Билет №23. Состав гражданской обороны
Состав системы Гражданской обороны Российской Федерации
Систему гражданской обороны составляют:
• Органы управления системой ГО:
органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.);
органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;
• Силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны.
• Фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации.
• Системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.
2.2.1. Состав органов управления системой ГО РФ
1. Органы государственной власти Российской Федерации:
◦ Президент Российской Федерации;
◦ Правительство Российской Федерации (Председатель Правительства РФ – непосредственный руководитель системой ГО в РФ);
◦ Федеральные органы исполнительной власти (основные – МЧС, МО, МВД).
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления.
4. Руководители организаций.
Таким образом, общее руководство ГО в Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Руководство ГО в федеральных органах и в организациях осуществляют их руководители. Они по должности являются начальниками ГО указанных органов и организаций.
Руководство ГО на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.
Начальники ГО всех степеней (в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях) несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества гражданской обороны, а также за подготовку и обучение населения и персонала объектов экономики к действиям в чрезвычайных ситуациях. В пределах своих полномочий и в установленном порядке они имеют право вводить в действие соответствующие планы ГО, принимать решения об эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, издавать приказы по вопросам ГО.
Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны. Возглавляет систему органов, осуществляющих управление гражданской обороной, МЧС России, которое создает территориальные органы — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС в субъектах Российской Федерации.
2.2.2. Состав сил системы ГО РФ
Силы гражданской обороны состоят из войск, служб, гражданских организаций ГО, аварийно-спасательных служб и формирований.
1. Воинские формирования:
◦ воинские формирования войск гражданской обороны МЧС РФ. К ним относятся отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолётные отряды, отряды радиационной, химической и бактериологической разведки. На вооружении войск гражданской обороны находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
◦ воинские формирования Вооружённых сил РФ (в порядке, определённом Президентом РФ, и в соответствии с законодательством РФ);
◦ другие войска и воинские формирования (в порядке, определённом Президентом РФ, и в соответствии с законодательством РФ).
2. Службы гражданской обороны (федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные, городские, организаций).
3. Гражданские организации ГО. Они создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Аварийно-спасательные формирования и спасательные службы.
Билет № 24-25.Содержание работ по ликвидации ЧС мирного и военного времени.
В мирное время или когда отсутствует угроза возникновения чрезвычайной ситуации проводятся:
1. Сбор информации о субъектах ЧС военного и мирного времени.
2. Создание системы управления для действий в ЧС военного времени и обеспечение ее постоянной готовности.
3. Создание, оснащение и подготовка сил и средств для проведения СДНР.
4. Планирование СДНР в возможных очагах поражения, районах чрезвычайных ситуаций мИриого времени.
5. Организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием объектов, окружающей среды.
6. Организацию взаимодействия с органами военною командования.
При угрозе нападения противника или угрозе возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) проводятся:
1. 1 Приведение системы управления в нужную степень готовности к выполнению задач.
2. Уточнение планов ГО, планов действий органов управления и сил РСЧС по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время.
3. Создание группировки сил и средств и приведение их в готовность к выполнению СДНР.
4. Уточнение с органами военного командования вопросов взаимодействия.
После нападения противника или факта возникновения ЧС (аварий, катастроф, стихийных бедствий) осуществляются:
1. Восстановление нарушенных систем управления, если они были нарушены.
2. Восстановление боеспособности группировки сил и средств или создание их, если они были уничтожены, и их защита.
3. Организация сбора информации и наблюдения за обстановкой.
4. Организация и управление СДНР.