Острота зрения у ребенка
К концу первого месяца жизни у ребенка отмечается рефлекс слежения и даже фиксации: порой ребенок может следовать взором за движением зажженной лампочки, останавливать на ней взгляд. К 2-3-месячному возрасту появляется предметное зрение - ребенок смыкает веки при быстром приближении предмета к глазу (рефлекс опасности), рассматривает свои ручки, узнает материнскую грудь и пр.
В 6-8 месяцев у ребенка возникает способность различать простые геометрические фигуры, видеть себя в зеркало; в 12 месяцев - узнавать себя в зеркало, а родителей - на фотографиях; появляется умение в некоторой степени оценивать расстояние. В дальнейшем пространственное зрение быстро прогрессирует, чему весьма способствует умение ребенка ходить и исследовать окружающие удаленные объекты не только с помощью глаз, но и рук; постепенно развивается восприятие перспективы.
Ко второму году жизни дети могут различать рисунки, а к третьему - иметь уже высокую остроту зрения - вплоть до 1,0 (примерно у 10% детей).
Начиная с года, остроту зрения у детей можно исследовать с помощью показа им с различных расстояний разной величины игрушек, с 3 же лет (иногда с двух) - использовать детские таблицы для исследования остроты зрения. В некоторых случаях возможно и объективное определение зрительных функций на нистагмаппаратах.
В последнее время появилась возможность с помощью лазеров объективно определять ретинальную, то есть истинную, обусловленную функциональными способностями сетчатки (независимо от наличия аномалий рефракции, помутнения сред глаза и пр.), остроту зрения.
Следует помнить, что острота зрения, равная 1,0 и более, формируется у большинства детей к 6-7 годам (по некоторым данным - к 10-11), а у части - к 14-15-летнему возрасту. Поэтому не всегда зрение меньше 1,0 обязательно связано с какими-то аномалиями или патологическими изменениями со стороны зрительного анализатора. С другой стороны, наличие "нормальной" (1,0) остроты зрения не всегда свидетельствует об отсутствии снижения зрения, так как индивидуальная острота зрения у многих выражается в цифрах выше единицы.
Определение остроты зрения у грудных детей представляет собой сложную задачу.
В связи с этим приводим методы, которые позволяют приблизительно оценить остроту зрения у грудного ребенка.
О состоянии зрительных функций у новорожденных судят по прямой и содружественной реакциях на свет, общей двигательной реакции ребенка на яркий свет. Для этого глаз ребенка освещают достаточным по силе источником света. В качестве такого источника следует использовать свет электрического офтальмоскопа или другой яркий источник света. Пучок света, отраженный от зеркала офтальмоскопа, в силу малой мощности может не вызвать реакции зрачка новорожденного. Поэтому реакцию зрачка на свет следует вызывать несколько раз, чтобы быть уверенным в наличии рефлекторного ответа на применяемый раздражитель.
В возрасте 2-3 недель ребенок реагирует поворотом головы в сторону ярких предметов, появившихся в его поле зрения. Он может кратковременно следить за движением этих предметов. В 1-2 месяца ребенок достаточно длительно фиксирует обоими глазами движущийся предмет, смыкает веки при быстром приближении к глазу яркого предмета. Он активно реагирует на грудь матери.
В возрасте 2-5 месяцев у ребенка можно исследовать предметное зрение. Для этого следует пользоваться ярко-красным шариком диаметром 40 мм, подвешенным на нитке на фоне окна. Ребенка постепенно подносят к шарику и отмечают расстояние, с которого он начинает следить за ним глазами или тянется к нему рукой. Во время исследования рекомендуется слегка раскачать шарик. Если ребенок реагирует на шарик с расстояния 5 м, то острота зрения равна) 0,18; с 4 м – 0,15; с 3 м – 0,11; с 2 м 0 0,07; с 1 м – 0,03.
При исследовании детей в возрасте 6-12 месяцев можно пользоваться аналогичной методикой, но применяют шарик диаметром 7 мм. Если ребенок начинает следить за шариком с расстояния 5 м, то острота зрения равна примерно 1,0; с 4 м – 0,8; с 3 м – 0,6; с 2 м – 0,4; с 1 м – 0,2; с 50 см – 0,1.
