Движение с предельно допустимой скоростью
V к/ч Сектор видимости Необозримая и
Препятствие невидимая зона
Поле видимости
Полный остановочный путь
Расстояние до препятствия
Видимый участок пути
Рис. 5. Принципиальная схема для расчета предельно допустимой скорости
Рассмотрим подробно, что же из себя представляют остановочный и тормозной пути. Замедление движения автомобиля зависит от времени, затрачиваемого на процесс торможения. На рис. 6 показано, что с момента, когда водитель замечает опасность, и до момента, когда он нажимает на тормозную педаль, проходит некоторое время, которое называется временем реакции водителя (t1). Оно зависит от субъективных качеств водителя, степени его тренированности и составляет 0,6-0,8 с. У отдельных водителей время реакции может колебаться от 0,3 до 1,5 с. Это означает, что при скорости движения 60 км/час (или 16,7 м/с) автомобиль за время реакции водителя может пройти путь, равный 5,2-25 метров.
После нажатия на тормозную педаль до начала торможения также проходит определенное время, которое называется временем срабатывания тормозного привода (∆t1). Оно зависит от типа этого тормозного привода. У автомобиля с пневматическим приводом это время колеблется в диапазоне 0,2-0,50 с. На автомобиле с гидравлическим приводом ∆t1, составляет 0,03-0,05 с. За это время автомобиль при скорости 60 км/ч проходит путь от 0,5 до 5,4 метров.
Время от начала торможения до возникновения постоянного торможения называется временем нарастания замедления (t2). У автомобилей с пневматическим тормозным приводом оно не превышает 1 с, у автопоездов – 2,0-2,5 с, а у автомобилей с гидравлическим приводом – 0,15-0,2 с.
Далее в процессе торможения наступает период, который называется временем интенсивного торможения (t3) . Оно зависит от скорости автомобиля и коэффициента сцепления шин с дорогой.
Опытным путем и расчетами установлено, что при торможении автомобиля в обычных условиях эксплуатации за время подготовительного периода к торможению (t1 + ∆t1 ) он может пройти 50-70% полного остановочного пути.
Время полной остановки автомобиля (торможения) t0 = t1 + ∆t1 + t2 + t3
нТt1 ∆t1 t2 t3 кТ
t0 – общее (суммарное) время остановки
где: нТ и кТ – точки начала и конца торможения;
t1 – время реакции водителя, = 0,3…0,5 с.;
∆t1 – время срабатывания тормозного привода, = 0,03…0,5 с.;
t2 – время нарастания замедления, = 0,15…2,5 с.;
t3 – время интенсивного торможения (зависит от скорости движения и коэффициента сцепления шин с дорогой);
t0 – суммарное время остановки (торможения) автомобиля.
Рис. 6. Время торможения автомобиля
Более наглядно характеризует тормозные свойства автомобиля – тормозной путь. Общий (полный) остановочный путь автомобиля представляет собой сумму тормозных путей, пройденных за все соответствующие отрезки времени, а тормозной – только за время торможения:
Sобщий (полный) остановочный путь (Sоп) = St l + ∆ St l + St 2 + S t3,
S тормозной путь (Sтп) = St 2 + St3
П О М Н И ! Sтп всегда меньше Sоп! |
Sобщий (полный) остановочный путь
I < Тормозной путь Sтп > I
где : нТ и кТ – точки начала и конца торможения;
St l , ∆ St l, St 2 и S t 3 – отрезки пути, пройденного автомобилем:
за время реакции водителя t1,
за время срабатывания тормозного привода ∆t1,
время нарастания замедления t2
при торможении с полной интенсивностью t3.
Полный остановочный и тормозной путиавтомобиля
Полный остановочный путь в зависимости от дорожных условий можно увидеть на графиках, приведенных на рис. 8. Величина тормозного пути во время интенсивного торможения зависит от многих факторов и прежде всего от скорости движения автомобиля. При том, чем выше скорость, тем длиннее этот путь. Так, при скорости 20 км/ч по сухому асфальту он будет равен примерно 3 метрам; при скорости 40 км/ч он увеличивается почти в четыре раза и составит около 11 метров; при скорости автомобиля 60 км/ч тормозной путь будет превышать 23 метра (рис.9) .
(Здесь и в других примерах цифры несколько округляются.)
10 20 30 40 50 60 70 80 90 Скорость движения,км/ч |
Рис. 8. Полный остановочный путь в зависимости от дорожных условий
На величину тормозного пути влияют также состояние шин автомобиля, проезжей части дороги и погодные условия. В дождливую погоду или снежную проезжая часть становится скользкой, и при одной и той же скорости автомобиля тормозной путь значительно увеличивается (рис. 10). Следует также отметить, что длина тормозного пути зависит от веса автомобиля и величины продольного уклона дороги. Более тяжелая машина – грузовик, автобус – имеет больший путь торможения, чем, например, маленький. На дороге, имеющей спуск, тормозной путь одной и той же автомашины будет больше, чем на подъеме.
Рассмотрим сказанное выше на примере. Автомобиль марки "ВАЗ" движется со скоростью 60 км/ч по сухой асфальтовой дороге. На проезжую часть неожиданно вышел пешеход. Водитель увидел пешехода и своевременно начал принимать все необходимые меры для остановки автомобиля.
Определим полный остановочный путь автомобиля.
Если Stl =13,4 м; ∆Stl = 0,5 м; St2 = 3,3 м; St3 = 21,1 м, то его полный остановочный путь буде равен:
Sп. о. п. = Stl + ∆Stl + St2 + St3 = 13,4 + 0,5 + 3,3 + 21,1 = 38,3 м.
Как видно, остановочный путь при данных условиях равен приблизительно 38 м. Отсюда видно, что если водитель заметил пешехода (или велосипедиста) за несколько метров, то остановить машину на безопасном расстоянии он не может. А ведь приведенный пример относится к автомобилю с исправными тормозами, хорошими шинами.
ДОРОГА СУХАЯ
v = 20 км/час 3 М
v = 40 км/час 11 М
v = 60 км/час 23 М
Рис. 9. Тормозной путь в зависимости от скорости движения
К тому же у водителя хорошая реакция, благоприятные погодные условия. При прочих условиях остановочный путь автомобиля значительно увеличивается. Это и следует понять – какой страшной опасности подвергает себя пешеход, пытаясь пересечь улицу или дорогу перед движущимся автомобилем.
Конечно, каждый водитель должен внимательно следить за исправностью тормозов и состоянием шин, да и правилами дорожного движения запрещается выезд на неисправном автомобиле. Водитель также учитывает состояние погоды и проезжей части дороги при движении. Но если пешеходы не будут соблюдать безопасной для них дистанции, то далеко не всегда водитель сможет остановить машину и избежать наезда. Вот почему следует понять и уяснить, что такое остановочный путь автомобиля и почему так важно не перебегать проезжую часть улицы или дороги перед близко двигающимися транспортными средствами.