виды и функции передового педагогического опыта и его связи с наукой.
2. Типы педагогов: педагог-новатор, педагог-мастер, педагог-исследователь.
3. Изучение передового педагогического опыта.