Боевое знамя воинской части (корабля)

Боевое Знамя и военная присяга всегда были, в почете у русского воин­ства. Проявление верности им считалось высшей воинской доблестью. Эта замечательная традиция жива и сегодня. Вид Боевого Знамени вызывает волнение, как у бывалого воина, так и у новобранца, только что пришедшего в воинскую часть. У российских бое­вых знамен долгая и славная история. Поначалу они представляли собой длинные шесты, на верхушках которых укреплялись пучки травы, ветки, конские хвосты. Позже к шестам стали прикреплять куски тканей яркого цвета, разнообразные по форме и размерам. После крещения Руси на боевых стягах изображались лики святых, Бо­городицы и Спасителя. Вера в святость знамен на Руси была непоколеби­мой. Со временем религиозные изображения и слова молитв стали допол­няться, а потом и заменяться символическими знаками, выражавшими державную мощь страны. На них появились короткие изречения, боевые кличи, воинские призывы. Во время походов стяги обычно возились при войске в обозе, вместе с оружием и доспехами. Но стоило войску приблизиться к ратному полю, как немедленно на нем водружался стяг — боевое знамя. Стяг был местом сбора для войск, он «стягивал» отдельные отряды. Обычно стяг развевал­ся возле военачальника, вождя. В ожесточенных схватках слава доставалась тому, кому удавалось пробить­ся к неприятельскому стягу, подрубить его, а на это место водрузить свое зна­мя. Такой поступок являлся подвигом и почти всегда означал решительную победу над врагом. Высился стяг над полем битвы — значит рать боеспособна, поник стяг — значит враги сломили силу войска, значит поражение, конец боя... Знамена всегда воодушевляли русских воинов в битвах. В часы страш­ной сечи на льду Чудского озера в 1242 г. чудо-богатыри земли русской вдохновлялись стягом своего вождя Александра Невского. Он высоко па­рил у Вороньего Камня. Каждый воин видел его и знал: там князь. Когда в 1380 г. на Куликовом поле разыгралась жестокая битва между русским войском и татарской ордой Мамая, в гуще страшного сражения гордо развевался стяг Дмитрия Донского. Он демонстрировал воинам, что с ними их полководец и вся слава земли русской. Важные изменения эволюции знамен произошли в ХVIII веке. При Петре I был составлен первый воинский устав. В нем Петр I утвердил сложившие­ся в веках традиции почитания знамени и ввел в армии клятву перед ним. «Обещаюсь и клянусь всемогущим Богом, — присягали солдаты Петра, — что от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду». Подчеркивая глубокую значимость клятвы, Петр ввел в свой устав слова: «Кто к знамени присягал единожды, тот у оного до смерти стоять должен». Была установлена особая ответственность за сохранность знамени. По уставу Петра I знаменный взвод, не уберегший знамя, подлежал рас­стрелу, а полк расформированию. Охрана боевого полотнища вверялась самым доблестным воинам. Вот как был определен долг знаменосцев в тяжелые минуты: «когда опасный слу­чай в ретираде учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себя схоронить или около себя обвить, и так себя со оным спасать». И петровс­кие солдаты — гвардейцы - преображенцы и семеновцы, гренадеры и дра­гуны, славные бомбардиры и пушкари — свято исполняли свой долг. Пет­ровский наказ пережил свою эпоху. Его нерушимо соблюдали в последую­щие поколения русских солдат. Под сенью боевых знамен отважно сражались русские солдаты и офице­ры в ходе русско-японской войны 1904-1905 гг., на полях сражений пер­вой мировой войны. Верность Боевому Знамени сохранили и приумножи­ли советские воины в боях у озера Хасан (1938 г.) и на реке Халхин-Гол (1939 г.), во время советско-финской войны (1939-1940 гг.) и особенно в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны родилась боевая традиция водружения Красных знамен над освобожденными городами. Это было почетное право тех, кто шел впереди. Это была воинская честь, которую старался заслужить каждый полк, каж­дое подразделение. Заслужить отвагой, доблестью и воинским мастерством. 