РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ (всего 4 часа: 4 - лекции)

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель курса

Цель курса - освоение студентами основ теории и практики социальной защиты инвалидов и практическая подготовка их к работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Определения роли и места специалиста адап­тивной физической культуры в системе социальной защиты инвалидов.

Задачи курса

> Обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний в области теории и практического применения знаний социальной защиты инва­лидов, целостное осмысливание методологических подходов и общих законо­мерностей данного вида деятельности;

> освоение теоретических знаний и применение их в практической деятельности в работе с инвалидами;

> ознакомить студентов с основными принципами, нормативно-правовой основой и организацией деятельности системы социальной защиты инвалидов в России и международным опытом;

> дать представление о современных понятиях, значении, проблемах инвалидности и инвалидов, путях их решения; об обеспечении социальных га­рантий, прав и льгот инвалидов в различных сферах, в том числе и в адаптив­ной физической культуре;

> осветить основные направления, виды, формы и методы реабилита­ционной помощи, определив значение, роль и место адаптивной физической культуры в системе реабилитации и социальной защиты инвалидов.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

"Социальная защита инвалидов" является дисциплиной общепрофессио­нального цикла, определяющей комплекс знаний и умений в области норм оте­чественного права о социальной защите инвалидов и формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности будущего выпускника по специально­сти 032102 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоро­вья (адаптивная физическая культура)".

Требования к уровню освоения содержания курса

Врезультате изучения дисциплины студенты должны сформировать на­учное представление о сущности социальной защиты инвалидов, о роли, месте и значении адаптивной физической культуры в системе социальной защиты, в реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Студенты должны:

ЗНАТЬ:

- нормативно-правовую базу и организацию социальной зашиты инвали­дов в Российской Федерации;

- цели и задачи социальной защиты инвалидов, ее роль и значение в сис­теме комплексной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья;

- основные понятия и проблемы, связанные с инвалидностью; медицин­ские причины инвалидности; основные направления и формы медико-социального обслуживания, материальной, правовой помощи и защиты инва­лидов;

- общие положения медико-социальной экспертизы; порядок установле­ния и основные критерии инвалидности (критерии оценки нарушения здоровья, Ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности); причины и предупреждение инвалидности;

- общие положения и основные направления реабилитации инвалидов; формы, методы и организацию медицинской, профессиональной, социальной реабилитации;

- общие положения Федерального закона (1995) "О социальной защите инвалидов Российской Федерации"; материальном обеспечении инвалидов; льготы по уплате налогов и сборов для организаций, использующих труд инва­лидов; иные денежные выплаты спортсменам-инвалидам;

- иметь представление о структуре, задачах, организации работы основ­ных учреждений и органов социальной защиты, медико-социальной экспертизе, реабилитации; об общественных организациях инвалидов; об основных россий­ских и международных нормативно-правовых документах, регулирующих дея­тельность в системе социальной защиты и реабилитации инвалидов;

- порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабили­тации инвалида;

- нормативные документы по социальной поддержке и защите родителей, воспитывающих детей-инвалидов.

УМЕТЬ:

применять на практике теоретические знания, полученные во время изучения курса;

- организовывать и проводить исследования по вопросам формирования среды жизнедеятельности для инвалидов;

- определять критерии и параметры доступности спортивных сооружений и спортивного инвентаря для инвалидов;

- осуществлять консультативную помощь родителям в воспитании и обу­чении детей-инвалидов;

- разрабатывать вспомогательные технические средств и спортинвентарь, обеспечивающих инвалидам условия доступности;

- разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу реабилита­ции с учетом социальной защиты и поддержки инвалида.

П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Разделы курса

РАЗДЕЛ I. Введение в дисциплину. Система социальной защиты инвали­дов.

РАЗДЕЛ П. Инвалидность как медико-социальная проблема.

РАЗДЕЛ III. Формирование доступной для инвалидов среды жизнедея­тельности.

2. Темы и их краткое содержание

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ (всего 4 часа: 4 - лекции)

Тема 1.1. Введение в дисциплину(всего 2 часа: 2 - лекция) Социальная защита в системе специальных (коррекционных школ), адап­тивной физической культуры, высшего профессионального образования инва­лидов. Высшее профессиональное образование: специальность 022500 "Физи­ческая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная фи­зическая культура)". Интеграция образовательных программ современная тен­денция в высшей школе. Общие положения социальной защиты инвалидов. Со­циальная защита спортсменов, спортсменов-инвалидов, призеров паралимпийских, сурдлимпийских игр.

Тема 1.2. Система социальной защиты инвалидов(всего 2 часа: 2 -лекция)

Цели и задачи социальной защиты инвалидов; содержание понятий: "со­циальная защита" и "социальное обеспечение"; организация и направления дея­тельности системы. Организационные принципы. Структура и обеспечение деятельности системы социальной защиты инвалидов. Законодательная и нор­мативно-правовая основа социальной защиты. Роль и значение социальной за­щиты инвалидов в процессе медико-социальной и профессиональной реабили­тации инвалидов. Законодательные вопросы физической культуры и спорта ин­валидов.

Наши рекомендации