От 1 сентября 2012 года
Заведующая д.с. « Золотая рыбка»
Ив С.А._____
Аналитический отчёт по результатам психологического мониторинга
«Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению»
За 2012 – 2013 учебные годы.
От 1 сентября 2012 года.
Была проведена диагностика детей 2 – ой младшей группы ДОУ в рамках социально – психологического мониторинга.
Нами были обследованы дети 2 – ой младшей группы .
Используемая методика: диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.
Авторы:Роньжина А. С.
Цель обследования:уровень адаптированности детей на начало и конец адаптационного периода.
Обследование проводилось:июнь – август 2012 года.
Количество обследованных:20 детей.
Возраст обследованных детей:3 года.
Количественный анализ:
На начало адаптационного периода была проведена диагностика уровня адаптированности детей к дошкольному учреждению, где первичный срез до профилактической работы показал:
- низкий уровень адаптированности- 10% (2 ребенка)
У ребенка преобладают агрессивно – разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия), активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик), либо отсутствует активность, инициативность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, отказ от активных движений, отсутствие попыток к сопротивлению, пассивное подчинение, подавленность, напряженность).
- средний уровень адаптированности– 35 % (7 детей).
Эмоциональное состояние ребенка нестабильно: новый раздражитель влечет возврат к отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче адаптируется к новой ситуации.
- высокий уровень адаптированности – 55 % (11 детей).
У ребенка преобладает радостное или устойчиво – спокойное эмоциональное состояние. Он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро адаптируется к новым условиям (незнакомым взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что из 20 детей особая профилактическая работа требуется с двумя детьми. Однако, воспитателю нужно эмоционально поддерживать и остальных малышей , чтобы дети проявляли познавательную и поведенческую активность , тем самым легче адаптировались к новой обстановке.
На основе проведенной диагностической и профилактической работы были подготовлены следующие рекомендации.
Рекомендации для воспитателей по взаимодействию с родителями ребенка, поступающего в детский сад:
1. Когда мама придет в группу, выйдите ей на встречу, познакомьтесь с ней.
2. Пригласите маму осмотреть группу, покажите шкафчики, куда дети вешают свою одежду. Пусть мама почувствует, что в группе порядок, что педагоги следят за вещами детей. Затем пригласите ее в группу, обратите внимание на игрушки, пособия, книги. Расскажите, что вы будете с детьми играть, рисовать, лепить, петь и танцевать, читать и рассказывать им сказки. Покажите маме спальню. Если у мамы будет пожелания, куда лучше положить ее малыша, по возможности выполните ее просьбу. Покажите туалетную комнату, обратите внимание, что у каждого ребенка есть свое полотенце, индивидуальная расческа.
3. Познакомьте маму с режимом дня в детском саду, выясните, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском саду. Рекомендуйте маме ориентироваться на режим детского сада и соблюдать его в выходные дни.
4. Узнайте у мамы о ее переживаниях в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Вместе с ней обсудите, как облегчить ему период привыкания к новой обстановке. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы будите подходить к ребенку индивидуально и готовы принимать во внимание особенности его характера.
5. Выясните как можно больше об особенностях и привычках ребенка:
- как называют ребенка дома;
- чем ребенок больше всего любит заниматься;
- особенности поведения, которые радуют и настораживают родителей;
- какие привычки сложились во время еды, пользования туалетом и т. д.
- есть ли в семье другие дети, живут ли в семье бабушка, дедушка;
- состояние здоровья (уточнить у медсестры).
6. Договоритесь о той дате прихода ребенка в детский сад (желательно прийти утром, к концу завтрака, обязательно накормив ребенка перед приходом).
7. Уточните следующие правила в общении с родителями:
- детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там сколько, сколько сочтут нужным;
- родители могут в дальнейшем забирать ребенка в удобное для них время;
- педагог должен выполнять просьбы родителей относительно питания, сна, одежды ребенка;
- все закаливающие мероприятия проводятся только с согласия родителей.
8. В процессе адаптации ребёнка к ДОУ воспитателям также рекомендуется:
- использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
- по рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав;
- предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
- рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
- использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
- создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Рекомендации родителям «Как подготовить ребенка к детскому саду»:
1. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад.
2. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло – летом он сможет ходить сюда. Расскажите родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад.
4. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
5.Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробочку», складывайте туда недорогие вещи. Это могут быть недорогие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, и уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. За лето вы наполните коробочку. Тогда в конце лета, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад – с игрушкой веселей идти, и проще завязать отношения с другим ребенком.
6. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки. Предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.
7. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
8. Помните, что привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
9. Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у которых нет альтернативы детскому саду.
10. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей а присутствии вашего ребенка по имени. Спрашивайте дома своего малыша о его друзьях в группе. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.
11. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка.
13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
14. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверти список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.
15. Если вам нужна помощь, психолог, методист, заведующая детского сада ждут вас!
Педагог- психолог: Иванова И.И.
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующая МДОУ №19
И. Н. Иванникова