Образование двигательного навыка
В двигательной деятельности спортсмена стереотип проявляется в процессе адаптации к физическим нагрузкам и приобретении новых двигательных навыков.
Двигательный навык – форма двигательных действий, выработанная по механизму условного рефлекса (динамического стереотипа) в результате соответствующих систематических упражнений.
Простейшими двигательными навыками является умение передвигаться шагом и бежать, а также плыть, умение бросать и ловить и т. д. Очевидно, что люди, обладающие различным фондом двигательных навыков, по-разному овладевают новыми двигательными навыками. Квалифицированный спортсмен значительно быстрее овладевает новой комбинацией, чем новичок.
При формировании двигательного навыка можно выделить три фазы: генерализации, концентрации, автоматизации.
Фаза генерализации характеризуется тем, что в работу вовлекаются лишние группы мышц, отмечается неоправданно большое напряжение работающих мышц и т. п. Движения скованны, угловаты, плохо координированы и неточны, неэкономичны.
В фазе концентрации исчезает излишняя напряженность, движения становятся точными, экономичными, свободными, т. е. происходит концентрация возбуждения в нужных зонах головного мозга.
В фазе автоматизации навык настолько уточняется и закрепляется, что выполнение движений становится как бы автоматическим и не требует контроля сознания. Такой навык отличается высокой стабильностью. Автоматизация навыков делает возможным одновременное выполнение нескольких двигательных действий.
На всех фазах образования двигательного навыка происходит формирование как нервно-мышечного, так и вегетативного компонентов. При этом вегетативные реакции становятся все более специфичными и отражают «запрос» со стороны двигательной сферы.
Например, при статистических усилиях особые требования предъявляются к малому кругу кровообращения и венозному притоку к правому предсердию. При длительном беге активизируется дыхание и кровообращение в целом. В третьей фазе (автоматизации) на основе совершенствования условных рефлексов достигается единство двигательного и вегетативного компонентов двигательного навыка.
В образовании двигательного навыка участвуют различные анализаторы: двигательный (проприоцептивный), вестибулярный, слуховой, зрительный, тактильный.
Подобно всем условным рефлексам, двигательные навыки точно осуществляются только при непрерывном повторении, тренировке. Перерыв ведет к распаду сложного навыка, хотя простые элементы и сохраняются очень долго. Общие поведенческие навыки в виде плавания, ходьбы на лыжах, катания на коньках, велосипеде сохраняются при перерывах в тренировках на много лет, но в форме совершенно непригодной для соревновательной деятельности.
Двигательный навык наиболее эффективен, если он не чрезмерно стандартен, так как это мешает человеку приспосабливаться в изменяющихся условиях. Он должен быть сформирован с оптимальным диапазоном, что обеспечит наилучшую адаптацию к условиям деятельности и устойчивость результатов при выполнении движений.
В процессе тренировки двигательные навыки становятся все более устойчивыми и управляемыми. Человек получает возможность все более широко и глубоко сознательно оценивать выполняемые действия. Это говорит об улучшении взаимосвязи сознания и движения (второй и первой сигнальных систем).
Двигательная функция
и повышение устойчивости организма человека
к различным условиям внешней среды
Проблема физиологической адаптации (приспособления) захватывает широкий круг вопросов, имеющих большое значение для жизни человека. Человек будет здоровым, если научится управлять своим физиологическим статусом при колеблющихся условиях внешней и внутренней среды.
Существенное значение в этом управлении принадлежит двигательной функции человека. Двигательная функция обеспечивает сохранение и углубление связей организма с окружающей средой. Одновременно за счет рефлекторных и гормональных механизмов она оказывает влияние на активность и высокую устойчивость вегетативных реакций (в первую очередь, на сохранение постоянства внутренней среды).
Устойчивость организма к действию различных условий окружающей среды зависит от врожденных и приобретенных свойств организма. Она очень изменчива и в определенной мере поддается оптимальной тренировке как средствами физических нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком кислорода в воздухе и др.). различают специфический и неспецифический механизмы повышения устойчивости функций организма.
