Специфика общества связана с признаком самодостаточности
Тема 16. «Общество: основы философского анализа».
Вопросник
Феномен общества в философском осмыслении.
Философское понимание общества.
В научном значении термин «общество» употребляется в различных смыслах.
В философской и исторической литературе можно насчитать пять основных значений:
Во-первых, отдельное конкретное общество, являющееся самостоятельной единицей истории (например: российское, японское, французское и другие общества).
Во-вторых, это совокупность социальных организмов региона (ближневосточное, западноевропейское и т.д.).
В-третьих, всё человечество в целом.
В-четвертых, общество определенного типа (античное, феодальное, буржуазное).
В-пятых, под обществом понимается безотносительно к его конкретным формам некая социальность, противоположная природе: идеальный тип, носитель существенных средств и признаков всех социальных организмов.
Пятое значение в наибольшей степени отражает философское понимание общества.
Сущность общества и его признаки.
Общество - это обособившаяся от природы часть бытия, характеризующаяся своими способами самоорганизации, социальными нормами, отношениями и институтами, исторически развивающейся жизнедеятельностью людей. В этом определении заключена сущность общества.
Сущность общества выражается в родовых и видовых признаках.
Основной родовой признак общества состоит в том, что оно есть материальная субстанция, имеющая общие характеристики с природой, космосом. К видовым (специфическим) признакам общества можно отнести наличие индивидов, обладающих сознанием и связанных с ним способностями: особая организация и управление, нормы и принципы жизнедеятельности, отношения общения, поведения и деятельности и др. Видовые признаки общества определяют особые способ и содержание жизни людей, отличающие их от жизни растений и животных. Такой способ и содержание жизни общества людей на Земле получил название культуры.
В широком значении общество как социальная форма движения бытия, противоположная, противостоящая природе и природному именуется «социумом». Понятие «социум» в научный оборот ввел К.Х. Момджян. По его мнению социум - это организационная форма совместной деятельности людей, одна из подсистем мира, занимающая специфическое место в нем. Общество вообще, или социум как подсистема мира, форма совместной жизнедеятельности людей является носителем, с одной стороны, общих свойств и связей мира как целостной системы, а с другой - специфических социальных отношений и форм.
Общество - это коллектив людей, совокупность индивидов. Данное утверждение верно, но оно содержит лишь ту очевидную истину, что о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность людей. Общество является результатом, продуктом человеческой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия.
К. Маркс, сформулировав принципы материалистического понимания истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых индивиды находятся друг с другом. Иными словами, общество - это система общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, социальные институты (государство, политические партии, религиозные, культурные и другие объединения).
Известный немецкий мыслитель Г. Гегель разграничивал уже государство и гражданское общество. Последнее определял как систему зависимостей людей с целью их материального обеспечения.
Французский мыслитель О. Кант, разработав основы «позитивной» философии и социологии, раскрыл общество как сложный организм, имеющий качественную определенность. Он считал общество целостной системой, социальным организмом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная философия должна изучать законы существования, функционирования и динамики социальной системы.
Английский историк А. Тойнби, считавший себя противником К. Маркса, тем не менее, также квалифицировал общество как систему отношений. Общественные отношения между людьми имеют надличностный характер и поддерживаются с помощью специальных механизмов, именуемых социальными институтами. Без них общество не могло бы существовать. А. Тойнби выделял три элемента общества: люди, живые человеческие индивиды; отношения между людьми двух видов; специально созданные социальные институты.
Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные процессы и самого человека как личность, то деятельность человека, отношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социальные институты,
поддерживающие отношения - главные, хотя и не единственные, его элементы.
Специфика общества связана с признаком самодостаточности.
Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность производить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основой, субстанцией, способом существования людей в мире.