Для определения остроты зрения у детей в возрасте 1-2 лет рекомендуется проба с белыми шариками диаметром 40; 30; 22; 15; 7 мм. Ребенка с повязкой на одном глазу вводят в светлую комнату длиной не менее 5 м. На полу комнаты с промежутками в 1 м начертаны дуги. На дуге с отметкой 5 м находится белый шарик диаметром 40 мм. Ребенку показывают аналогичный шарик вблизи и просят его принести шарик лежащий на полу на отметке 5 м. Если ребенок не справляется с этой задачей, то шарик кладут на отметку 4 м, 3 м и так далее, пока он не будет обнаружен. Если ребенок находит шарик диаметром 40 мм с расстояния 5 м, его заменяют шариком меньшего диаметра и так далее.
Исследование зрения у детей в возрасте 3-7 лет осуществляют по детской таблице. (А.С.Аветисов, Е.И.Ковалевский, А.В.Хватова, 1987)
Возрастная эволюция зрения у детей (Е.И.Ковалевский)
1 неделя - 0,002-0,02
1 месяц - 0,008-0,03
3 месяца - 0,05 - 0,1
6 месяцев - 0,1 - 0,3
1 год - 0,3 - 0,6
2 года - 0,4 - 0,7
3 года - 0,6 - 0,9
4 года - 0,7 - 1,0
5 лет - 0,8 - 1,0
7 лет - 0,9 - 1,5
8-15 лет - 0,9 - 1,5
__________________
Центральное зрение
Центральное зрение появляется у ребенка только на 2–З-ем месяце жизни. В дальнейшем происходит его постепенное совершенствование — от способности обнаруживать предмет до способности его различать и распознавать. Возможность различать простейшие предметы обеспечивается соответствующим уровнем развития зрительной системы, а распознавание сложных образов уже связано с развитием интеллекта.
На 4–6-ом месяце жизни ребенок реагирует на появление рядом лиц, а еще раньше — на 2–3-м месяце замечает грудь матери. На 7–10-ом месяце у ребенка появляется способность распознавать геометрические формы (куб, пирамида, конус, шар), а на 2–3-ем году жизни нарисованные изображения предметов. Полное восприятие формы предметов и нормальная острота зрения развиваются у детей только к периоду школьного обучения.
Острота зрения новорожденного крайне низка, по данным исследований она составляет 0,005–0,015. В течение первых месяцев постепенно возрастает до 0,01–0,03. К 2-м годам она повышается до 0,2–0,3 и только к 6–7 годам (а по разным данным и к 10–11) достигает 0,8–1,0.
Цветовосприятие
Параллельно развитию остроты зрения происходит становление цветовосприятия. В ходе исследований выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 мес. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета, возможность же распознавать цвета коротковолновой части спектра (зеленый, синий) появляется позже. К 4–5-ти годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Аномалии цветоощущения у них встречаются приблизительно с такой же частотой и в таких же количественных соотношениях между лицами мужского и женского пола, как и у взрослых.
Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и предназначено для оценки остроты зрения у детей раннего возраста. Предъявляют ребенку оптотипы в виде объемных колец красного цвета различного размера и с различного расстояния. Различение с 5 м кольца диаметром 181,9 мм и толщиной 36,4 соответствует остроте зрения 0,04; различение кольца диаметром 121,3 мм и толщиной 24,3 мм соответствует остроте зрения 0,06; кольца диаметром 91,0 мм и толщиной 18,2 мм соответствует остроте зрения 0,08; при различении колец тех же размеров с 2,5 м - острота зрения соответственно в два раза меньше. Способ позволяет повысить точность оценки. 1 табл.
Изобретение относится к медицине, в частности к офтальмологии, и может быть использовано для оценки остроты зрения у детей раннего возраста с 6 месяцев до 7 лет.
Известен способ определения остроты зрения, меньшей 0,1, с помощью оптотипов Поляка, в его основе лежит предъявление изображенных на бумаге оптотипов - колец черного цвета заданных размеров и с различных расстояний. Ширина и диаметр колец соответствуют определенной остроте зрения (Южаков A.M., Глазные болезни. М.: АНМИ., 2004. - С.57).
Недостатки способа: невозможно использовать для исследования остроты зрения у детей раннего возраста, так как способность распознавать нарисованные изображения предметов у детей появляется только на 2-3-м годах жизни, кроме того, невозможность использования у детей с языковыми и речевыми нарушениями, а также в связи с их непривлекательностью для вызова фиксации взора ребенка.