Специфический механизм сводится к тому, что повышение устойчивости к данному фактору развивается при повторяющемся действии этого же фактора. Например, устойчивость к перегреванию развивается в условиях повторяющегося воздействия высокой температуры.
Неспецифический механизм повышения устойчивости можно проиллюстрировать так называемым явлением переноса. Под этим термином понимают явление, когда тренировка одних систем приводит к одновременному укреплению других систем. Так, упражнение мышц левой руки оказывает положительное влияние на проявление силы, быстроты, выносливости при следующей работе правой руки. Высокий уровень выносливости при физической работе может обеспечивать повышение этого качества при работе умственной и т. д.
Особую роль в повышении устойчивости организма имеет физическая тренировка. При этом мышечная деятельность вызывает постоянные значительные колебания внутренней среды организма: интенсивности обменных процессов, температурного режима, перераспределения кровоснабжения тканей и т. д. Поэтому физическая тренировка является одним из факторов, оказывающих тренирующие воздействия на адаптационные механизмы, и расширяет диапазон колебаний окружающей среды, к которым организм может приспособиться.
Физическая тренировка оказывает разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Основа устойчивости психики закладывается в детском возрасте. При этом значение двигательной функции для развития речи и мышления особенно ярко раскрывается на ранних этапах онтогенеза (индивидуального развития). Из медицинской практики известно, что дети, по тем или иным причинам обездвиженные с раннего возраста, отстают в своем умственном развитии от сверстников, в частности их словарный запас намного беднее.
Имеются многочисленные данные изучения у тренированных и нетренированных лиц устойчивости внимания, памяти, способности к устному счету различной сложности, восприятия, некоторых сторон мышления. Установлено, что устойчивость изученных параметров умственной деятельности находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности. При этом для сохранения высокого уровня психических функций (смелости, решительности и т. п.) преимущественное значение имеют быстрота, сила, выносливость и ловкость.
Рассмотрим влияние физических упражнений на устойчивость организма к неблагоприятным условиям деятельности. Умственная работоспособность в меньшей степени ухудшается под воздействием неблагоприятных факторов (изоляции, гиподинамии, неблагоприятного микроклимата и др.), если в этих условиях соответствующим образом применять физические упражнения. Высокая физическая тренированность обеспечивает и в неблагоприятной обстановке сохранение достаточного уровня работоспособности.
При систематических занятиях физическими упражнениями, особенно если занятия проводятся на свежем чистом воздухе, в значительной степени ликвидируется умственное утомление.
Активная тренировка способствует более высокой статокинетической устойчивости, которая лежит в основе укачивания. Состояние укачивания возникает на различных средствах передвижения: при плавании на морских и речных судах, при полетах в самолетах и вертолетах, при езде на поездах и автомобилях, при следовании лифтом. Укачивание является своеобразной реакцией организма человека на действие инерционных сил при передвижении. Укачивание приводит к снижению, а подчас и полной потере работоспособности человека как умственной, так и физической.
Наиболее эффективными методами повышения статокинетической устойчивости организма являются плавание стилем кроль с вращением головы вокруг продольной оси тела, прыжки в воду, занятия баскетболом, футболом, катание на коньках, гимнастика и др. При систематических тренировках (в течение 2–3 мес.) устойчивость к укачиванию повышается на 50 – 80% по сравнению с исходным уровнем. Достигнутый эффект сохраняется длительное время (до 6 мес.).
Для лиц, работающих в условиях изоляции, необходима организация психологической поддержки. С ее помощью решаются вопросы восполнения дефицита осоциальных контактов, мотивационное обеспечение деятельности, создания музыкального фона и др.