30 апреля 1945 г. над поверженным фашистским рейхстагом в Берлине взвилось знамя 756-го полка 150-й стрелковой дивизии. Его установили разведчики этого полка Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Сегодня это историческое знамя бережно хранится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации. Захват неприятельского знамени всегда считался высшей доблестью в бою. В Северную войну, при Петре I, овладев шведской крепостью Выборг, русские захватили 63 знамени. В 28 битвах, которыми руководил вели­кий Суворов, было захвачено 609 знамен! В музеях страны хранятся 360 шведских знамен эпохи Карла XII, 370 прусских - армии Фридриха II, более 200 — армии Наполеона. Великая Отечественная война не явилась исключением. Вряд ли кого могут оставить равнодушными кадры тех славных лет: гордо развевающи­еся советские знамена на Параде Победы и поверженные трофейные фа­шистские штандарты... К подножию мавзолея было брошено 200 фашист­ских знамен. Легендарное Знамя Победы впервые торжественно пронесли впере­ди сводных полков всех фронтов 9 мая 1965 года в 20-летнюю годовщину окончания ВОВ. Ныне, в соответствии с президентским указом, Знамени Победы в дни боевой славы должны отдаваться почести наравне с Государственным флагом РФ. Боевое Знамя олицетворяет собой беспредельную смелость и мужество, преданность своему народу и Родине. Оно напоминает каждому военнос­лужащему о героических традициях и священном долге защиты Отечества. Весь личный состав воинской части обязан самоотверженно и мужествен­но защищать Боевое Знамя в бою и не допускать захвата его противником. При утрате Боевого Знамени командир части и военнослужащие, непос­редственно виновные в таком позоре, подлежат суду военного трибунала, а воинская часть расформированию. Поэтому пост № 1 у Боевого Знамени доверяют лучшим солдатам и сержантам. Одним из самых почетных поощрений для воина является фотографи­рование у развернутого Боевого Знамени воинской части, Военно-морско­го флага корабля. Такие фотографии как дорогие реликвии, свидетельству­ющие о честном служении Родине, хранятся в семьях многих бывших во­еннослужащих. Законно гордятся своим Военно-морским флагоми российские моря­ки. Его история уходит в глубокую древность. Еще во время морских похо­дов славян на Царьград в VIII — IX вв. их ладьи имели флаги. Первый флаг на русском боевом корабле «Орел» был поднят в 1668 г. Он сочетал в себе три цвета: красный, синий и белый, которые символизировали благород­ство, верность и мужество. С 1712 г. военно-морским флагом стал Андреевский флаг — белое полотнище с синим крестом по диагонали, который просуществовал до ок­тября 1917 года. Под ним российские мореплаватели совершали кругос­ветные путешествия, открывали новые морские пути и земли, а военные моряки добывали славу в сражениях при Гангуте (1714 г.), у Чесмы (1770 г.), Тендры (1790 г.), Наварина (1827 г.), Синопа (1853 г.). Сегодня на флоте новый — Андреевский флаг (учрежден указом Прези­дента Российской Федерации 26 июля 1992 г.) и новое поколение моряков. Но, как и прежде, оно законно гордится своим Военно-морским флагом, олицетворяющим величие и мощь России, ее героическое прошлое. Подъемом флага начинается день на корабле, кончается спуском флага. По положению флагов можно узнать, что на корабле: радость (подняты стеньговые флаги и флаги расцвечивания), печаль (приспущенный флаг), стоит ли корабль на якоре (поднят гюйс) или готов к бою (на стеньгах Госу­дарственный и Военно-морской флаги), считает себя победителем (поднят флаг на мачте) или побежденным (спущенный флаг). Морской устав Петра I ни под каким видом не допускал спуска флага, сдачи корабля врагу. Все русские и советские уставы повторяли этот пункт. Наши моряки только теоретически знают, что это такое — спустить флаг в бою: ни разу не спускался он в огне сражений. В разные времена Боевые Знамена нашей армии выглядели по-разному. Однако какого бы цвета они ни были, что бы на них ни было изображено или написано, они всегда оставались святыней для тех воинов, что за ними шли, воевали под их сенью, защищали их в бою, отдавали за них свое самое дорогое достояние — жизнь.