Задача - повышение точности оценки остроты зрения у детей раннего возраста.
Технический результат поставленной задачи достигается тем, что в способе оценки остроты зрения у детей раннего возраста, заключающемся в предъявлении ребенку оптотипов в виде колец различного размера и с различного расстояния, предлагается оптотипы выполнить в виде объемных колец красного цвета, по наименьшему кольцу, которое ребенок распознает, определяют остроту зрения, например различение с 5 м кольца диаметром 181,9 мм и толщиной 36,4 мм соответствует остроте зрения 0,04; различение кольца диаметром 121,3 мм и толщиной 24,3 мм - остроте зрения 0,06; кольца диаметром 91 мм и толщиной 18,2 мм - остроте зрения 0,08; различение этих колец с 2,5 м - остроте зрения в два раза меньше указанной.
В табл.1 показана зависимость остроты зрения от распознавания объемных колец красного цвета, определенных диаметра и толщины, предъявляемых с расстояния
5-2,5 м.
Способ оценки остроты зрения у детей раннего возраста осуществляется следующим образом.
Ребенку, сидящему на руках у родителя, доктор показывает оптотипы в виде объемных колец красного цвета, закрепленных на палочке, диаметром 181,9 мм; 121,3 мм; 91 мм (толщина колец соответственно 36,4 мм, 24,3 мм, и 18,2 мм), наблюдая при этом за его реакцией (в зависимости от возраста: фиксация взгляда, слежение, мимика, речь). Предъявление объемных колец красного цвета начинают с 5 м и с кольца наибольшего диаметра, если ребенок его распознает, ему показывают кольцо меньшего диаметра. В случае если ребенок их не распознает, доктор последовательно уменьшает расстояние до ребенка, при этом последовательно предъявляя объемные кольца красного цвета, начиная с кольца наибольшего диаметра. Цвет объемных колец выбран красным, так как этот цвет является первым различимым, не вызывает явление зрительной дезадаптации, а также является привлекательным для ребенка. По наименьшему кольцу, которое ребенок распознает, используя таблицу, рассчитывают остроту зрения. Например, различение с 5 м кольца диаметром 181,9 мм и толщиной 36,4 мм соответствует остроте зрения 0,04; различение кольца диаметром 121,3 мм и толщиной 24,3 мм - остроте зрения 0,06; кольца диаметром 91 мм и толщиной 18,2 мм - остроте зрения 0,08; различение этих колец с 2,5 м - остроте зрения в два раза меньше указанной. Для достоверности результата исследование повторяют дважды вследствие низкой концентрации внимания ребенка в раннем возрасте.
Предлагаемый способ позволяет достаточно точно, легко и просто оценить остроту зрения у детей раннего возраста, что особенно важно при проведении медико-социальной экспертизы для решения вопроса о признании их инвалидами.
Способ оценки остроты зрения у детей раннего возраста Таблица | ||||||
Размер колец и острота зрения, при их различении с 5 м и с 2,5 м | ||||||
Размеры кольца мм | Острота зрения с 5 м | Острота зрения с 2,5 м | ||||
0,04 | 0,06 | 0,08 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | |
Толщина кольца | 36,4 | 24,3 | 18,2 | 36,4 | 24,3 | 18,2 |
Диаметр кольца | 181,9 | 121,3 | 91,0 | 181,9 | 121,3 | 91,0 |
Способ оценки остроты зрения у детей раннего возраста, включающий предъявление ребенку оптотипов в виде колец различного размера и с различного расстояния, отличающийся тем, что оптотипы выполнены в виде объемных колец красного цвета; различение с 5 м кольца диаметром 181,9 мм и толщиной 36,4 мм соответствует остроте зрения 0,04; кольца диаметром 121,3 мм и толщиной 24,3 мм - остроте зрения 0,06; кольца диаметром 91 мм и толщиной 18,2 мм - остроте зрения 0,08; различение этих колец с 2,5 м - остроте зрения в два раза меньше указанной.
Зрение – одно из чувств восприятия, с помощью которого мы получаем информацию о внешних свойствах предметов и их расположении в пространстве. Особенно важно наличие хорошего зрения для детей, поскольку снижение остроты зрения в той или иной степени препятствует полноценному развитию ребёнка.