Вибрации относятся к факторам, обладающим большой биологической активностью. Патологическое состояние организма, возникшее в результате действия вибрации, определяют как профессиональное заболевание – вибрационная болезнь (у операторов, работающих с ручными вибрационными машинами). Сама вибрация обладает механической активностью, приводящей к изменению (нарушению) естественных биологических процессов. И в то же время в определенных условиях вибрация может явиться стимулятором полезных биологических процессов и отдельных функций. В настоящее время в практику входит ввибротерация. Полезные вибрации возникают и при занятиях физическими упражнениями, особенно во время бега на «бегущей дорожке», лента которой перемещается по роликам, создаются вибрационные толчки, способствующие тонизированию сосудов, мышц и сохранению архитектоники костей.
Для искусственной стимуляции деятельности мышц у лиц, ведущих малоподвижный образ жизни, используется вибромассаж. И поскольку при снижении двигательной активности человека страдает интеллектуальная деятельность, то при помощи вибрационного воздействия стимулируется не только мышечная деятельность, но и эмоциональная и умственная активность.
Универсальным средством повышения резервных возможностей организма в рассмотренных случаях являются регулярные физические упражнения, которые способствуют повышению устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Многократно повторяющиеся мышечные нагрузки способствуют более рациональной перестройке внутренних процессов в организме в соответствии с меняющимися погодными и геофизическими факторами.
Исследования на людях подтверждают, что тренировка ускоряет и улучшает процесс акклиматизации к холоду. Наблюдения над тренированными лыжниками показали, что при понижении температуры тела до 35° они сохраняли высокую работоспособность. Если физически нетренированные люди могут работать при температуре тела 37–38°, то тренированные выносят мышечные нагрузки даже при температуре тела 39–39,5°. Повышение неспецифической устойчивости при закаливании, в частности холодом, осуществляется в результате сочетания охлаждения с физическими упражнениями.
Адаптация к гипоксии (физическая тренировка в условиях атмосферы с пониженным содержанием кислорода) особенно в процессе тренировки в среднегорье повышает резистентность организма ко многим другим факторам. Так, например, повышается физическая работоспособность, устойчивость к воздействию ионизирующей радиации, общая резистентность к инфекционным заболеваниям, устойчивость к острому кислородному голоданию, радиальным ускорениям, высокой температуре, глубокому охлаждению. Пребывание в горах положительно влияет на многие физиологические системы организма. В первую очередь мобилизируются системы транспорта кислорода к тканям. Поэтому пребывание в горах рекомендуется для укрепления стабилизации здоровья. Активный отдых в горах – эффективное средство борьбы с производственным утомлением и гиподинамией.
Контрольные вопросы
Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Его анатомические, морфологические, физиологические и биохимические функции. Функциональные системы организма. Внешняя среда. Природные и социально-экологические факторы. Их воздействие на организм и жизнедеятельность. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Утомление при физической и умственной работе: компенсированное, некомпенсированное, острое, хроническое. Восстановление. Биологические ритмы и работоспособность. Гипокинезия и гиподинамия, их неблагоприятное влияние на организм. Средства физической культуры в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.
Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки. Обмен веществ и энергии, кровь и кровообращение, сердце и сердечно-сосудистая система, дыхательная система, опорно-двигательный аппарат (костная система, суставы, мышечная система), органы пищеварения и выделения, сенсорные системы, железы внутренней секреции, нервная система. Регуляция деятельности организма: гуморальная и нервная. Особенности функционирования центральной нервной системы. Рефлекторная природа двигательной деятельности. Образование двигательного навыка. Рефлекторные механизмы совершенствования двигательной деятельности. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды: активность и устойчивость психических функций, развитие речи и мышления, особенно на ранних этапах онтогенеза; нарушение биологических ритмов; внимание в условиях дефицита времени, эмоционального напряжения, стресса, его сосредоточение и переключение; работа в замкнутом пространстве; резко меняющиеся погодные условия, микроклимат; вибрация, укачивание, невесомость; проникающая радиация.
Тема 3
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА