РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ (всего 4 часа: 4 - лекции)
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса
Цель курса - освоение студентами основ теории и практики социальной защиты инвалидов и практическая подготовка их к работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Определения роли и места специалиста адаптивной физической культуры в системе социальной защиты инвалидов.
Задачи курса
> Обеспечить освоение студентами основ фундаментальных знаний в области теории и практического применения знаний социальной защиты инвалидов, целостное осмысливание методологических подходов и общих закономерностей данного вида деятельности;
> освоение теоретических знаний и применение их в практической деятельности в работе с инвалидами;
> ознакомить студентов с основными принципами, нормативно-правовой основой и организацией деятельности системы социальной защиты инвалидов в России и международным опытом;
> дать представление о современных понятиях, значении, проблемах инвалидности и инвалидов, путях их решения; об обеспечении социальных гарантий, прав и льгот инвалидов в различных сферах, в том числе и в адаптивной физической культуре;
> осветить основные направления, виды, формы и методы реабилитационной помощи, определив значение, роль и место адаптивной физической культуры в системе реабилитации и социальной защиты инвалидов.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
"Социальная защита инвалидов" является дисциплиной общепрофессионального цикла, определяющей комплекс знаний и умений в области норм отечественного права о социальной защите инвалидов и формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности будущего выпускника по специальности 032102 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)".
Требования к уровню освоения содержания курса
Врезультате изучения дисциплины студенты должны сформировать научное представление о сущности социальной защиты инвалидов, о роли, месте и значении адаптивной физической культуры в системе социальной защиты, в реабилитации и социальной интеграции инвалидов. Студенты должны:
ЗНАТЬ:
- нормативно-правовую базу и организацию социальной зашиты инвалидов в Российской Федерации;
- цели и задачи социальной защиты инвалидов, ее роль и значение в системе комплексной реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
- основные понятия и проблемы, связанные с инвалидностью; медицинские причины инвалидности; основные направления и формы медико-социального обслуживания, материальной, правовой помощи и защиты инвалидов;
- общие положения медико-социальной экспертизы; порядок установления и основные критерии инвалидности (критерии оценки нарушения здоровья, Ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности); причины и предупреждение инвалидности;
- общие положения и основные направления реабилитации инвалидов; формы, методы и организацию медицинской, профессиональной, социальной реабилитации;
- общие положения Федерального закона (1995) "О социальной защите инвалидов Российской Федерации"; материальном обеспечении инвалидов; льготы по уплате налогов и сборов для организаций, использующих труд инвалидов; иные денежные выплаты спортсменам-инвалидам;
- иметь представление о структуре, задачах, организации работы основных учреждений и органов социальной защиты, медико-социальной экспертизе, реабилитации; об общественных организациях инвалидов; об основных российских и международных нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность в системе социальной защиты и реабилитации инвалидов;
- порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида;
- нормативные документы по социальной поддержке и защите родителей, воспитывающих детей-инвалидов.
УМЕТЬ:
применять на практике теоретические знания, полученные во время изучения курса;
- организовывать и проводить исследования по вопросам формирования среды жизнедеятельности для инвалидов;
- определять критерии и параметры доступности спортивных сооружений и спортивного инвентаря для инвалидов;
- осуществлять консультативную помощь родителям в воспитании и обучении детей-инвалидов;
- разрабатывать вспомогательные технические средств и спортинвентарь, обеспечивающих инвалидам условия доступности;
- разрабатывать и реализовывать индивидуальную программу реабилитации с учетом социальной защиты и поддержки инвалида.
П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Разделы курса
РАЗДЕЛ I. Введение в дисциплину. Система социальной защиты инвалидов.
РАЗДЕЛ П. Инвалидность как медико-социальная проблема.
РАЗДЕЛ III. Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
2. Темы и их краткое содержание
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ (всего 4 часа: 4 - лекции)
Тема 1.1. Введение в дисциплину(всего 2 часа: 2 - лекция) Социальная защита в системе специальных (коррекционных школ), адаптивной физической культуры, высшего профессионального образования инвалидов. Высшее профессиональное образование: специальность 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)". Интеграция образовательных программ современная тенденция в высшей школе. Общие положения социальной защиты инвалидов. Социальная защита спортсменов, спортсменов-инвалидов, призеров паралимпийских, сурдлимпийских игр.
Тема 1.2. Система социальной защиты инвалидов(всего 2 часа: 2 -лекция)
Цели и задачи социальной защиты инвалидов; содержание понятий: "социальная защита" и "социальное обеспечение"; организация и направления деятельности системы. Организационные принципы. Структура и обеспечение деятельности системы социальной защиты инвалидов. Законодательная и нормативно-правовая основа социальной защиты. Роль и значение социальной защиты инвалидов в процессе медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов. Законодательные вопросы физической культуры и спорта инвалидов.