Оценка уязвимости потенциально опасного объекта (объекта повышенной опасности)
Цель оценки уязвимости объекта заключается в подготовке данных, н е обходных для принятия обоснованных решений по планированию и осуществлению мероприятий, направленных на повышение устойчивости.
Наиболее целесообразными следует считать те из них, которые будут способствовать улучшению технологического процесса, предотвращению аварий, пожаров, а также улучшению условий труда.
Итогом работы по оценке уязвимости является получение научно а б основанных данных о возможном характере и масштабах последствий воздействия на объект поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, катас т роф и террористических актов, выявление наиболее уязвимых элементов предприятий (зданий, сооружений, коммунально-энергетических м е реж, транспорта и др.).
При определении степени террористической устойчивости потенциально н е безопасных объектов (объектов повышенной опасности) необходимо исходить из того, что борьба с терроризмом включает систему политических, прав в вых, организационных, экономических, административных, режимных, инж е нерно-технических, физических, оперативных, военных, уголовно-процессуальных и мобилизационных мероприятий.
Политические меры направлены на разоблачение подрывного характера деятельности терроризма через СМИ, проведение широкой разъяснительной работы среди местного населения, воспитание робе т ников и служащих объектов повышенной опасности (потенциально н е безопасных объектов), население и военнослужащих в духе высокой бдительности и постоянной готовности к борьбе с террористическими пр в проявлениями. В осуществлении политических мер в борьбе с терроризмом постановляет должны участвовать органы государственной власти и управления, общественные организации, прокуратура, суды и т.д.
Правовые меры направлены на регулирование деятельности государства и уполномоченных органов по изданию юридических норм (правил) эт е Динки людей, должностных лиц соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления и обязательного выполнения ими упомянутых правил антитеррористической защиты и устойчивости.
Организационные меры направлены на постоянное совершенствование системы антитеррористической защиты и борьбы для повышения эф е ктивности ее функционирования и устойчивости, исходя из международной и внутренней обстановки. Эти меры, в первую очередь, должны быть направлены на:
· формирование наиболее полного и оптимального состава субъектов системы антитеррористической защиты и определения главного с е ред ним;
· разграничение между субъектами системы антитеррористического з с той основных, дополнительных и вспомогательных функций, которые обеспечат выполнение за заданий, исходя из их компетенции;
· исключения дублирующих функций и задач в компетенции субъектов системы антитеррористической защиты;
· научно-методическое обеспечение выявления проблем организации антитеррористической защиты, учитывая вопросы координации и взаимодействия.
Осуществление организационных мероприятий возлагается на Президента, на Кабинет Министров Украины, органы государственной власти в соответствии с компетенцией, администрацию предприятий.
Экономические меры направлены на реализацию финансовых, матер и ально-технических, морально-психологических, пропагандистско-агитационных, компенсационных и других затрат при решении задач а н титерористичного защиты и повышения устойчивости потенциально небе с ных объектов (объектов повышенной опасности).
Административные меры по осуществлению контроля за соблюдением субъектами антитеррористической защиты соответствующих р е жимов (паспортный, охраны государственной границы, таможенный, внутри ш ньообьектовий и др.).
Осуществление административных мер возлагается на органы власти, СБУ, Министерство внутренних дел, Государственный комитет по п и тай государственной границы, администрации предприятий, учреждений и в г. ций.
Режимные мероприятия направлены на организацию внутриу в объектового и пропускного режимов. Осуществление режимных мероприятий п в кладаеться на органы государственной власти и руководства в соответствии с их полномочиями, администрации предприятий.
Инженерно-технические мероприятия направлены на обеспечение объектов антитеррористической защиты средствами инженерно-технического наблюден е дения, контроля, охраны, а также обеспечения безопасности произв и ства.
Осуществление инженерно-технических мероприятий возлагается на Каб и имеется Министров Украины, органы государственной власти, администрации, карри в ников объектов в соответствии с их полномочиями.
Физические меры направлены на обеспечение физической охраны объектов антитеррористической защиты (военизированная и невоенизированные охрана, патрули).
Осуществление физических мер возлагается на Кабинет Министров Украины, органы государственной власти, руководителей предприятий.