Военная присяга - клятва воина на верность Родине – России.Гражданин РФ, впервые поступающий на военную службу или не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом РФ и Боевым Знаменем воинской части. К Военной присяге приводятся: солдаты и матросы, прибывшие на пополнение, после прохождения соответствующей программы и усвоения ими основных обязанностей солдата (матроса), понятий Военной присяги, Боевого Знамени воинской части и воинской дисциплины. Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге, читает вслух перед строем подразделения ее текст. Текст ныне действующей военной присяги утвержден Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.). Ее слова звучат лако­нично, по-военному чеканно: «Я (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству - Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров, начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Поскольку в присяге сконцентрированы благородные идеалы защиты Отечества, то каждый воин, принимая ее, берет на себя высокие обязатель­ства. Их исполнение составляет смысл воинской службы. С того момента, как юноша в торжественной обстановке, перед лицом своих командиров, товарищей» родных и близких произнесет слова священной клятвы, он считается полноправным защитником Родины. Какова история военной присяги в России? Упоминания о ней отно­сятся к IX веку. В тот момент основу вооруженной силы Киевской Руси составляла княжеская дружина, по сути дела, первое профессиональное воинское формирование. Естественно, обряд, связанный с приобщением новичков к профессиональному кругу, имел особое значение и был наибо­лее почитаем. Клятвоприношению на верность князю обычно предшество­вало действо, проверявшее будущих дружинников на физическую выносливость, ловкость, силу. От Византийской империи к княжеским дружи­нам перешел обычай целовать крест во время присяги. И не случайно вои­на, совершившего такой акт, церковь возводила в ранг «высокого христи­анского подвижника». Его ожидала вечная память и «царствие небесное». Торжественное обязательство принималось в присутствии священника. Запись, по которой служилый человек приносил присягу, называлась крестоцеловальной, или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином. Кроме того, разновидностью служебной присяги являлась поручная запись. Она предусматривала пись­менные гарантии какого-либо лица, в том числе и родственника за рекру­тируемого. Таким образом, ритуал военной клятвы основывался не только на страхе отлучения от церкви, но и на моральной ответственности перед своими поручителями. Ярким, проникновенным действием выглядел обряд принесения священ­ного обета на службу Отечеству во времена Петра I. По петровскому уставу присяга должна была приноситься солдатами «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст при­сяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты». Если было много молодых солдат, то они поднимали только руку перед лежащим Евангелием и повторяли текст присяги вслед за читающим, после чего целовали Евангелие. Воины клялись «служить верно и послушно, во всем поступать так, как честно­му, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надле­жит». После принесения присяги в строю присягающие подписывали ин­дивидуальные клятвенные обещания — «присяжные листы». Ритуал принятия военной присяги периодически изменялся, но в основе идей сохранился до 1917г. При этом рекрут всегда клялся, что он будет «слу­жить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству». Немалое символическое и воспитательное значение имели в проведении ритуала воинские атрибуты. Развернутое знамя, оружие, строй части да­вали почувствовать присягающему свою причастность к войсковому това­риществу и личную ответственность за защиту Отечества. После октября 1917 г. первая военная присяга Рабоче-Крестьянской Красной Армии рождалась по почину самих красноармейцев и красных командиров. Тексты ее в частях и на кораблях были различны. В апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) утвердил единый текст присяги для всей армии. Сама присяга тогда назы­валась «Формула торжественного обещания». В марте 1922 г. решением ВЦИК был установлен единый день принятия присяги — 1 мая. Воины стали присягать коллективно, в строю, перед па­радом. А в январе 1939 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новый текст присяги (в связи с принятием в 1936 г. новой Конституции СССР). С этого момента воины стали принимать присягу в индивидуаль­ном порядке и скреплять ее собственноручной подписью. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или граж­данин, не проходивший военной службы и впервые призванный на воен­ные сборы, приводится к военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Приведение к Военной присяге проводятся по прибытии военнослужаще­го к первому месту прохождения военной службы после прохождения началь­ной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца или по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов. До приведения к военной присяге: военнослужащий не может привлекаться к выполнению боевых за­дач (участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, боевой службы караульной службы) и задач при введении режима чрезвычайного по­ложения и в условиях вооруженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться оружие и военная техника; на военнослужащего не может налагаться дисциплинарное взыска­ние в виде ареста. День приведения к военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день. На торжественное при­нятие присяги воинами в часть стараются приехать их родные и близкие. В военном билете и учетно-послужной карточке военнослужащего дела­ется отметка: «К военной присяге приведен (число, месяц, год)». Отношение воина к своей торжественной клятве характеризует его вер­ность Отечеству и готовность защищать его. В тексте военной присяги не­много слов, но в них заложен глубокий смысл. Выполняя свой воинский долг, каждый солдат (матрос) страницу за страницей пишет биографию своей судьбы, своей армейской жизни, держит испытание на гражданскую и нравственную зрелость. Верность воинскому долгу, военной присяге — замечательная традиция Российских Вооруженных Сил. Ее соблюдение является мерилом нрав­ственности Воина, всех его дел и поступков.

Наши рекомендации