Оперативные мероприятия - специальные меры субъектов оперативно-розыскной деятельности. Они направлены на получение информации, опережает о: конкретных лиц, группы, организации, имеющие в своем распоряжении взрывчатые вещества, оружие, вынашивающих планы подготовки террористических акций; неблагоприятные изменения обстановке в ки на потенциально опасных участках производства, которыми могут воспользоваться террористические группы. Оперативные мероприятия направлены т а также на осуществление профилактической работы и расследования причин аварий, катастроф в рамках их компетенции.
Осуществление оперативных мероприятий возлагается на субъекты оп е ративно-розыскной деятельности в соответствии с их компетенцией.
Военные меры направлены на реализацию планов операций с ис с пользованием сил и средств военных формирований Украины для поиска и л и квидации террористических групп.
Осуществление военных мероприятий возлагается на Президента, сп е ные части и подразделения военных формирований Украины.
Уголовно-процессуальные меры направленные на установление хара к теру и содержания преступной деятельности, а также их участников. Они вкл ю чают неотложные следственные действия, возбуждение уголовного дела, розсл и ления, привлечения к уголовной ответственности, направление спр а вы для рассмотрения по подсудности.
В ходе осуществления уголовно-процессуальных мер выясняются террористические планы, организация, тактика действия, вооружение и оснащение, способы связи; устанавливаются отдельные граждане, которые предоставляют д о помогу террористам или входящих в банд и подпольных групп.
Осуществление уголовно-процессуальных мер возлагается на где р ственные органы, которые наделены соответствующими полномочиями (команд в ния военных частей, органы СБУ, МВД, прокуратура, суды).
Мобилизационные мероприятия направлены на обеспечение необходимой степени готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Осуществление мобилизационных мероприятий возлагается на Кабинет М и нистров Украины, органы государственной власти и руководителей, надел я ются соответствующими полномочиями, администрацию предприятий, командование воинских формирований Украины.
Проверка степени антитеррористической защиты устойчивости объектов, как правило, начинается с проведения учений и тренировок.
При проведении учений главное внимание уделяется детальной фиксации решений, принятых субъектами управления, в соответствии с обстановкой, изменяющейся действий личного состава без объявления п в передней их оценки.
При анализе проведения учений особое внимание уделяется выяснению: практического решения вопроса по реализации мер антит е рористичного защиты - в процессе проведения учений; степени теории е ческого усвоение порядка действий - в процессе индивидуальных бесед по окончании учений.
Элементы объекта, как правило, неравнозначны, и их поведение под воздействием поражающих факторов будет разным: одни получат большие разрушения, другие - меньше или останутся невредимыми; одни сп а лаху, другие не поддаются этой опасности; разрушения одних элем е ментов вызывает возникновение вторичных факторов, разрушение других, наоборот, способствует ограничению их впечатляющей действия.
Анализ уязвимости начинается с оценки роли и значения ко же ного элемента, каждый внутреннего и внешнего производственной связи, от которых в той или иной степени зависит функционирование предприятия в условиях возможного террористического акта.
При выполнении работ по оценке уязвимости объекта расчеты ведутся с учетом мощностей и выпускаемой предприятием. При этом необходимо исходить из того, что все элем н ты объекта подвергаются одновременному воздействию поражающих факторов.
Оценка начинается с изучения района расположения объекта, его планирования, наличия и состояния фонда зданий и инженерных сооружений, системы энерго-, газо-, водоснабжения.Основными доку н тами является паспорт на здания и сооружения, генеральный и ситуационный планы предприятия.
Изучая размещения основных зданий и сооружений, необходимо разделить их на сооружения основного, вспомогательного производства и другие (второстепенные). При этом особое внимание следует уделить участкам, где возможно возникновение вторичных факторов поражения. Что касается района размещения объекта, важно оценить защитные свойства н а прежних местности, а также вероятность проявления вторичных факт в ров поражения, которые могут возникнуть при разрушении близлежащих объектов (пожары, взрывы, загазованность, катастрофические затопления).
Не следует забывать и о метеорологических условиях района размещения объекта. Их нужно учитывать при оценке радиационной обстановки, распространении опасных химических веществ, возникновении лесных, торфяных и других пожаров, наводнений.
При взрывах, под воздействием ударной волны в первую очередь может произойти смещение технологических и других трубопроводов, расположенных на эстакадах, разгерметизация фланцевых соединений, нарушение щил ь ности соединений в конструкциях аппаратов, технологических колонн, емко с тей и запорной арматуры, разрушение емкостей, заполненных жидкими, газообразными опасными химическими веществами.